Но поскольку суд не распорядился о прекращении огня, его решение носит во многом символический характер.
Невозможно было скрыть ярость за почти единогласными решениями 17 судей Международного Суда (ICJ) в Гааге. 26 января они приказали Израилю «принять все меры, которые в его силах», чтобы предотвратить акты геноцида, совершаемые его силами в секторе Газа, предотвратить и наказать за подстрекательство к геноциду, а также обеспечить доставку большего количества помощи в сектор Газа. Тем не менее, поскольку суд демонстративно отказался приказать Израилю прекратить военные операции против ХАМАС, его решение носит во многом символический характер. Это упрек за то, как Израиль вёл войну – и, что, возможно, что еще важнее, поведению правительства Биньямина Нетаньяху – но он вряд ли существенно ограничит его способность продолжать борьбу с ХАМАС. Хотя, предписывая Израилю через месяц отчитаться о предпринятых шагах, суд, похоже, оставляет за собой право предпринять дальнейшие шаги.
Приказ по делу, возбужденному Южной Африкой в соответствии с Конвенцией о геноциде 1948 года, ясно даёт понять, что суд не установил, что Израиль совершает акты геноцида. ICJ примет решение, так ли это, только после полного судебного разбирательства, которое может длиться годы. И планка для того, чтобы прийти к такому выводу, высока: Южной Африке придётся доказать, что Израиль намеревался убивать или причинять вред палестинцам с преднамеренным намерением уничтожить их как группу. Это кажется маловероятным. Но на этой стадии разбирательства суду просто нужно было решить, является ли «правдоподобным» возможность совершения актов геноцида. Это был гораздо более низкий порог, который ЮАР могла преодолеть. То, что ему удалось это сделать, подчеркивает, как Нетаньяху плохо справился с войной, которая разгорелась после того, как ХАМАС напал на Израиль 7 октября, убив около 1200 человек, большинство из которых были мирными жителями, а около 240 похитил.
Чтобы убедить суд в том, что, по крайней мере, правдоподобно то, что ответ Израиля был геноцидом, Южной Африке пришлось доказать не только то, что Израиль убивал людей - это-то легко сделать, поскольку число погибших в Газе сейчас превысило 26 000 человек, по данным ХАМАС, с которыми согласна и сионистская разведка, но также и то, что Израиль сделал это с намерением геноцида. Главным свидетельством этого стали публичные заявления некоторых израильских чиновников и политиков. В решении подчеркивается обеспокоенность по поводу дегуманизации языка и говорится, что оно приняло к сведению такие заявления. В постановлении упоминается Йоав Галлант, министр обороны, в котором он приказал устроить «полную осаду» Газы и сравнил террористов ХАМАС с «животными». (Южная Африка утверждала, что он имел в виду всех палестинцев; полная цитата предполагает, что это не так.) Ещё одно высказывание Исраэля Каца, ныне министра иностранных дел, что мирные жители в Газе «не получат ни капли воды или ни одной батарейки до тех пор, пока они покидают мир».
Израиль утверждает, что эти цитаты вырваны из контекста и не отражают официальную политику, которая заключается в соблюдении международного гуманитарного права — свода законов, регулирующих вооруженные конфликты. Тот факт, что ему пришлось попытаться объяснить эти и другие более подстрекательские комментарии, сделанные министрами правительства, является обвинением Нетаньяху. Он не желает обуздать сторонников еврейского превосходства и религиозных консерваторов в своей коалиции, на чью поддержку он полагается, чтобы удержаться у власти. После того, как министр наследия Амихай Элияху предложил сбросить ядерную бомбу на сектор Газа, единственным наказанием для него стало временное отстранение от участия в заседаниях кабинета министров. Примечательно, что Аарон Барак, самый известный израильский юрист и назначенный сионистами в коллегию Международного суда, рассматривающую это дело, проголосовал вместе с большинством судей за то, чтобы предписать Израилю предотвращать и наказывать подстрекательство к геноциду. «Хотя я убежден, что геноцида не существует… Я проголосовал за эту меру в надежде, что эта мера поможет снизить напряженность и препятствовать разрушительной риторике», — написал он в особом мнении.
Второе обвинение, касающееся поведения Нетаньяху во время войны, связано с гуманитарным кризисом в секторе Газа и надвигающимся там голодом. Комиссия Международного суда рассмотрела развал системы здравоохранения, нехватку еды и чистой воды, а также риск ухудшения ситуации как свидетельство необходимости сделать предварительный вывод против Израиля. Постановление суда о том, что Израиль должен обеспечить доставку большего количества помощи в Газу, также было поддержано Бараком.
Постановления суда вряд ли повлияют на сами боевые действия в секторе Газа. Израиль уже давно утверждает, что применение им силы уже соответствует международному праву. И у суда нет возможности заставить его изменить свое поведение. Поскольку постановления усиливают давление на Израиль с целью облегчить гуманитарный кризис в секторе Газа и привлечь к ответственности за подстрекательство к геноциду, они могут принести некоторую пользу. Но за это приходится платить. Многие интерпретируют временное постановление как означающее, что Израиль причастен к геноциду, и этот вывод почти наверняка будет отменен, но не в течение десятилетия или более. Однако до тех пор Израиль будет справедливо запятнан.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».