Разбор посвящен фильму «Матрица» 1999 г. В тексте вы не увидите новых мыслей, но получите интересный взгляд на некоторые смыслы. Анализ посвящен трем основным идеям фильма: предсказаниям, порядку и движущей силе человечества.
Реальны ли предсказания?
В социологическом и футурологическом дискурсе есть понятие «футурошок». Это страх человека перед будущими изменениями. Часто эти изменения появляются из-за технологического развития.
Например, прогресс в области ИИ создает страх восстания машин. Есть те, кто скажет, что ничего не боится, но есть и доля тех, кто чувствует опасность.
В «Матрице» угроза искусственного интеллекта ставится в начале фильме, когда Морфеус говорит, что машины захватили мир и почти не осталось людей.
Фильм 1999 года, но мысли футуристичные. Кто тогда мог подумать, что когда-то появится нейронная сеть, способная генерировать фотографии, озвучивать ролики, монтировать видео, делать deepfake и даже создавать людей, вести аккаунты и приносить заработок? Сейчас это возможно и уже давно используется.
Предсказание - вроде бы и что-то реальное, а вроде бы и нет. В мире было достаточно предсказаний, которые не сбылись, поэтому отводить «Матрице» особую роль провидца, просто потому что тема об ИИ вроде трансформируется в правду, немного лишнее.
Матрица - основа порядка
Отношение героев фильма к матрице работает как концепция паноптикума Фуко: за всеми следят; нет свободы; все номинально.
Матрица создает и воспроизводит порядок. Система работает бесперебойно и четко. Проблема - люди.
Дискурс матрицы точно связывается с логикой современности: в государствах Глобального Юга развивается, как его называл Инглхарт, авторитарный рефлекс - власть и порядок ужесточаются. Причем эти меры преподносятся как демократические.
Матрица - стабильность, против которой сражаются Морфеус, Нео и им подобные.
Противопоставление порядка в виде Матрицы и реального мира вызывает интерес: с одной стороны, закодированная и контролируемая машиной жизнь человека, с другой, невкусная каша и виртуальность бытия.
Любовь - спасательный круг
Какой фильм без любви... Если бы не признание Тринити, что она полюбит только избранного, как бы Нео одолел агентов.
Никаких споров - любовь в таких фильмах равно угода рынку. Чтобы фильм нормально зашел, нужен не только острый сюжет, неожиданные повороты, но и трогательные признания, окутанные слезами и фатализмом.
Сильна, как смерть, любовь.