7 книг на 7 дней. Мой выбор
АЗАДОВСКИЙ, Константин; ЛАВРОВ, Александр. Русские европейцы. Андрей Белый – Брюсов – Волошин – Зинаида Гиппиус – Гумилев. – СПб.: Нестор-История, 2024. – 408 с.
В книгу вошли статьи и публикации, совместно выполненные Азадовским и Лавровым в 1970-е – 1990-е годы. Герои книги – известные русские поэты ХХ века, глубоко связанные в своих истоках с западноевропейской поэтической традицией. Именно этот «компаративистский» уклон характерен для большинства представленных в книге работ. Внутреннее единство издания обусловлено в значительной мере фигурой Дмитрия Максимова (1904–1987), зачинателя отечественной науки о Серебряном веке. Соавторы, прямые ученики Максимова, связанные с ним на протяжении ряда лет и лично, и творчески, рассматривают свой труд как благодарную дань его памяти.
АРЕНДТ, Ханна. Вспоминая Уистена Хью Одена. – СПб.: Jaromir Hladik, 2024. – 40 с.
Ханна Арендт (1906–1975), немецко-американский философ, политический историк, основоположница теории тоталитаризма, в коротком мемориальном эссе создает исчерпывающий философский портрет одного из величайших поэтов ХХ века У. Х. Одена (1907–1973).
Издательство открыло предзаказ на книгу.
МАККАРТИ, Кормак. Дитя Божье. – СПб.: Найди лесоруба, 2024. – 200 с.
США, самое начало подернутых дымкой ностальгии 60-х годов прошлого века на просторах полусонного Восточного Теннесси. Вьетнам, рок-н-ролл и «лето любви» еще впереди, и пока что это тихий провинциальный край, где мало что происходит, все бурные события отгремели еще в начале века, а верховный шериф округа Севир неусыпно и твердо блюдет порядок, защищая покой выбравших его граждан. Но даже в таком спокойном месте, классической «одноэтажной Америке», может появиться чудовище – 27-семилетний Лестер Баллард, «дитя Божье», непревзойденный стрелок и жалкий отщепенец, недостойный ничего, кроме презрения и брезгливости. Изгнанный своими земляками, лишенный крова, любви и надежды он мстит всему миру. Словно древнее хтоническое чудовище, он всё глубже и глубже уходит в пещерный мрак, стаскивая туда разлагающиеся трупы своих жертв и прочие трофеи. Так начинается хроника насилия и погружения в сердце тьмы, которую МакКарти рассказывает своим бесстрастным, беспощадным, жестоким и лаконичным языком.
Издательство открыло предзаказ на книгу.
МЕЙС, Морган. Пьяный Силен. О богах, козлах и трещинах в реальности. – Individuum, 2024. – 224 с.
Силен – наставник и спутник Диониса, бога вина и разгула. «Пьяный Силен» американского философа и арт-критика Моргана Мейса начинается с анализа одноименного полотна Питера Пауля Рубенса, чтобы затем превратиться в завораживающее исследование философского пессимизма, проходящее сквозь века: от блеянья козла, раздираемого на части в древних мистериальных культах, до «Рождения трагедии» Фридриха Ницше; от катастрофы бронзового века и Троянской войны до Второй мировой. Эта книга, беззастенчиво мрачная и смешная одновременно, придется по душе всем любителям искусства и рассуждений о предельных вопросах человеческого бытия.
«Когда-то Хайдеггер в поиске нового взгляда на искусство скрупулезно соскребал с крестьянских «Башмаков» ван Гога налипшее одиночество. Поиски Моргана Мейса, имея схожий исток, закручены вокруг босого Силена и выполнены в иной тональности – веселой и диковатой, как музыка сатиров, которую легко спутать с рокотом леса» (Евгений Цуркан, кандидат философских наук, ведущий «Подкаста о философии» и автор телеграм-канала «Телега Сенеки»).
НИКОЛЬСКИЙ, Сергей. Советское. Философско-литературный анализ. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. – 322 с.
Феномен «советское», возникший в ходе Октябрьского переворота и Гражданской войны, своей основой имел адаптированный к российским реалиям марксизм и русскую «почву», а его главный элемент «советский человек» свою родословную вел с ХIХ века. С одной стороны, «новый человек» был рукотворным продуктом ленинизма и сталинизма, симбиозом фантазии, веры и фанатизма, с другой – воплощением гуманистических идей раннего Маркса. Как происходящее сознавалось современниками? Пространные суждения об этом вряд ли можно ожидать от обычно «безмолствующего» (А. Пушкин) народа. Но зато многое могут сообщить писатели и поэты – подлинные летописцы истории.
Драматический, а часто и трагический процесс возникновения и укоренения советского в философско-художественной форме осознавался и воплощался в тексты великими отечественными литераторами ХIХ и ХХ веков. Их произведения – не в традиционном качестве «мастеров слова», а как наблюдателей-современников, глубоких и проницательных мыслителей – до сих пор не вполне освоены и оценены. Но именно такой ракурс воззрения на историю в совокупности с рациональным научным постижением делает ее по-настоящему полноценной и адекватной происходившему. По этой причине книга «Советское. Философско-литературный анализ» является естественным продолжением монографии «Советское. Идея и практика».
СЕКАЦКИЙ, Александр. Путеводитель по философии: Обзорная экскурсия по разъединенным провинциям мудрости для вольных странников. – СПб.: Пальмира, 2024. – 404 с. – (Пальмира – философия).
«Путеводитель» предназначен для вольных странников, намеревающихся совершить «обзорную экскурсию по разъединенным провинциям» философии «налегке, не обременяя себя багажом специальных знаний, не поддаваясь гипнотической позе мудрости и не жмурясь от света истины». Но для того чтобы стать в философском мире желанным гостем, необходимо научиться притворяться знатоком. В этой книге путешественник найдет техники искусной имитации – необходимые отмычки для беспрепятственного проникновения в любую из философских провинций.
Сквозь слезы. Русская эмоциональная культура / сост. Константин Богданов. – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 488 с. – (Научная библиотека).
О чем и как плачут в русской культуре? Как те или иные исторические обстоятельства влияли на нашу «слезливость»? И что дает нам знание собственной эмоциональной культуры?
Слезы – универсальная тема для всех мировых культур, однако отношение к ним может быть разным. Проявление эмоций зависит от исторических и социальных обстоятельств, выражается и расценивается во взаимосвязи многих факторов индивидуального и коллективного опыта – традиции, идеологии, границ принуждения и свободы. Авторы сборника пытаются ответить на несколько важных вопросов о русской эмоциональной культуре. Насколько она специфична в своих исторических и социальных трансформациях? В чем проявляется ее «слезливость»? И что дает это знание нам – в ретроспективной оценке прошлого, в заботах о настоящем и надеждах на будущее? Сборник составлен по материалам конференции, состоявшейся в ноябре 2022 года в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.