Автор : Шерон Мейерс, Тутто Араби.
К середине 1800-х годов насчитывалось более 40 заводов, работающих на основе арабской породы. Многочисленные арабы, выросшие в пустыне прибыли в Россию в то время. Императорские заводы Хреновской, Деркульский, Лимаревский, Стрелецкий разводили очень мало чистокровных лошадей, но все они были снабжены арабскими и восточными жеребцами для селекционной работы. Также арабы были привезены из Польши, в том числе рыжий жеребец Hussar oa. Жеребец был подарен принцу Уэльскому (Эдуарду VII) во время его турне по Индии в 1875 году и отправлен в Англию, где он был продан в 1878 году в Ислингтонском сельскохозяйственном зале в Лондоне, а затем отправился в Польшу. Находясь в Польше, он стоял на конезаводах Янишовка, Узин и Шамрайовка перед отправкой в Стрелецкий завод. В Стрелецком, Хуссар произвел на свет гнедого жеребца Гунейада (от Эгоистки), а Гуниад был вывезен в Америку в 1893 году, где он удостоился звания первой русской лошади, зарегистрированной в Американской арабской племенной книге.
Уилфрид и леди Энн Блант, владельцы конного завода Crabbet Park в Англии экспортировали значительное количество лошадей в Россию в 1800-х годах. Гнедой жеребец Фараон 1876 г.р. куплен в 1878 г. мистером Скином в Сирии для Блантов и отправлен в Англию в 1879 году. Затем он был продан на их первой продаже графу Юзефу Потоцкому за 525 гиней в 1882 г. в Антонин Стад в Польше. Граф Потоцкий продал его три года позже, и он стал главным жеребцом Императорского российского конезавода, со временем переехавшего в Государственный конный завод, Деркульский. Примечательно, что Бланты задумались о его выкупе в 1891 году.
Полковник Александр де Сданович посетил летнюю распродажу Crabbet Park в 1899 г. для закупки лошадей для российского правительства. На этой распродаже полковник купил гнедого жеребца Наамана (Mesaoud/ Нефиса) вместе с Динарзаде (Ратаплан/Дахна), Дийлех (Ашгар/Дахна), Джейнейна (Азрек/Тушканчик) и Фезара (Мерзук или Месауд/Ферида). Он также купил прекрасную серую кобылу 1879 года Собха (Вазир/Сельма) за 200 гиней. Первоначально Собха была импортирована в Англию после покупки у ее заводчика Махмуда Бея в Каире.
Знаменитый гнедой жеребец Mesaoud 1887 (Aziz/Yemameh), купленный у Али-паши Шерифа Блантами зимой 1888/9 г. попал в Россию через Польшу в 1910 г. Он произвел на свет много влиятельных лошадей в Крэббет-парке и большой процент этих лошадей продолжали создавать значительное влияние на арабскую породу во всем мире. Гибель этих лошадей действительно стала трагической потерей для России и остального мира, ни одна из этих лошадей или их русских потомков не уцелели после Первой мировой войны и русской революции.
Два выдающихся россиянина, увлекшихся арабскими лошадьми в 1800-х годах стали князь Александр Григорьевич Щербатов и граф Сергей Александрович Строганов. Они очень любили лошадей и после прочтения рассказа Блантов об Аравии, они решились на путешествие туда. Семья Строгановых происходила из Новгорода и развивала обширную торговую империю, включающую соляные шахты, железные рудники, торговлю мехом, и имела фермерские угодья. В 1558 г. роду Строгановых были пожалованы целинные земли по р. Каме с правом создания собственной независимой провинции. В конце концов, желая расширить свою империю, Строгановы финансировали Зауральскую экспедицию в 1581 г. со своим частным войском, которым руководил Ермак Тимофеев, она в основном состояла из казаков и многочисленных наемников. Они разгромили Кучумского хана и провозгласили земли своими во благо Царя. Царь вознаградил за заслуги с последующим пожалованием земель для освоения обширных Сибирских территорий. Столетия напролет Строгановы были убежденными сторонниками монархии в России.
Из этой известной и богатой семьи вышел граф Сергей Строганов, присоединившийся к князю Щербатову и его жене княгине Ольге Александрович (сестра Строганова), они отправились в Сирию и пустыни Северной Аравии в 1888 году.Их путешествие было организовано по тому же маршруту, по которому Бланты проехали шесть лет назад. Туристическое агентство Томас Кук организовало их поездку и предоставило переводчика, а также гида-бедуина. Гидом был Шейх Наср ибн Абдулла. И Щербатов, и Строганов хотели изучить арабскую лошадь в ее естественной среде в Аравии. Во время своего путешествия они встретили много людей, которые вспомнили Блантов, и им так же попался Шейх Мухаммед из племени Ибн-Арук, который путешествовал с Блантами на протяжении всего их путешествия. В этой поездке Щербатов и Строганов купили по два чистокровных арабских жеребца, и девять чистокровных кобыл были куплены непосредственно в племени Аназа. Два других жеребца купил граф Строганов: трехлетнего Кохелайн Ажуз и двухлетнего Манеги Лагра, но их в основном использовали на кабардинских и кабардино-арабских кобылах в России. В 1899 году Строганов и Щербатов посетили Уилфрида Бланта в Crabbet Park в Англии. Они дали рекомендации Правительству России закупить лошадей у Crabbet Stud. Их следующее совместное путешествие в Сирию было в 1900. Им также посчастливилось приобрести лошадей Восточного разведения.
Граф Строганов основал свой конезавод арабских лошадей в 1889 г. у подножия Кавказских гор в Ставропольском крае России (нынешняя территория Терского конного завода) с лошадьми, купленными во время его путешествия в 1888 году. Гид путешественников Шейх Наср Ибн Абдулла два года гостил у графа Строганова в России и позже подарил ему двух серых арабских жеребцов.
Вновь посетив Дамаск в 1895 г., Строганов купил трех чистокровных кобыл для своего племенного дела с помощью Шейха Насра Ибн Абдулла. При посещении Парижской международной выставки лошадей в 1900 году он купил серую кобылу Макбула (Вазир/Макбула) у Блантов. Уилфрид Блант взял несколько лошадей в Париж, чтобы выставить их на этой выставке.
Граф Строганов имел большой успех, когда покрыл Кохелайном Ажуз и Манеги Лагра кабардинских и кабардинско- арабских кобыл. Эти лошади были востребованы на рынке для Русской Армии. Граф Строганов считал, что арабы должны быть выращены в условиях, близких к тем, что были в Северной Аравии, которые включали сухой континентальный климат с жарким летом, каменистую почву и, по возможности, качественный фураж. Он считал, что лошади, разводимые в племенных условиях, должны подвергаться заводским испытаниям на резвость чтобы сохранить основные качества скорости и выносливости.
Приемы управления заводом, графа Строганова, были довольно продвинутые для своей эпохи, так как он кормил овсом круглый год свое чистокровное поголовье, за исключением тех случаев, когда травы было много. Лошадей выгоняли пастись на рассвете, затем загоняли в сумерках и давали доступ к воде два раза в день. обыл обычно крыли в трехлетнем возрасте, и часто они рожали первых жеребят в четыре года. Как и многие из более ранних импортеров арабов, он обнаружил, что лошади были более рослые в будущих поколениях, чем их выращенные в пустыне родители. Он писал: «При выборе производителей и маток учитывались следующие критерии: общая конституция, особенно тонкие и крепкие сухожилия; хорошая костная структура с правильным поставом ног; хорошее копыто; здоровые легкие; и, наконец, гармоничные линии при пропорциональном развитии каждой части животного: другими словами, общая красота. Движения должны быть правильными, мощными и энергичными. С другой стороны, завод не стремился производить какой-либо конкретный тип арабской лошади, поэтому не уделял особого внимания таким моментам, как форма головы или размер глаза».
Конезавод князя Щербатова был основан в центральной России, и он крыл своими чистокровными арабскими жеребцами полуарабских и донских кобыл. Он написал информационный буклет «Арабская лошадь и ее значение», который был распространен среди заводов той эпохи. Князь Щербатов был связан с Международным обществом охраны арабской лошади, которое было образовано в 1912 году в Египте. Покровителем был Х.Х. Аббас-паша с Его Высочеством принцем Мохаммедом Али в качестве президента общества и принц Йорессеф Кениал в качестве вице-президента. Князь Щербатов также, от туда поставлял в Россию полукровных лошадей для нужд русской армии.
Выведение лучших кавалерийских лошадей имело большое значение, поскольку армейская лошадь была важным компонентом военной мощи страны. Идеальная легкая кавалерийская лошадь должна была обладать такими качествами, как выносливость, стойкость, ловкость, крепостью конституции, гармоничным, но прочным телосложением и иметь хороший нрав. Эти лошади должны были нести 265 фунтов (120,45 кг) или больше по весу и должны были безопасно везти наездника на всех аллюрах по очень разнообразной местности. Кавалерийская лошадь должна была оставаться в целости и сохранности при неблагоприятных погодных условиях, которые включали холод, дождь, грязь, снег, жару и влажность, часто также при довольно скудном рационе. Многие российские коневоды считали араба идеальной легкой кавалерийской лошадью из-за его превосходного темперамента, здравомыслия и выносливости при скудном питании.