Наверное, никто не станет возражать, если будущая «Волга», производство которой готовит Горьковский автозавод, получит ядерную силовую установку. Главное, чтоб ездила! И при этом не фонила. Чем чёрт не шутит? В конце концов, любое изобретение когда-то начиналось с фантазии.
Другое дело, когда выдумка и правда перемешаны, и не в лихом мосфильмовском блокбастере, а в ответственном образовательном проекте. Тем более, такой солидной фирмы, как «Росатом». Цитирую по сайту ВДНХ:
«Павильон «АТОМ» — самый крупный в России просветительский комплекс, посвященный истории ядерной эпохи»
Не убавить, ни прибавить. Впечатляет! Архитектура павильона, замысел, подача, обслуживание гостей. Увы, самую малость недосмотрели. Коль скоро эта «малость» связана с автомобилями, вставим своё веское «но» в поток елея. На минус втором этаже, в разделе экспозиции «Глава 2. Время первых» представлен экспонат «Волга-Атом». Макет М-21 «Волга» с 6‑ю колёсами, в масштабе 1:2. Табличка сообщает, что макет изготовлен на основе материалов ОАО «ГАЗ». Вокруг — масса умных текстов. Ещё бы! Помнится, в интервью НТВ советник генерального директора «Росатома» по информационным проектам Андрей Валерьевич Черемисинов заявлял, что «задача павильона, чтобы умных стало как можно больше!».
Загвоздка в том, что атомной «Волги» не существовало даже в замыслах. Горьковский автозавод ничего об этом проекте не знает, хотя напрямую был связан с атомной отраслью вплоть до начала 1990‑х годов — выпускал газовые центрифуги для обогащения урана. О невозможности осуществления «атомобиля» журнал «5 колесо» уже писал. И ладно бы, в сопроводительной табличке (в музеях её зовут этикеткой) крупно написали: ФАНТАЗИЯ! Но нет, сказано только, что макет изготовлен на основе материалов ОАО «ГАЗ». Что подумает нормальный умный человек? Конечно, он решит, что в далёкие 1960‑е на Горьковском автозаводе построили 6‑колёсную атомную «Волгу». Тем более, ему всё так подробно расписали, изобразили схему двигателя, поместили фотографии автомобиля-прототипа.
После такого половина посетителей павильона уверуют, что атомная Волга» на самом деле была. И не переубедишь ведь: мнение толпы — штука мощная! Гуляет же по умам вредная байка о том, что «Победу» собирались назвать «Родиной», да быстро передумали, когда Сталин спросил: «И почём собираетесь Родину продавать?». Ох, нет, постараемся избегать слова «вредный».
Видимо, чтобы подкрепить значимость проекта атомной «Волги», устроители экспозиции добавили в неё макет атомного автомобиля Ford Nucleon. Мол, и в США пытались, да и мы не лыком шиты. Если так, то странная у устроителей логика. Nucleon не вышел из стадии макета, он — чистой воды фантазия. Кстати, и об этом на стенде тоже не сказано! Оставим за рамками вопрос о том, насколько уместно такое внимание к американским проектам на выставке «Росатома».
Плохо другое. В одном зале перемешаны и действительно воплощённые в жизнь проекты, и выдумки. И посетитель выходит из зала с горящими глазами, как в старом фильме «Праздник святого Йоргена»: «Было! Всё было!»
Хорошо. Попробуем докопаться до первоисточников. Ссылка на П. Т. Асташенкова, «Атомная промышленность», 1956 год ничего мне не говорила, пока не увидел на стене мартиролог (много букв!) с перечислением «авторов и правообладателей материалов, использованных для создания мультимедийного контента в экспозиционной зоне «Время первых»». Нашёл там «Волгу-Атом». К словам «Атомная промышленность» добавилось важное: «Воениздат». Книгу инженер-подполковника Петра Тимофеевича Асташенкова, вышедшую в «Воениздате» в 1956 году удалось найти. Чистейший научпоп! Судите сами: «На 200 тыс. километров пути при мощности, одинаковой с двигателем «Победа», он расходовал бы всего 12 г урана, в то время как «Победа» требует свыше 20 т бензина». Первое, о чём думаешь, а как на таком двигателе проводить регламентные работы? В переиздании своей книги, на этот раз в Государственном издательстве литературы в области атомной науки и техники (было и такое!) в 1962 году Пётр Тимофеевич был куда сдержаннее в прогнозах. Прикрылся американским опытом, и то — в единственном коротеньком абзаце. Видимо, получил звание полковника.
Однако ссылка оказалась недействительна: у Асташенкова про «Волгу» ни слова! И тут помог поиск «Яндекса» через изображения. Рисунок на стенде оказался один-в-один как в журнале «Популярная механика» за 2015 год, где была помещена обширная статья Дмитрия Мамонтова об «атомобилях». Она опубликована в апрельском номере журнала. То есть, является не более чем первоапрельской шуткой. Неслучайно главред «Популярной механики» Сергей Апресов во вступительном слове заявил: «Вы держите в руках номер, который войдёт в историю!»
И вошёл ведь! Хотя устроители выставки почему-то забыли упомянуть про журнал «Популярная механика» в списке источников информации. Так вопрос исторической правды (или неправды?) понемногу переходит в правовую плоскость. Как, скажем, трактовать слова о «материалах ОАО «ГАЗ»», использованных при создании макета? ГАЗ их предоставлял или сами раздобыли? Напомню, что Горьковский автозавод зарегистрировал торговые марки «Волга» (№ 814626) и отдельно — оленя (№ 874523). Оба торговых знака на макете присутствуют, иначе попросту «Волга» не была бы «Волгой». И в этом случае достоверность может стать предметом спора уже не историков, а юристов.
Одно бесспорно: реклама будущей «Волге» сделана шикарная. Дело за малым — начать её производство!
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
8000 км на одной заправке: атомные автомобили Ford или будущее, которое не наступило
От атомной «Волги» до гусеничной АЭС: фейковые и реальные проекты атомоходов в СССР
«Конденсатор», «Трансформатор» и «Ока»: атомная артиллерия СССР