Найти в Дзене
Сергей Михеев

Тот бизнес, который построил завод, должен построить жилье

Президент дал старт производству кремниевых пластин для солнечных батарей в Черняховске в Калининградской области. Будут выращивать слитки и производить пластины монокристаллического кремния для солнечных ячеек суммарной мощностью до 1,3 ГВт в год. Это достаточно много. Производство будет большое, и задают вопросы: 1. «Зачем нам солнечные батареи?»; 2. «Дешевые китайские могут привезти»; 3. «У нас мало территорий, где солнце круглый год». У нас на юге много солнца, а это крупнейшее производство в Евразийском экономическом союзе, значит, может быть сбыт. Потом это вызов Западу, который кричит, что вот-вот рухнет экономика. И если отношения с Китаем вдруг разладятся, у нас будет собственное производство. Сергей Михеев: Нам нужно собственное производство. Аргументы в стиле «где-то есть дешевле» привели к тому, что мы угробили огромное количество предприятий, которые нам достались от Советского Союза. Вместо того, чтобы попытаться их модернизировать, развивать, посмотреть, от чего надо из

Президент дал старт производству кремниевых пластин для солнечных батарей в Черняховске в Калининградской области. Будут выращивать слитки и производить пластины монокристаллического кремния для солнечных ячеек суммарной мощностью до 1,3 ГВт в год. Это достаточно много. Производство будет большое, и задают вопросы: 1. «Зачем нам солнечные батареи?»; 2. «Дешевые китайские могут привезти»; 3. «У нас мало территорий, где солнце круглый год». У нас на юге много солнца, а это крупнейшее производство в Евразийском экономическом союзе, значит, может быть сбыт. Потом это вызов Западу, который кричит, что вот-вот рухнет экономика. И если отношения с Китаем вдруг разладятся, у нас будет собственное производство.

Сергей Михеев: Нам нужно собственное производство. Аргументы в стиле «где-то есть дешевле» привели к тому, что мы угробили огромное количество предприятий, которые нам достались от Советского Союза. Вместо того, чтобы попытаться их модернизировать, развивать, посмотреть, от чего надо избавиться, а что можно допустить в будущее, мы их уничтожили, рассказывая, что «в других регионах мира есть дешевле и лучше».

Скептики говорят: «У нас есть нефть, газ, уголь, дрова. Зачем нам вкладываться и развивать этот сложный в производстве компонент? У нас под боком Китай, который в любой момент может поставить солнечные батареи, а у нас их некуда ставить - солнца мало». Я посмотрел статистику: чистая энергия стала главной движущей силой экономического роста Китая в прошлом году. В 2023 году чистая энергетика обеспечила 40% экономического роста Китая - $1,6трлн. Выгодный бизнес.

Сергей Михеев: Во-первых, у Китая проблема с тем, что у него мало собственных природных ресурсов: нефть, газ, дрова в большом дефиците. Во-вторых, он частично подписался на «зелёную повестку», поэтому вкладывал деньги в эти вещи. Я считаю, что любое высокотехнологичное производство, его создание и развитие – это польза. Потому что, к сожалению, логика, что «у нас есть сырьё, рыба, пушнина, пенька, мед» - это тупик, путь к зависимости. Под разговоры, что «есть мировая экономика - можно всегда что-то купить дешевле и качественнее», мы попали в тотальную зависимость от высокотехнологичного импорта, когда нам приходится покупать за рубежом за валюту практически всё. Не буду брать ВПК и космос - Слава Богу, это сохранилось вопреки, а не благодаря. Если бы мы еще лет 10-15 под такие разговоры реформировали экономику, то и от них ничего бы не осталось. Я считаю создание с нуля, воссоздание или развитие высокотехнологических производств большим плюсом. Это первое.

Второе: что касается Китая, не надо из одной крайности впадать в другую. Раньше мы зависели от поставок из Европы, Америки, Японии и т.д. Теперь мы зависим от поставок из Китая и говорим, что «мы независимые». Да, с этой страной у нас больше общих интересов и меньше разногласий, но что будет через 20, 30, 50 и 100 лет, никто не знает. Неизвестно, как ситуация изменится, поэтому надо быть готовыми к возможности обеспечить самих себя.

Следующий аргумент в пользу любого производства – это специалисты, кадры. Мы много говорим про молодых людей, что «не хотят этого и того», но не хватает среды для самореализации, которую может дать высокотехнологичная экономика. Это инженеры, квалифицированные рабочие, кадры, перспективы. У этой отрасли большое будущее. Выращивание кристаллов для высокотехнологичной промышленности – это тоже важно. Да, у нас нет столько солнца, сколько в Китае или Европе, но есть южные регионы - Крым, Краснодарский край - где это имеет смысл. Если развивать это производство, рано или поздно выйдет на такую себестоимость, что можно будет продавать. В сфере выращивания искусственных кристаллов Советский Союз был лидером - одним из первых, кто эту технологию освоил и успешно развивал.

Да, нужны кадры и жильё для них. Губернатор Калининградской области говорил, что открывается производство, приедут люди(пусть даже 500 человек), а размещать их негде. Квартиру купить невозможно, потому что нового строительства не велось давно. Предлагали с индустриальным парком проработать вопрос обеспечения жильем. Об этом говорят и власти Новосибирской области: замгубернатора предложил идею, что вопрос нехватки сотрудников на предприятиях (только в Новосибирской области почти 42 000 человек), можно решить за счет строительства и предоставления служебного жилья. Вспоминаю советскую практику, когда люди работали за не очень большую зарплату, и им предоставлялось бессрочное социальное жилье. Один из методов, как привлекать.

Сергей Михеев: Это самое простое решение, которое напрашивается. На это надо вкладываться, а внутри рыночной экономики вкладываться никто ни во что не хочет. Хочется так: «У нас есть рабочее место. Если хочешь - иди, а дальше - твои проблемы». Так это работать не будет. Здесь требуется комплексное развитие проекта (территории): производство, жилье и минимальная социальная сфера. Говорят: «Мы возвращаемся к советскому опыту». Да, возвращаемся. При всех моих идеологических расхождениях с теориями коммунизма, советская практика местами была очень успешной, и есть чему поучиться.

Если государство не хочет в этом принимать участие(хотя можно было бы на основании партнёрства с частным бизнесом), давайте вместе подумаем: местные власти, частный бизнес, который открывает предприятие, и федеральные власти - как создать ситуацию, которая будет развивать территорию. Почему имеет смысл создать предприятие? Потому что оно подтянет за собой транспорт, дороги, электричество, Интернет, коммуникации, жильё, торговлю, питание. Я считаю, что это также упирается в рыночное целеполагание 1990-х годов. Надо искать промежуточные, компромиссные варианты, которые будут работать.

У регионов и так нагрузка по жилью существенная. Получают они, условно говоря, 10% квартир от строящегося здания за землю, подведение коммуникаций, обеспечение, разрешение и т.д. Есть ещё очередники, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, а тут ещё приедут специалисты на предприятие, которым тоже предполагается выделить социальное жилье.

Сергей Михеев: В идеале, тот бизнес, который построил завод, должен построить жилье. Вопрос в том, какого оно качества: если оно служебное и за очень низкую плату, то может обсуждаться. А сотрудничество с местными властями может заключаться в том, что они выделяют под это земельный участок и обеспечивают подвод коммуникаций.

Да, чтобы жильё было нормальным. Чтобы специалист приехал не на год, а на десятилетие, завёл многодетную семью.