Найти тему
Panzer models

Штурмовые орудия StuG III в Восточной Пруссии в 1944-1945 гг. Часть 1.

Тема военной техники применявшейся в боях 1944-1945 годов в Восточной Пруссии интересная и, почти, не раскрытая.
На фотографиях встречаются довольно живописные варианты боевых машин.

Попробуем восполнить существующий пробел и разобраться в конкретных образцах боевых машин германской армии.

Статьи будут включать несколько документальных фото техники с их описанием, привязкой, характерными особенностями машины и, по возможности, варианты цветного профиля.

Самыми многочисленными представителями бронетехники Третьего Рейха здесь, в Восточной Пруссии, являются штурмовые орудия StuG III.

Это неудивительно, так как построено их было более 10,5 тысяч машин - это самый массовый показатель производства боевой машины в нацисткой Германии.

Начну описание со стандартных модификаций StuG III Ausf.G. На фото в Восточной Пруссии встречаются, как ранние машины серии, так и поздние.

Штурмовые орудия могут иметь циммерит, стандартные или оригинальные бортовые экраны и другие полевые доработки.

StuG III Ausf.G поздней серии с номером 304 на бортах рубки.
StuG III Ausf.G поздней серии с номером 304 на бортах рубки.

Первое StuG III Ausf.G в этой подборке - довольно известное фото, в подписи к которому указывается номер В04.

Я же склоняюсь к более стандартному варианту - номер 304 черного цвета, цифра "3" которого частично закрашена нанесенным поверх большим черно-белый балочным крестом.

Вид с правого борта. Циммерит "вафельного" типа, поддерживающие ролики цельнометаллические с отверстиями.
Вид с правого борта. Циммерит "вафельного" типа, поддерживающие ролики цельнометаллические с отверстиями.

Еще один черный крест меньшего размера рядом, ближе к задней части рубки без видимых белых уголков.
Данное орудие модификации Ausf.G с маской Saukopf покрыто циммеритом вафельного типа, имеет поддерживающие ролики с отверстиями, стандартный багажник на крыше моторного отсека и дополнительно приваренный крепеж в виде загнутых металлических полос.
Предполагаю, это крепление для двух запасных катков или фрагмента гусеницы.

Цельнометаллический поддерживающий ролик с 6 круглыми отверстиями.
Цельнометаллический поддерживающий ролик с 6 круглыми отверстиями.

Некоторые источники утверждают, что штурмовое орудие принадлежит 185-й бригаде штурмовых орудий (StuGBrig 185). По другим снимкам точно обозначенным орудиям этой части заметна двухзначная система нумерации самоходок. Поэтому скорее всего штурмовое орудие из другой части, возможно из 904 StuGBrig.
Это StuG III Ausf.G окрашено белой смываемой краской для маскировки в зимнее время. Белая окраска изрядно потерта и в некоторых местах заметна прежняя летняя окраска.

Цветной профиль правого борта, вариант окраски очень похож.
Цветной профиль правого борта, вариант окраски очень похож.
Цветной профиль левого борта. Тоже интересный боковик с циммеритом на борту корпуса, фрагментом запасных траков и разными роликами. Фото левого борта орудия у меня нет для подтверждения соответствия схемы.
Цветной профиль левого борта. Тоже интересный боковик с циммеритом на борту корпуса, фрагментом запасных траков и разными роликами. Фото левого борта орудия у меня нет для подтверждения соответствия схемы.

Источники и ресурсы.
Firefly Collection No.7 "StuG. Assault Gun Units in the East. Vol II".
"Штурм Кенигсберга". Фронтовая иллюстрация 2005 №01.
Wydawnictwo Militaria 235. Konigsberg 1945.
М. Барятинский. Штурмовые орудия Гитлера. Артштурмы в бою.
Торнадо. StuG III.