Передается хадис, в котором ангел Джибриль обратился к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) со словами:
يَا مُحَمَّدُ، عِشْ مَا شِئْتَ فَإِنَّكَ مَيِّتٌ، وَاعْمَلْ مَا شِئْتَ فَإِنَّكَ مَجْزِيٌّ بِهِ، وَاحْبِبْ مَنْ شِئْتَ فَإِنَّكَ مُفَارِقُهُ، وَاعْلَمْ أنَّ شَرَفَ الْمُؤْمِنِ قِيَامُ اللَّيْلِ، وَعِزَّهُ اسْتِغْنَاؤُهُ عَنِ النَّاسِ
«О Мухаммад, живи, как хочешь, но рано или поздно ты умрешь. Делай, что хочешь, но тебе воздастся за это. Люби кого хочешь, но помни, что ты покинешь его. Знай, что достоянием верующего является его ночная молитва, а его величие в независимости от людей»[1].
Эти слова обращены к наилучшему из людей, наиболее благочестивому из них, господину человечества, являвшимся воплощением чистоты и духовности. Он больше других был подготовлен ко встречи со смертью и с особым усердием совершал ночные молитвы. Во всех отношениях он был лучшим. Однако в этих словах нуждаются все остальные, особенно те, кто проводит время в беззаботности и отдает мирскому предпочтение перед вечным. Их поглотили земные надежды на красивую жизнь, забывая, что эти надежды не смогут полноценно оправдаться.
Они призывают нас понять мирскую жизнь и осознать, как ее следует прожить. Ведь каждой звезде суждено угаснуть, как бы ярко она ни светила, и жизнь закончится, какой бы долгой не была.
В Коране во многих аятах[2] используется образное сравнение жизни в ее красоте и скоротечности с великолепными по вкусу плодами, деревьями и растениями, которые изобилуют благодаря особому климату и обильным дождям. Люди, увидев такой богатый урожай и великолепие, подумали, что они властны над ним и посчитали, что он произрастает только благодаря их усилиям и стараниям. Вот он урожай, он никуда не денется. Они полагали, что смогут обеспечить себя пищей, богатством и благополучием, и уже мечтали о прекрасной жизни. Как вдруг по воле Творца наступило стихийное бедствие, которое делает листья сухими и уничтожает плоды. Урожая не осталось, как будто его и не было, и все их планы на беззаботную жизнь в один миг рухнули.
Так происходит и в жизни. Когда человек достигает зрелости и обеспечивает себя высоким доходом, позволяющим ему не работать, он завоевывает уважение окружающих, накапливает жизненный опыт, создает семью. И в предвкушении желает насладиться оставшимися годами и хочет еще многое успеть, но жизнь резко обрывается.
Такой исход будет горьким для человека, у которого не было веры и предоставленные плоды для него были не средством созидания, принесения пользы людям и их развития, а предметом наслаждения и самолюбия.
Живи как хочешь!
Прислушайтесь к первому предложению, в котором говорится: «Живи, как хочешь, но рано или поздно ты умрешь».
Подумайте о том, сколько лет вы хотели бы прожить на этой земле: сто, двести, тысячу, две тысячи, но что будет после этого?!
Разве смерть не последнее, что ожидает нас? Всевышний сказал:
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ
«Каждая душа вкусит смерть (сколько бы она не прожила в этом мире). И Мы испытываем вас злом [бедностью, болезнью, нуждой, невзгодами] и добром [богатством, здоровьем, благополучием] искушая вас [как вы проявите себя в эти моменты и периоды], и (затем) к Нам [к Аллаху] вы будете возвращены»[3].
Когда-то задумывались ли вы о том, что ожидает нас после смерти? Каково будет наше встреча с Богом? Существует ли какой-то расчет, который определяет вознаграждение или наказание, ведущие к Раю или Аду? В тот день мы будем отвечать за все – и за малое, и за великое, и за незначительные, и за существенные поступки.
Тогда настоящая жизнь нас ожидает после смерти. Если бы она не имела последствий и означала просто прекращение существования души, то смерть можно было бы рассматривать как облегчение.
Если ты осознал эту истину и избавился от пелены невежества и безразличия, то готовься к совершению добрых дел, которые помогут тебе перед лицом Творца. Возмести обиды, которые ты нанес другим. Попроси прощения у тех, кого ты ранил, прежде чем они встретят тебя со своими обидами в день Суда, и ты не сможешь восполнить их права, кроме как через свои добрые дела, или понеся их дурные поступки на своих плечах.
Представь себе, что словно смерть неожиданно явилась к тебе, и ты бессилен оттолкнуть ее. Страх охватывает тебя со всех сторон, и ты обращаешься за помощью к своим близким, но они не могут помочь тебе, не могут отразить угрозу, которая над тобой нависла.
Не лучше ли заранее подготовиться к этому моменту, чтобы встретить смерть с радостью, когда она придет, а не сожалеть о жизни, когда она подойдет к концу?
В Коране сказано:
إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ * نَحْنُ أَوْلِيَاؤُكُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنْفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ * نُزُلًا مِنْ غَفُورٍ رَحِيمٍ
Поистине, те, которые сказали: «Господь наш – Аллах (Бог, Создатель)», – а затем последовал верному пути, нисходят к ним ангелы (от Аллаха) (и говорят): «Не бойтесь и не печальтесь, и радуйтесь Раю, который вам обещан! Мы – ваши покровители в земной жизни и в вечной. И для вас в нем [в Раю] (будет дано) (все) то, что пожелают ваши души, и для вас в нем [в Раю] (будет) то, что вы попросите, как угощение от Всепрощающего и Милосердного (Аллаха)»[4].
Вера и правильный подход к жизненным трудностям и сложностям способны укрепить личность и поднять ее на более высокий духовный уровень. Человеческий потенциал огромен, и перед нами открываются множество возможностей и перспектив. Однако, чтобы увидеть эти возможности и правильно использовать, нужно приложить значительные усилия. Дабы в итоге избежать горьких испытаний Ада и наслаждаться живительной водой и благополучием Рая.
Делай, что хочешь!
Далее ангел Джибриль говорит: «делай, что хочешь, но тебе воздастся за это». Аллах предоставил вам возможность выбрать путь, ведущий в Рай или в Ад. Однако не забывайте, что все ваши поступки будут записаны и вы будете нести ответственность за них. Если деяние хорошее, то воздаянием будет благо, а если это плохое – то наказанием.
Посланник Аллаха сказал: «К каждому человеку обратится Аллах, и не будет переводчика между ними. Посмотрит грешник направо и не увидит ничего, кроме того, что он совершил, посмотрит налево, и не увидит ничего, кроме совершенного им, посмотрит перед собой, и не видит ничего, кроме огня, обращенного к его лицу. Так защитите же себя от огня хотя бы дав садака в половину финика»[5].
Люби кого хочешь!
Далее Джибриль произнес: "Люби кого хочешь, но помни, что ты покинешь его". Такова природа этой непродолжительной жизни: она не вечна, и ничто в ней не остается постоянным. Поэтому любите тех, кого хотите – будь то близкие или далекие люди. Однако не забывайте, что вы не сможете всегда оставаться рядом с ними. Разлука поджидает нас за порогом.
Жизнь подобна солнцу, которое независимо от нас обязательно садится, или долгому путешествию, в конце которого мы прибываем в предназначенное место. Счастливым в этом путешествии становится тот, кто работает не только для настоящего, но и для будущей жизни. Если он сделает мудрый выбор среди имеющихся возможностей, который принесет пользу в конце пути, то его будущая жизнь будет наполнена благами и радостью. Но если он поступит неблагоразумно, то он обречен на несчастье в вечной обители.
‘Абдулла ибн ‘Умара передал: «Посланник Аллаха взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире, как путник»[6].
Достояние верующего
Мы подходим к двум заключительным предложениям приведенного выше хадиса, благодаря которым человек может преобразиться, стать лучше и прийти к результату, которым будет доволен Аллах. Они возвышают человека на ступени как перед Творцом, так и перед людьми.
Эти предложения начинаются с глагола «знай», который указывает на то, что следующая после него информация является ценной и требует особого внимания и вдумчивости.
Первое из них: «Знай, что достоянием верующего является его ночная молитва».
Многие люди стремятся к достижению престижа, уважения, авторитета, высокого статуса и финансового благополучия, и для этого они вкладывают много усилий. Однако этот хадис напоминает нам, что истинная привилегия заключается в том, чтобы победить себя, отказавшись от удовольствия сна, преодолевая лень и посвящая ночное время молитве перед Аллахом.
Эта молитва имеет огромную ценность и не каждый сможет ее исполнить, а тем более постоянно придерживаться ее в своей жизни. Это может только верующий человек, способный преодолеть препятствия и трудности, стоящие между ним и этой молитвой.
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем молитва совершаемая глубокой ночью»[7]. Что может быть почетнее, чем близость к Творцу, когда Аллах с большей вероятностью отвечает на наши мольбы.
Те, кто предаются этому поклонению, отличаются искренностью и являются избранными рабами Аллаха.
В Коране Всевышний Аллах сказал:
تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ * فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَا أُخْفِيَ لَهُمْ مِنْ قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Их бока поднимаются с постелей с мольбою к Господу, испытывая страх (пред Его наказанием) и надеясь (на Его щедрое вознаграждение) и из того, чем Мы наделили их [из дозволенного имущества], расходуют (на пути Аллаха, как обязательную, так и добровольную милостыню).
И не знает же ни одна душа, что скрыто для них [для верующих] из услады глаз [из райских благ, которым радуются глаза и души] как воздаяние [в награду] за то, что они совершали [за их благие поступки и дела]» [8].
Посланник Аллаха сказал: «Вам необходимо совершать ночную молитву, ибо это практика праведников до вас, которая приближает к Аллаху, искупает упущения, ошибки и предостерегает от совершения греховного»[9].
Величие верующего
Что касается второго предложения, то это высказывание Джибриля: «а его (верующего) величие в независимости от людей».
Ислам учит сохранять свое достоинство, не ронять лицо перед людьми и не навязывать им свои потребности, пока мы в состоянии их удовлетворить. Если же мы не в состоянии, то возлагаем это на Аллаха, который не отвергнет просящего, правдивого и настойчивого.
Всевышний сказал:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
«А когда спрашивают тебя [Мухаммад] рабы Мои [верующие] обо Мне, то (пусть знают, что) поистине Я – близок и отвечаю (на) мольбу взывающего, если обратится ко Мне. Так пусть же они ответят Мне и пусть уверуют в Меня. Возможно, они будут идти по верному пути»[10].
Некоторые праведники говорили: «Если проявишь доброту к кому-либо, то будешь его вождем. Если будешь независим от человека, то будешь ему равным. Если проявишь нужду в ком-либо, то станешь его пленником»[11].
Пророк сказал: «Обращения к людям с просьбами — отметины на лице человека, и кто желает, может оставить их на своём лице, а кто желает, может убрать их. Исключением является тот случай, когда человек обращается с просьбой к обладающему властью или просит о том, без чего он действительно не может обойтись»[12].
Независимость не сводится только к материальным вопросам. Она относится ко всем сферам жизни. Поэтому, если ты способен решить вопрос самостоятельно и не зависеть от других, то следует поступить таким образом.
Однако жизнь в обществе требует от человека быть готовым помочь и при необходимости обращаться за помощью, пользоваться услугами других и самому быть полезным без унижения и принуждения.
Один человек обратился к Ибн Аббасу: «Попроси Аллаха, чтобы он избавил меня от нужды в людях». Тот ответил: «Люди и их потребности связаны друг с другом, как органы, так как же человек сможет обходиться без них? Лучше попроси Аллаха: «убереги меня от зла людей».
Готовьтесь к смерти до того, как она придет, и побеспокойтесь о дне Суда до его наступления. Знайте, что этот мир скоротечен, а будущая жизнь вечна, поэтому не обманывайтесь тем, что мимолетно, уничтожая то, что вечное. Знайте, что за всякое деяние, которое совершите, вы получите воздание. И если хочешь обладать достоинством, будь среди тех, кто выполняет ночную молитву, а если желаешь благородства, то в первую очередь прибегай к помощи не к людям, а к Господу Земли и небес.
[1] Ат-Табарани. Аль-Му’джам аль-авсат. Хадис № 4278.
[2] См. Коран 10:24, 18:45, 39:21, 57:20.
[3] Коран 21:35.
[4] Коран 41:30-32.
[5] Сахих аль-Бухари. Хадис № 7512.
[6] Сахих аль-Бухари. Хадис № 6416.
[7] Наджм ад-Дин. Мухтасар Минхадж аль-Касидина.
[8] Коран 32:16,17.
[9] Аль-Джами’ ас-Сагыр. Хадис № 5555.
[10] Коран 2:186.
[11] ‘Абд аль-‘Азиз ‘Атик. ‘Ильм аль-Бади‘.
[12] Сунан Аби Дауд. Хадис № 1639.