Его работы в жанре социальной сатиры одновременно остры, бескомпромиссны и депрессивны. Английский иллюстратор и мультипликатор Стив Каттс показывает общество потребления. Герои его рисунков – уткнувшиеся в гаджеты зомби с потухшими взглядами; толстые до бесформенности люди, не мыслящие себя без сладкой газировки и фастфуда; современные варвары, проносящиеся прожорливой саранчой по планете и оставляющие после себя только хаос и разорение. Он высмеивает нездоровую зависимость людей от смартфонов, их жадность, неуёмную страсть к деньгам, готовность поступаться собой, лишь бы разбогатеть, а также стремление приобретать значительно больше, чем нужно для комфортной жизни.
Чтобы мозги работали, надо давить на болевые точки
Стив Каттс живёт и работает в Лондоне. Он говорит, что его авторскую манеру сформировали мультфильмы 20-40-х годов прошлого века, старые комиксы и графические романы. Мрачность сюжетов своих иллюстраций он разбавляет настолько яркими фонами, что они были бы более уместными в обёртке для жевательной резинки. «Вырвиглазные» кислотные цвета подчас неимоверно раздражают, как ноющий зуб, но в сочетании с идеями, которые автор хочет донести до своего зрителя, они прекрасно работают на конечный результат.
О, Стив Каттс прекрасно знает, на какие болевые точки представителя современного западного общества надо надавить, чтобы эмоциональный посыл дошёл до скучающей аудитории. Его иллюстрации часто провокационны, но это делается специально, чтобы встряхнуть заплывшие жирком пресыщенности мозги обывателя и снова заставить их думать.
Прежде чем стать вольным художником, Стив Каттс работал штатным иллюстратором лондонского агентства Glue Isobar. Недостатка в клиентуре у него не было: он трудился над цифровыми проектами для таких гигантов, как Sony, Coca-Cola, Google и Toyota. Но в 2012 году он неожиданно для всех решил уйти с хорошо оплачиваемой должности.
Первая же его работа в качестве фрилансера, мультфильм «Человек», привлекла внимание широкой аудитории. Каттс показал разрушительное воздействие homo sapiens на окружающую среду. То, как неуёмные аппетиты людей, задирающих всё выше планку потребления, уничтожают леса и животных, загрязняют моря и постепенно делают планету непригодной для существования. Следом последовали другие фильмы и иллюстрации, окончательно закрепив за Стивом Каттсом репутацию непримиримого критика западного образа жизни и обличителя существующих в нём проблем.
«Многие рисунки Стива Каттса показывают, как люди злоупотребляют окружающей средой с разрушительными последствиями для планеты Земля, – написала журналист британской газеты Metro Франческа Кентиш. – Мы все заботимся только о себе, не обращая внимания на наших собратьев. Теряем рассудок в гонке, которую называем жизнью, наедаемся нездоровой пищей и смотрим телевизор, чтобы забыть, что происходит вокруг нас».
Во время локдауна Стив создал короткометражку «Человек 2020». Пока его герой толстел в условиях самоизоляции, объедаясь фастфудом и бездумно пялясь в телевизор, животные наслаждались жизнью, пели и плясали. Однако их веселье тут же прекратилось, как только человек наконец-то выбрался из дома и занялся привычным делом: начал мусорить.
«Это мы, люди, вирус для планеты», «Земля очень нуждается в паузе», «Да, на самом деле мы худший вид в этом прекрасном мире, который не заслуживаем», «Грустно, но факт», «Когда же мы научимся жить в ладу с природой?», – писали в комментариях задетые за живое зрители.
Смартфоны и котики правят миром
В 2016 году музыкант Моби, увидевший на Youtube короткометражку «Человек», был настолько потрясён, что нашёл адрес электронной почты Каттса и написал ему письмо с просьбой о сотрудничестве. Тот согласился, в результате чего появился клип на песню «Are You Lost in the World Like Me?» («Ты заблудился в мире, как я?»). Он был сделан в виде чёрно-белого мультфильма в стилистике работ Макса Флейшера («Моряк Попай», «Бетти Буп» и др.). Моби назвал это видео одним из лучших клипов, когда-либо снятых на его песню.
Анимация старой школы, Моби и хор Void Pacific создали очень мрачный портрет современных людей, буквально одержимых смартфонами. Жизнь этих гаджетозависимых проходит в виртуальном мире. Они часами сидят интернете, уткнувшись в экраны, делают селфи, приукрашивают собственное неприглядное существование, стремясь получить как можно больше «лайков», охотятся за покемонами и совершенно не обращают внимания на реальность вокруг них.
Когда кому-нибудь грозит настоящая беда, они не стремятся её предотвратить, не бросаются на помощь ближнему и не хотят оказать поддержку – все уже подхватили вирус равнодушия, который постепенно убивает сострадание и эмпатию. Именно поэтому они бесстрастно фотографируют или снимают на видео чужую трагедию, чтобы поскорее запостить это в соцсетях и собрать побольше внимания безликой аудитории. Безусловно, в мультфильме многое утрировано и доведено до гротеска, но этот авторский приём отлично работает. Особенно впечатляет финал.
«Для меня это видео о нашей растущей зависимости от технологий и человеческом взаимодействии, вернее, о его недостатке, - сказал после премьеры клипа Стив Каттс. – Я хотел показать, как технологии меняют нас. Вместе с ними мы теряем способность чувствовать… Я написал несколько статей о мобильных телефонах и социальных сетях. В целом они совсем не плохи: у них есть свои преимущества. Но я концентрирую внимание на нашей нездоровой зависимости от них, их власти над нами».
В июне 2017 года Стив Каттс сделал ещё один клип для Моби и остался доволен сотрудничеством с музыкантом, заявив, что оба видео показывают «потребительство, жадность, коррупцию и, в конечном итоге, наше саморазрушение».
В том же году он получил главный приз жюри Международного кинофестиваля в Анси за клип «Ты заблудился в мире, как я?». В 2018 году Каттс стал лауреатом Webby Award в категории «Кино и видеоанимация». Эта премия присуждается за оригинальные мультфильмы, анимационную графику, иллюстрации или цифровые анимационные изображения, премьера которых состоялась в интернете. Здесь стоит также назвать его работу «Счастье», в котором люди показаны в виде мышей, мечтающих обладать тем, что предлагает реклама, и попадающих в ловушку постоянной гонки за деньгами.
По мнению Стива Каттса, ещё одним бичом современного общества является то, что люди перестали размышлять о серьёзных вещах. Они поглощают огромное количество ненужной и развлекательной информации. Видео с котиками, которыми кишит интернет, яркий тому пример.
Переход во фриланс для иллюстратора равен побегу из тюрьмы
Своим коллегам-иллюстраторам, которые хотят перейти из мира крупных креативных агентств в сферу фриланса, он рекомендует быть готовым ко всему и не рассчитывать на скорую удачу. За возможность свободно высказываться на темы, которые тебя волнуют, придётся побороться: выдержать конкуренцию с такими же голодными творцами и заинтересовать аудиторию чем-то необычным.
«Я бы посоветовал коллегам следовать правилам побега из тюрьмы, – говорит Стив Каттс. – Подготовьтесь за несколько месяцев, создайте сильное портфолио, наладьте несколько важных контактов, имейте хотя бы несколько тысяч в банке на случай трудных времён. И наберитесь терпения… Поначалу брать на себя не совсем идеальную работу – это норма. Существует очень много иллюстраторов и создателей контента, поэтому используйте любой способ выделиться из толпы».
Стив Каттс сумел заявить о себе и прославиться. Сегодня он показывает вещи, которые прямо или косвенно затрагивают всех людей. Несмотря на свою «неформатность», он добился успеха и состоялся как независимый автор.
«Я никогда заранее не знаю, как люди воспримут мои работы, - говорит Стив Каттс. – Я стараюсь создавать такие иллюстрации, которые отражают какую-либо знакомую всем картину. И каждый раз надеюсь, что хотя бы несколько человек рассмеются. Очень здорово получать бурную реакцию – это такой фантастический отклик!»
В одной из последних своих работ, «Кратковременное разногласие», он показал бессмысленность кровавых войн, которые человек ведёт практически с момента своего появления, и не может остановиться даже перед угрозой гибели в атомной бомбардировке всей цивилизации. Стив Каттс задаётся вопросом: «А будет ли что-нибудь после конца времён?» И показывает, как вернувшиеся в первобытное состояние люди снова начинают избивать друг друга дубинками.
Стив Каттс остаётся верен себе: его работы по-прежнему не теряют актуальности. Его новых иллюстраций и мультфильмов ждут поклонники не только в Англии, но и во многих странах мира.