Найти в Дзене

Каролине Королёвой - так рано ушедшей

У неё было удивительное имя, необычное – Каролина! Но Аня звала её Королёк. Ласково, как птичку. Подружка и правда была невысокого ростика, но такая ладненькая, хорошенькая, большеглазая – и боевая! Боевая пичуга. Они с Аней составляли отличную парочку. Аня Матвеева спокойная, тихая, Каролина Королёва – наоборот, активная, подвижная, выдумщица. Со стороны и не подумаешь, что такие непохожие девочки на самом деле не разлей вода. А их и скрепляла эта разница. Одну постоянно заносило, вторая её слегка притормаживала, уберегая от совсем уж необдуманных вещей. Например, проверить, правда ли сугроб смягчает падение. Может, и смягчает, но не с третьего же этажа прыгать! Аня от этой дружбы получала не меньше, чем подруга. В её характере не было бесшабашности, способности без оглядки пуститься в приключения, а рядом с Каролинкой её жизнь становилась яркой и праздничной. Чуть не каждый день - событие! Однажды Каролина затеяла слежку. Они выбрали какого-то толстого дядьку в шляпе, который купил н

У неё было удивительное имя, необычное – Каролина! Но Аня звала её Королёк. Ласково, как птичку. Подружка и правда была невысокого ростика, но такая ладненькая, хорошенькая, большеглазая – и боевая! Боевая пичуга.

источник: freepik
источник: freepik

Они с Аней составляли отличную парочку. Аня Матвеева спокойная, тихая, Каролина Королёва – наоборот, активная, подвижная, выдумщица. Со стороны и не подумаешь, что такие непохожие девочки на самом деле не разлей вода.

А их и скрепляла эта разница. Одну постоянно заносило, вторая её слегка притормаживала, уберегая от совсем уж необдуманных вещей. Например, проверить, правда ли сугроб смягчает падение. Может, и смягчает, но не с третьего же этажа прыгать!

Аня от этой дружбы получала не меньше, чем подруга. В её характере не было бесшабашности, способности без оглядки пуститься в приключения, а рядом с Каролинкой её жизнь становилась яркой и праздничной. Чуть не каждый день - событие!

Однажды Каролина затеяла слежку. Они выбрали какого-то толстого дядьку в шляпе, который купил на уличном рынке арбуз и гордо понёс его на раскрытой ладони. Круглый арбуз отчётливо виднелся на фоне неба, и Каролина вдруг сказала:

- А давай гипнотизировать, чтобы арбуз свалился!

- Давай! – тут же поддержала Аня, и они уставились на дядьку.

Тот всё шёл себе и шёл, неся вперёд и свой объёмный живот, и арбуз. А девчонки, сцепившись локтями, шагали вслед и пялились в его спину. Дяденька что-то почувствовал, а может, у него просто между лопатками зачесалось, но он забеспокоился, начал оглядываться. Тогда Каролина сказала:

- Надо не на него смотреть, а на арбуз!

- Как это? Он же не живой! Как его загипнотизируешь?

- Мы не гипнотизировать будем, а толкать. Взглядом.

И они начали толкать. У Ани от напряжения даже глаза заболели. Рядом пыхтела подруга – тоже старалась. И тут внезапно арбуз на ладони зашатался и рухнул на асфальт! Чихнувший в этот момент дядька теперь стоял и растерянно смотрел на яркие обломки несостоявшегося пиршества.

Выругался, махнул рукой и пошёл дальше. А девчонки, сами не ожидавшие такого результата, переглянулись, прыснули от смеха и поскакали в обратном направлении.

В другой раз они полезли на гаражи.

Ряды металлических домиков стояли прямо в обширном дворе многоэтажки, в которой жила Аня. Ребятня иной раз бегала по гудящим крышам. Автовладельцы не любили этого, ругались, гоняли. Самой Ане такие забавы не особенно нравились, и, если бы не Каролинка, она бы на них не полезла. Но дело было зимой, и рядом с крайним гаражом лежала гора снега. Подруге всё же хотелось проверить амортизирующие свойства сугроба. Не с третьего этажа, так с гаража!

В тот день их точно бог уберёг: под грудой снега лежали бетонные балки и сварные металлические прутья. Их сгрузили сюда ещё осенью, а потом завалило снегом.

- Кто первый?

Каролинка сидела на гребне острой крыши, придерживаясь за него руками в красных варежках. Было страшновато – и ей тоже. Всё же гараж высокий, сугроб под ним глубокий. Аня трусила, но виду не подавала.

- Давай вместе? По счёту.

- Ага! Но кто первый, ладно?

- У тебя подошва скользкая! – с завистью сказал Аня. Её новенькие сапожки скользили плохо.

Каролинка только озорно ухмыльнулась.

- А кто последний, тот мороженое покупает! – заявила она. – Давай! Раз, два…

В этот момент на дорогу выступил мужчина. Скорее всего, это был владелец гаража, который или незаметно подошёл с другой стороны, или был уже внутри. Во всяком случае он сделал широкий шаг и стал виден девочкам. И сам увидел их.

- Стойте! – крикнул он. – Нельзя прыгать! Там железки, убьётесь!

Каролина недоверчиво посмотрела на такой чистый, мягкий с виду сугроб.

- Ну, ладно, – пробормотала она, отползая назад.

Летом они проходили как-то раз мимо. Там действительно валялась груда строительного мусора. Переглянулись. Креститься тогда не умели.

Был ещё случай, когда подруга сманила Аню зимой в поход. Пошли по дну длинного оврага вдоль незамерзающего ручья. Хотели найти, куда он впадает.

На Каролинке была новенькая белоснежная шубка. Такая чистенькая, пушистая – загляденье! Они шли по разные стороны ручья, сталкивая в тёмную воду комки снега и болтая, и неожиданно дошли до конца маршрута!

Ручей впадал в маленькое озеро, окружённое глухим бетонным забором какой-то промзоны. Прямо из земли на склоне противоположного берега торчала большая труба, через которую периодически сливали отходы.

Озерцо, в отличие от ручья, полностью замёрзло. Сквозь прозрачный лёд виднелась чёрная спокойная вода.

- Покатаемся? – задорно предложила Каролина.

Аня с сомнением глянула на ледяную корку.

- А если треснет?

- А если нет? Напишешь за меня сочинение!

Каролина осторожно ступила на поверхность озера. Скользящий шажок, ещё один. Стало понятно, что трусиха Аня опять проиграла. Подружка обернулась, улыбаясь во весь рот, и в этот момент лёд треснул.

Крак! И она уже в воде, цепляется за ломающиеся края полыньи. Аня в панике огляделась: место глухое, на помощь никто не придёт. Подруга молча боролась, пытаясь не уйти на дно. Аня плюхнулась на снег, протянула руку – не достать. Чуть-чуть не хватает!

Стащила с ноги сапог, протянула. Каролинка вцепилась в голенище, и Аня потихоньку подтащила её к берегу.

Отдышались. Как смогли, отжали шубку, теперь чёрную от мазута, и пошли домой. По пути молчали. Каролина думала, как объясняться с родителями, а Аня просто сочувствовала.

Было и ещё приключение.

Однажды Каролинка заявила, что надо отомстить одному гаду.

Гад был вредным стариком. Он жил в первом домике на той же улице, где стоял и дом Королёвых. По словам подруги, вечно гонял ребят, когда они играли под его окнами. А играли они часто, потому что рядом с его домом была отличная площадка для футбола. Старикан страшно матерился и гонялся за ними с колючей метлой. Костику недавно попало. Аж по лицу! Каролина сказала, что такому гаду надо показать, где раки зимуют.

Они пошли на дело уже в зимних сумерках. Спрятались за сугробами через дорогу. Запасли ледышек и твёрдых снежков. Светилось маленькое окошко, старикан, наверное, пил чай и ни о чём не подозревал.

- Начали! – шепнула Каролина, и первый залп обрушился на деревянную дверь. Прошло несколько секунд, хозяин дома выглянул за порог, покрутил головой, никого не увидел, раздражённо закрыл.

- Давай!

Второй залп забарабанил в дверь. С тем же результатом. На этот раз старикан что-то угрожающее прокричал в воздух и скрылся.

Третий залп! Видно, хитрый гад прятался в сенях в ожидании. Он сразу же открыл дверь и выскочил наружу, наверное, думал увидеть безобразников, но просчитался. Почему-то он не догадывался посмотреть на кучу снега напротив. Но старик, по-видимому, был не из сообразительных.

Ещё залп. Тишина.

- Хочет, чтобы нам надоело! А нам не надоест, - боевито заявила подружка.

Они продолжили обстрел, каждый раз делая паузу, чтобы увидеть реакцию. Старик терпел. В какой-то момент у девчонок кончились снаряды, и они разбрелись, собирая новые. Аня подняла голову и увидела, что к ним подбирается мужик. Тот самый! Его приземистая фигура в сумерках показалась ещё страшнее.

- Королёк! – пискнула Аня.

Подружка взглянула и припустила прочь. Аня выронила снежки и кинулась за ней. Позади слышался топот огромных сапог. От ужаса ноги стали ватными. А тут ещё никогда не скользившие сапоги вдруг поехали на укатанной дороге, и Аня упала. В оцепенении лежала она на снегу и смотрела, как приближается страшный дед. Быстрая Каролинка, убежавшая далеко, теперь вернулась и завопив что-то нечленораздельное, начала швыряться в дядьку ледышками. Тот заворчал, отмахиваясь, а подруга уже тянула Аню к себе.

- Вставай!

Вместе они рванули по дороге.

- Он тебя видел! – задыхаясь говорила Аня. - Узнал. Родителям скажет.

- Ну и что! – храбрилась Каролинка. – Зато отомстили!..

Аня улыбнулась, вспоминая детство. Да уж, вытворяли они знатно.

Каролина была средней дочкой в семье. Старшая Ирина училась на юриста, младшие - двойняшки Лина и Алина - ходили в детский сад. На среднюю у родителей не хватало времени, и она росла сама по себе. В школе с языка учителей не сходило:

- Королёва, контрольная – «два»! Поведение – «два»!

Пионерский отряд класса даже взялся подтягивать Каролину по учёбе. Сначала, правда, проработали на собрании. Председатель совета отряда Толик Комаров сказал:

- Королёва плохо учится и тянет класс назад. В четвёртом «б» вымпел уже третью четверть висит, а мы отстающие.

- А будто бы я одна плохо учусь! – огрызнулась Каролинка.

- Не одна. Но ты можешь лучше! – возразила со своего места Оля Тен, девочка рассудительная, отличница.

Решили, что Оля будет подтягивать учёбу, а поведением займётся… Аня!

- Вы подруги, ты и должна помочь! – заявил Толик.

Домой плелись молча. Каролина злилась. Вдруг взяла и со всей силы пнула ледышку. Та пулей скакнула на проезжую часть и ударила проезжающую машину в блестящий бок. Обе девчонки замерли, а когда увидели, что водитель начал тормозить, рванули подальше от места преступления.

Завернув за угол, проверили, что погони нет, посмотрели друг на друга и заулыбались. Аня протянула подружке мизинец:

- Мирись, мирись?

Хотя они, вроде, и не ссорились, но Каролинка мизинец пожала. Её отпустило.

Оля Тен проявила недюжинное упорство, догоняя подшефную после уроков и усаживая за парту на дополнительные занятия. Ане приходилось оставаться тоже, за компанию. То ли нудные Олины пояснения помогли, то ли Каролина перестала валять дурака и начала стараться, лишь бы избежать этих мучений, но пара её «пятёрок» и несколько «четвёрок» совет класса вполне устроил. Что касается поведения, тут Аня была бессильна. Да и в чём состоят прегрешения подруги, она не очень понимала.

На уроках крутилась, это правда, но не сильно, и не одна она. На переменках бегала, но ведь бегали все! Подставила подножку толстому Игорьку, он неудачно упал, ушиб руку. Но перед этим Игорёк назвал Каролину крысой, поэтому и понёс справедливое наказание.

Был в параллельном классе один дебил, которому пришло в голову цеплять Аню. Почему именно её? А кто таких разберёт! Сначала Аня не придала значения, что в толпе, ломящейся в столовую кто-то тычет её в спину. Больно, кстати! И один раз, и другой, и третий. Оглянешься – а там только ухмыляющиеся рожи мальчишек.

Портфели иногда все бросали прямо в кучу в коридоре. Однажды Аня нашла среди учебников мокрую тряпку, и пропали две конфеты.

Подруга, с которой она делилась этими неприятностями, предложила ловить на живца. Специально отстала ото всех в очереди на обед и точно вычислила обидчиков. Пока Аня ойкала и поворачивалась на тычки, Каролина уже налетела коршуном и надавала дуракам поджопников.

Опять драка! Каролинке, кстати, прилетело под глаз, она потом неделю фингалом светила.

Не разобравшись, её пропесочили в стенгазете, нарисовав противный шарж. Аня тогда впервые в жизни пошла против коллектива: содрала газету со стены и выбросила. И сказала:

- За меня только Каролина и заступилась! Рисуйте свои рисульки на самих себя!..

Вспомнив и этот эпизод, Аня опять грустно улыбнулась. Не была она смелой, не была сильной, не любила высовываться и не оказывала подруге настоящую поддержку. Во всяком случае, публично. Она и дальше по жизни пошла такая вот, ни рыба, ни мясо, тихушница, одно слово. А жизнь-то заставила бороться – и за себя, и за дочку свою.

Аня замуж вышла рано, по большой любви, ещё на 4 курсе. Госы сдавала уже с малышкой на руках – и будучи разведённой. Ладно хоть жила у родителей.

Дочурка росла очень активная. Иногда Ане казалось, что в неё вселился дух подруги детства, такая она была бесстрашная. Любопытство загоняло Карину на стремянку, чтобы дотянуться до красивой вазы, - и это в 1.5 года! Любопытство гнало вперёд к стае бродячих собак, от которых отбиваться пришлось уже матери, с воплями, повыше подняв ревущую трёхлетнюю дочку.

В 4 года Карина чуть не съела стеклянную ёлочную игрушку в виде вишенки – уж больно привлекательно она выглядела – как настоящая! В 6, ничему не наученная предыдущим опытом, подружилась с бродячими щенками, которые жили под гаражами, и даже лазала к ним в нору, «в гости»! В 8 лет общительная дочка притащила домой кучу одноклассников. Мало того, что подъели всё, что было, но и сломали диван-раскладушку! Дочка и привела всех «попрыгать». Весело же!

В школе неугомонный характер дочери создавал много проблем. С одной стороны, она участвовала во всех мероприятиях, от конкурса чтецов до КВНов. С другой, учительница не любила её за грязь в тетрадях, вечно сбитый на сторону бант, дыры на колготках (где она умудрялась их продрать?). Аню вызывали в школу то за сломанную указку, то за прыжки по партам, но чаще за драки! Заступилась за подружку, не стерпела обзывательств в отношении себя или вот выясняла отношения с «ашками» за весь класс: «А чего они на нас бэкают!»

Училась Карина неплохо, была любознательна и много читала, но вот остальное... В общем, тот ещё портрет неудобного гиперактивного ребёнка.

Сидя в очередной раз перед столом Юлии Матвеевны, классного руководителя дочери, Аня услышала:

- Уж и не знаю, что с вами делать. Буду, видимо, писать на вас в инспекцию по делам несовершеннолетних. Семья же у вас неполная? Вы не справляетесь с воспитанием.

Аня обалдела, но взяла себя в руки. Сейчас эта дама олицетворяла собой власть. Она действительно могла сделать то, о чём говорила. Вспомнились страшные истории, как ювенальная инспекция забирает детей из семьи не разобравшись, по доносу. Что будет с её маленькой девочкой, если случится что-то подобное? Мгновенно приняв решение, Аня ответила:

- А вам не сказали? Мы уходим из школы, переезжаем.

Юлия Матвеевна оживилась: этот решало проблему успеваемости и дисциплины в её классе. Ей казалось, что остальные дети – паиньки и лапочки. Паршивой овцой была одна.

Вечером Аня сказала дочке:

- А как ты посмотришь, если будешь учиться дома?

- И не надо будет ходить в школу? – недоверчиво спросила Карина. – А кто меня учить будет?

- Немножко я. Немножко ты сама. А надо будет, найдём репетиторов.

Всё устроилось как нельзя лучше. Забрав документы, Аня нашла школу, в которой можно было сдавать итоговые контрольные, составила план обучения, и последние полтора года началки прошли, как в сказке. У Карины появилось время не только на учёбу, но и на кружки. Она запросилась заниматься танцами.

Глядя на дочь, такую ладненькую, гибкую, шуструю, что легко сейчас передвигалась по сцене вместе с другими девчонками коллектива, Аня словно смотрела сквозь время. Каролина тоже обожала танцевать и мечтала стать знаменитой балериной. Но в их городе балетной школы не было, и подруга занималась в Доме культуры. После 8 класса ушла в училище культуры.

Повзрослев, они общались меньше, чем раньше. И учились теперь в разных местах, и жизненные интересы были разными. Да и что объединяет подростков? Уж конечно, не прыжки по гаражам. Во всяком случае, это была история не про них.

Однако, Аня приходила на все выступления подруги, а потом обычно провожала Каролину часть пути. Кофейни тогда ещё не торчали на каждом углу, посидеть было негде, максимум – скамейка в парке. Болтали о планах на жизнь, делились, чем живут сейчас. Каролинка осталась неугомонной, смешливой, а теперь ещё стала влюбчивой. Каждый раз следовал рассказ о новом мальчике.

Аня удивлялась, где она их находит. Это не были ребята из окружения Каролины: ни из ДК, ни из училища. Поклонники возникали из воздуха. Однажды Аня сама наблюдала эту картину. Они только что распрощались, Аня уже пошла своей дорогой, как услышала позади:

- Извините, можно с вами познакомиться?

Оглянулась. Перед Каролиной мялся паренёк. Уходя, Аня услышала:

- Хотел подойти раньше, но вы были заняты…

Потрясающе! Похоже, подруга совершенно магнетически действовала на противоположный пол.

Как бы всё повернулось, если бы ей было суждено повзрослеть?

Аня моргнула, прогоняя ненужные мысли, и снова посмотрела на сцену. Карине скоро 10. Педагоги очень её хвалят, выделяя из всех. Мысль, что дочку надо показать в балетной школе, опять всплыла. Если возьмут, начнётся совсем другая жизнь. Другой распорядок, другие расходы. И ответственность более серьёзная. А случись что, куда её ребёнок пойдёт, убив на балет силы и время?

С другой стороны, дочь давно мечтает о балете, они пересмотрели все постановки в театре.

Надо решаться. У Каролинки, например, не было выбора, но она всё равно собиралась бороться за свой шанс и после окончания училища ехать в Москву пытать счастья.

Номер закончился, аплодисменты. Аня знала, что у дочки будет ещё сольный выход.

Тем летом она была по уши занята подготовкой к выпускным экзаменам. Зубрила бесконечные билеты, перечитывала конспекты. А впереди были вступительные в институт. Голова шла кругом, мысли только об учёбе. С подругой они не виделись уже месяца три. Однажды, подняв голову от учебника, Аня поняла, что ей нужен отдых. К чёрту зубрёжку, надо прогуляться, подышать свежим воздухом. Хорошо бы, Каролинка была дома, прошлись бы вместе по местам «боевой славы».

Через полчаса Аня стучалась в знакомые двери. Открыла Ира, старшая сестра. Аня всегда её немного побаивалась. Она была сдержанная, какая-то строгая. Казалось, постоянно оценивает тебя и осуждает.

- Да?

Ане стало неуютно. Не помнит она её, что ли?

- Здравствуй… те! Я подруга Каролины, помните меня?

- Да.

Пауза. Замешательство Ани росло.

- Извините, если помешала. Я к Каролине. Хотела погулять с ней. Можно?

Ирина смотрела неё и молчала.

- Она дома? Может, к экзаменам готовится?

Ирина как-то коротко вздохнула, словно всхлипнула, и проговорила:

- Каролина умерла. Скоротечный рак.

Она стояла в дверях ещё секунду, а потом просто закрыла дверь. Аня осталась на месте и некоторое время пялилась на дерматиновую поверхность. Смысл сказанного доходил до неё долго…

Новые аплодисменты, на этот раз зрители приветствовали вышедшую на сцену артистку. Её дочь. Карину Ковригину.

Аня несколько раз про себя повторила имя и фамилию дочери. Звучит хорошо - для сцены. Ведь есть же Ульяна Лопаткина, к примеру. Конечно, в профессии это не главное, но и не последнее дело.

Что ж, пожалуй, хватит сомнений. Чтобы пройти путь, надо хотя бы сделать первый шаг. Она сделает его вместе с дочкой. А потом – как Бог даст.

Пожалуйста, подпишитесь, если вам нравятся мои истории. И поставьте мне оценку. Это мотивирует писать дальше. Не стесняйтесь комментировать.