Найти в Дзене
МДЦ Эталон

УКЭП+МЧД (знать обязан каждый)

Чтобы подписывать документы в электронном виде работникам организации требуется лично получить УКЭП физического лица в УЦ в связи с переходом на ЭДО с 01 сентября 2024 г. После получения УКЭП физического лица руководитель организации должен выдать машиночитаемую доверенность работнику (МЧД). Понятие МЧД введено в рамках проведения реформы электронной подписи Федеральным законом № 476-ФЗ. МЧД – это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника организации, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Оформление МЧД возможно в личном кабинете юридического лица на Госуслугах. Такой документ можно использовать для получения услуг на портале или при взаимодействии с любыми контрагентами. Выпустить МЧД можно и в системе организации или в любой другой системе, имеющей функциональность по созданию МЧД. С целью комфортного перехода (до 01 сентября 2024 г.) на использование МЧД ФНС России разработал специальный бесплатный сервис «Созд

Чтобы подписывать документы в электронном виде работникам организации требуется лично получить УКЭП физического лица в УЦ в связи с переходом на ЭДО с 01 сентября 2024 г.

После получения УКЭП физического лица руководитель организации должен выдать машиночитаемую доверенность работнику (МЧД).

Понятие МЧД введено в рамках проведения реформы электронной подписи Федеральным законом № 476-ФЗ.

МЧД – это доверенность в электронной форме, в формате XML, где описаны полномочия сотрудника организации, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Оформление МЧД возможно в личном кабинете юридического лица на Госуслугах. Такой документ можно использовать для получения услуг на портале или при взаимодействии с любыми контрагентами.

Выпустить МЧД можно и в системе организации или в любой другой системе, имеющей функциональность по созданию МЧД.

С целью комфортного перехода (до 01 сентября 2024 г.) на использование МЧД ФНС России разработал специальный бесплатный сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме» доступный по ссылке https://m4d.nalog.gov.ru/emchd

-2

С помощью данного сервиса можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для предоставления отчетности и подписания иных документов, регулирующих деятельность в сфере трудовых отношений. Для этого необходимо нажать на вкладке кнопку «Скачать доверенность» (см. рисунок выше с надписью 571 581 в голубом квадрате). Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его и в дальнейшем использовать в электронном документообороте. После перехода на МЧД подписание рабочих документов другим способом сотрудниками невозможно.

-3

Выбрать тип МЧД из 5 предложенных вариантов и перейти к загрузке файла и шифрования.

-4

Применение МЧД до 01 сентября 2024 г. носит добровольный характер, который был продлен с 01 сентября 2023 г. по 01 сентября 2024 г. на основании Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 536-ФЗ.

Однако Федеральный закон от 04 августа 2023 г. № 457-ФЗ внес очередные поправки в закон об электронной подписи, тем самым скорректировал сроки перехода на обязательное применение МЧД.

Список информационных систем, где можно хранить машиночитаемую доверенность, определен Правительством Российской Федерации (Постановления Правительства РФ № 223 и № 224 от 21 февраля 2022 г.) в него входят:

1) ЕСИА портала «Госуслуги»;

2) ИС аккредитованного удостоверяющего центра;

3) ИС аккредитованной доверенной третьей стороны;

4) ИС оператора электронного документооборота;

5) ИС, в которой подписан и из которой направляется электронный документ;

6) ИС федерального органа исполнительной власти.

Создать МЧД можно самостоятельно в информационной системе организации, в соответствии с требованиями к составу, установленными Приказом Минцифры России от 18 августа 2021 г. № 857 «Об утверждении единых требований к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи».

УКЭП физического лица совместно с МЧД потребуется для подписания следующих документов:

- трудовой договор;

- договор о материальной ответственности;

- ученический договор;

- договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;

- приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания;

- уведомление об изменении определённых сторонами условий трудового договора.

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений регулируется статьями:

22.1 «ЭДО в сфере трудовых отношений»;

22.2 «Порядок введения ЭДО и приема на работу к работодателю, использующему ЭДО»;

22.3 «Взаимодействие работодателя и работника посредством ЭДО» Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) с работниками, работающими по месту нахождения организации.

ЭДО можно вести на цифровой платформе «Работа в России» доступной для работодателей и работников бесплатно и доступной по ссылке https://ekdo.trudvsem.ru/#start

Предоставление работнику электронных документов, созданных с использованием цифровой платформы «Работа в России» происходит посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).

-5

После регистрации организации на цифровой платформе «Работа в России» работодатель уведомляет работника о переходе на ЭДО и на основании его письменного согласия, за исключением части 7 статьи 22.2 «Порядок введения ЭДО и приема на работу к работодателю, использующему ЭДО» ТК РФ ведет ЭДО в сфере трудовых отношений.

Согласие на взаимодействие с работодателем посредством ЭДО не требуется от лиц, которые приняты на работу после 31 декабря 2021 г. и у которых на указанную дату отсутствует трудовой стаж.

Расходы на получение работником электронной подписи (при ее отсутствии) возложены на работодателя на основании статьи 22.2 ТК РФ.

-6

Получить УКЭП физического лица необходимо только в аккредитованных удостоверяющих центрах (см. статью «Электронная подпись: виды, особенности, УЦ» на Дзен МДЦ «Эталон»).