Историческая справка.
Красноильск или Красное – село в Черновицкой области Западной Украины, в восьми километрах от Румынской границы. Древнее название этой земли Буковина, получила из-за произрастающих повсеместно буковых лесов. Буковина с X-XI вв. до сегодняшних дней успела побывать в составе разных государств и княжеств – в XI веке была частью Киевской Руси, потом Румынии, Венгрии, в XVI веке была провинцией Турецкой Империи, затем в Австро – Венгерской Империи до 1918 года, пока не была оккупирована Румынией. После захвата советскими войсками Украины и части Румынии, Северная Буковина вошла в виде Черновицкой области в состав СССР и оставалась там до 1991 года.
Маланка.
«Зима в этом году выдалась бесснежная, теплая, того и гляди дождь пойдет. Как же тогда наши медведи ложиться будут?» - в канун Старого Нового года этот вопрос беспокоит жителей села Красноильск Черновицкой области больше чем политика и инфляция вместе взятые. Уютная идиллическая окраина в ложбине карпатских холмов: беленые домики с надвинутой на самые окна кровлей из деревянной дранки, графика земельных наделов, овцы, коровы, деловитые белки. Доверительно распахнутые ворота и калитки, мощеные дворики, зеленые лужайки. Красота в простоте. В селе 5 хуторов, 10 тысяч населения, одна- единственная пятиэтажка как раз напротив кладбища. Жители села- этнические румыны, между собой общаются на румынском, знают русский и украинский языки. «Народ у нас спокойный, послушный»- говорит заместитель председателя сельсовета Степан Драгун.
Здесь не гонятся за новшествами и повозки запряженные парой невысоких крепких коников здесь по-прежнему популярный транспорт – и за покупками съездить и лес вывезти. Деревообрабатывающий комбинат,- наследие советской эпохи,- единственное уцелевшее производство, удерживающее часть местного населения на родине. В основном же мужчины трудятся на стройках в Европе и в России и не бывают дома по 9 месяцев в году. Некоторые там и остаются, пускают корни в Румынии или Италии, перевозят семью. Но большинство всё же возвращаются, строят «на будущее» приличные коттеджи, пустующие значительную часть года. Впрочем, даже «новые румыны» и «итальянцы» стремятся попасть в родовое село на Маланку, - важнейшее обрядовое событие в жизни каждого красноильца.
Колядовщики-мальчишки в селе Буденец Миша, Ваня, Флоря, Вася. 10-12 лет. Ходят в традиционных румынских костюмах и военной форме с вышитой бусами и бисером, от дома к дому и разыгрывают традиционную румынскую сценку – военные захватывают в плен сельчан и требуют выкуп за них от хозяев дома. Хозяева платят кто 10, кто 20 гривен и спасают пленных, освобождают их. Военные обещают больше не воевать с сельчанами.
Маланка, - древний дохристианский обычай, имеющий языческие корни, который непосвященному может показаться лишь красочным деревенским карнавалом, но это важная традиция, переходящая из поколения в поколение, которая объединяет людей и по сей день. «Для украинцев мы румыны, а для румын – русские,- говорят местные жители,- И там и там чужие. Может быть, именно поэтому мы так дорожим своей Маланкой, ведь она помогает нам осознавать, что мы существуем»
«Так, машины не переворачивать, стекла не бить, если будут жалобы - возместите из своего кармана» - нарочито строго говорит милиционер. Председатель сельсовета пряча улыбку наблюдает, как притихшие парни пишут под диктовку участкового расписку об ответственности. Команданте Маланки – выборная и очень ответственная должность, которая по жребию выпадает неженатым юношам от 18 до 25 лет. По двое на каждый хутор, ведь работа предстоит большая. Нужно проверить качество соломы и сена из рогоза для костюмов, изыскать средства для приготовления еды и самогона, договориться музыкантами, проследить чтобы все было готово в срок, посчитать количество медведей, цыган, жидов, царей, коников, беременных баб и прочих участников, помочь всем, кому нужна помощь, а на самом празднике сутки напролет возглавлять процессию в кожаной курточке подпоясанной широким ремнем, в каракулевой шапке расшитой бисером, со свистком чтобы командовать и с сумкой-планшетом- складывать деньги. Команданте можно быть только один раз в жизни, но считается что юноша, побывавший в этой должности ответственен, и теперь вполне может жениться.
В доме одного из комендантов Маланки из хутора Путна Коли Плешки женщины лепят голубцы для ночного угощения участников и гостей обряда. Кроме этого традиционного блюда, нам празднике можно подкрепиться домашними котлетами из свинины, пончиками, копчёным салом и запить всё это горячим бульоном, компотом и самогоном.
«Мы тут готовим еду для попаса. Попас… Не знаю как по-вашему…. Наверно, привал?» -женщина с раскрасневшимся лицом приглашающее открывает дверь в домик- кухню. В нос ударяет запах тушеного мяса. Сквозь жаркий туман тусклая лампочка роняет желтый свет на огромное деревянное корыто в центре комнаты, полное мясного фарша. Небольшие окошки освещают плиту, где брызжет салом сковорода, и покрытый клеенкой стол с грудою крошечных котлет. Дюжина женщин в платках, заполнив собою всякое свободное пространство, готовят угощение к празднику. Над корытом мелькают их руки заворачивающие в капустные листья миниатюрные голубцы - национальное блюдо румын. Под ногами путается раскормленная такса. «У нас обычай, любой вошедший сегодня в эту дверь лепит котлеты. Это шутка. Хотите голубцы?- с ударением на «о» спрашивает Валентина, не отрываясь от работы, - а то в соседний домик зайдите, там делают пончики» У Валентины, организатора школьных мероприятий, две дочери-подростка и трехлетний сын, который конечно слишком мал чтобы быть царем, цыганом или медведем. Но женщина все равно каждый год принимает участие в подготовке праздника.
Хутор Сус. Дом егеря. Просторный двор, в травяном ковре, обманутые зимним солнцем, белеют маргаритки. В вольере обеспокоенно бурчит крепкая лайка. За оградой бродит молодая косуля, взятая прошлым летом от убитой охотниками матери. Во дворе десяток мужчин, выстроившись в цепочку крутят соломенные жгуты. Негромкие разговоры на румынском, мельканье рук, шуршанье и запах соломы. Готовые отрезки жгута скатываются в клубки размером с хороший снежный ком для снеговика. Но это будет «урсу» - медведь. Костюм медведя из Суса относительно небольшой, в форме «сердца». Для его изготовления нужно 150-250м соломенного жгута. Процесс нескорый, да еще подул холодный ветер с гор. Хозяйка зовет пить кофе.
В просторной и чистой гостиной массивный резной стол, покрытый кружевной скатертью, лакированный буфет из дуба, кожаные кресла. На стенах рога и головы оленей, чучело барсука и шкура рыси. «Муж – охотник» - поясняет Елена Бружа с кроткой улыбкой. Вся суета во дворе –ради костюма для её старшего сына, 17-летнего Захария, студента лесного колледжа, обаятельного паренька с ямочкой на подбородке. «Он в прошлом году тоже был медведем, еле выдержал, простудился сильно, болел, я его в больницу возила. Хоть и сама медсестра- испугалась. А нынче снова захотел, уж как я его не отговаривала. Ничего не поделаешь, это у него в крови» Второй сын, 16 летний Георгий будет в этот раз «реджем»- королём. «Это же надо костюм каждый раз шить,- рассказывает Елена,- помню пару лет назад одевался он королевой: у них корона, фата, юбка и сапоги на каблуках. Я была на дежурстве. Вечером накануне праздника звонит сынок, плачет,- ребята уже собираются, нужно одеваться, краситься, а помочь некому. Пришлось сестре звонить, чтобы пришла, помогла собрать племянника. Отдала я ему сапоги свои новые, у него тогда нога еще маленькая была. Выкинуть потом пришлось, конечно. А сестра в Москве теперь,- вздыхает хозяйка,- очень хотела на родине остаться, работать по специальности. Но чтобы купить должность учителя в школе нужно много денег»
Жгуты готовы. Начинается новый этап изготовления костюма. Захарий кокетливо вздыхая: «Эх, и зачем я в это ввязался», встает на две табуретки, широко расставив ноги. Дальше весь костюм делается непосредственно на человеке. Мужчины принимаются обматывать ногу юноши по спирали жгутом, скрепляя конструкцию пеньковыми веревками. Через час будущий медведь щеголяет по двору в объёмных соломенных штанах. Он улыбается, жуёт соломинку, искоса наблюдая какое впечатление производит на двоюродных сестер, приехавших на каникулы из Киева.
На поселок опускаются студеные синие сумерки. В другом сарае, в хуторе Тражаны заканчивают костюм крылатого медведя. Шестеро мужчин оплетают соломой деревянную рейку, выполняющую роль каркаса для крыльев. Розовощекий Ваня Перчик, 18 лет, все еще внутри костюма. Он с трудом держится на ногах и в изнеможении закрывает глаза. С непривычки тесный костюм душит его, солома впивается в шею. Отец Ивана, сам внешне похожий на медведя, берет большой нож и обрезает солому возле горла сына. В среднем на изготовление костюма нужно около 5 часов.
Почему все-таки медведь с крыльями? «Так принято»- слышали в ответ, или: «Я спрашивал у бабушки, она сказала, что так было всегда» Наши измышления, что медведь «это такой ангел» или крылья, занимающие много места в пространстве, являются признаками могущества и силы прервал Степан Драгун. Улыбаясь, он рассказал, что когда-то никаких крыльев не было, а были лишь утолщения в плечах, чтобы крепить еловые ветки для красоты. Но ведь каждый год хочется сделать еще лучше, еще красивей и больше. Так «плечи» стали постепенно расти, и превратились в крылья. Закон эволюции.
В советский период, когда празднование Маланки запрещалось, а парни сдавали кровь ради отгулов и шли маланковать, милиционеры и дружинники срывали маски с участников и отправляли «нарушителей» на 15 суток, каждый «медведь» носил с собой нож, чтобы в случае облавы разрезать костюм, выбраться из него и убежать. Время то ушло, а обычай носить ножи остался. А недавно не стало чертей- популярных у молодежи персонажей. Их запретил местный священник. Красноильцы народ набожный, соблюдают посты, регулярно посещают службы, строят возле своих домов каплички- мини часовенки, и ни один прохожий не минует святилище не перекрестившись. Настоятель главного храма Рождества Иоанна Крестителя отец Василь – местный авторитет, его мнение имеет едва ли не больший вес, чем слово председателя. Так отец Василь запретил устраивать дискотеки по субботам, а заодно и венчания ,- чтобы ни у кого не было соблазна проспать воскресную службу. Теперь в Красоильске жениться и танцевать можно только в пятницу и вечер воскресенья. Молодежь настоятеля побаивается: «Если не ходишь в церковь регулярно, не исповедуешься, не причащаешься, он ведь может и вовсе в венчании отказать и тогда пойдут нехорошие разговоры, пересуды» Но полностью запретить всеми любимую древнюю языческую Маланку даже отец Василь не в силах.
Нежный звон сотни колокольчиков рассыпается по дворам села накануне Старого Нового Года. Нарядные детишки группками и поодиночке ходят по дворам, звонят в колокольчики, привлекая внимание хозяев, рассказывают стишок или разыгрывают сценку. Самых маленьких сопровождают мамы, подталкивая к калитке оробевшее дитя и с умилением наблюдают через забор за «выступлением». Хозяева одаривают колядующих мелкими купюрами, конфетами, фруктами или даже цветными карандашами. Детей много, иногда возле дома собирается небольшая очередь. В среднем в каждой красноильской семье 3-4 ребенка. Почти все они либо колядуют, либо участвуют в Маланке. Получается такой круговорот денег. Одним даришь, другие возвращают.
Тем временем завершаются последние приготовления к празднику. В некоторых дворах ставятся столы для угощений. Каждые четыре часа участники шествия будут останавливаться, чтобы передохнуть и подкрепиться. Это и есть «попас». Ворота сараев закрыты, сквозь щели пробивается свет, слышатся возня, разговоры. Иногда энергия все же перехлестывает через край, ворота распахиваются, выскакивает какой-нибудь парень и, потрясая гигантской булавой, выкрикивает куплет. Ему тут же отвечают из соседнего сарая, через некоторое время все снова стихает. В сумерках наступает время медведей. Если костюм-копна камышового медведя из хутора Путна, накидывается на плечи подобно плащу, то соломенный костюм крылатого медведя из Тражан, как скафандр космонавта, без посторонней помощи не наденешь. Причем попасть внутрь можно только лёжа. Огромные крылья распластываются во дворе.
Будущий медведь в одном трико, перекрестясь, ныряет внутрь. Сначала просунуть ноги в «брючины», потом руки в прорезанные отверстия. Отец и друзья помогают,- протягивают широкие лямки на плечи, затягивают веревки. Младший брат, пользуясь беспомощностью старшего, дергает его за нос и уши. Тот безропотно терпит, лишь мычит и крутит головой, когда становится совсем невмоготу. Подняться с земли без посторонней помощи медведь тоже не состоянии. Громоздкий костюм весит от 70 кг., а «размах крыльев» от 3 до 5 метров. Скрипит калитка. Это пришел «цыган»- хозяин «медведя». Весь праздник он будет водить зверя на цепи, «укрощать» пугая булавой, отдавать команды, а так же заботиться: кормить, поить, давать возможность отдохнуть и помогать потом подняться. На цыгане яркая рубаха, жилет, узкие штаны, сапоги или подобие лаптей из грубой кожи, лицо вымазано сажей с жиром, на голове фетровая шляпа с кокетливым пёрышком или гипертрофированное картонное «сомбреро». Цыгане Путны носят немецкие каски и тельняшки, а разгорячившись, остаются вовсе с голым торсом и тогда очень напоминают персонажей «отмененных» настоятелем.
Слышатся звуки трубы. К ней присоединяются аккордеон и барабан. Звучит зажигательный национальный мотивчик. Скрипнула калитка, мелькнула причудливая тень, раздались голоса, топот ног… Небольшими группками по 10-15 человек участники начинают подходить к месту сбора. Первый «попас» самый многолюдный и веселый. Сюда подходят зрители с соседних домов, маланкующих сопровождают родители или невесты, ревниво поправляющие костюм избранника. Играет музыка, выкрикиваются задорные куплеты восхваляющие хутор или рассказывающие историю о том как цыган поймал медведя. Медведи кружатся, заставляя зрителей отпрыгивать в стороны, а зазевавшихся и сбитых с ног гигантскими крыльями – отползать. Повсюду бегают беременные «бабы» потрясая игрушечными младенцами, они нападают на мужчин, требуя алиментов. Широкоплечие «девицы» кокетничают и лезут обниматься, а «деды» вдруг устраивают потасовку, «избивая» зевак фальшивыми животами. Цыган с цыганкою, привели на цепях целую свору медвежат в меховых костюмах, сшитых из старых шуб. Медвежата тянут в разные стороны, огрызаются, катаются по земле, борются и опутывают цепями ноги зрителей. Под приветственные крики из темноты выступили «жиды»: разноцветные лохмотья, посохи, огромные цилиндры. Жидов сразу пригласили к столу с угощением, где им пришлось снять маски. Под одной из них оказался заместитель председателя сельсовета Степан Драгун, который еще час назад с совершенно обыденным видом прибирался у себя во дворе.
Наконец, по свистку команданте, Маланка трогается в путь и шумною гурьбою вваливается в ближайший двор. Хозяева улыбаясь наблюдают за происходящим с высокого крыльца. Исполняются щедривки- куплеты восславляющие хозяев, их детей и дом и желающие благополучия в следующем году, танцуют маски, «короли» водят хоровод, медведи, убоявшись булавы, встают на колени и ложатся по команде цыгана… Хозяева зовут команданте и вручают ему «гонорар». Команданте вскочив на крыльцо, громко провозглашает размер вознаграждения. Маланка издает звуки одобрения, и зажигательно танцуя под музыку, переходит в следующий двор… За ночь процессия успевает обойти около 140 дворов, получив в каждом от 200 до 600 гривен. Часть уходит на оплату музыкантов, остальное собирается в общий котел со всех хуторов и через две недели, когда поспеет новая партия самогона, в огромном павильоне на центральной улице накрывается общий стол для всех селян.
Цыгане и медведи пляшут и выкрикивают речёвки ночью водном из дворов хутора Путна. В обычное время уличного освещения в селе нет - только тускло светят несколько фонарей на главной дороге. Но в ночь Маланки свет появляется в каждом дворе - все жители как могут подсвечивают места для встречи ряженых.
Светает. Зрители давно разбрелись по домам. Медведи уже заходят во дворы по очереди, пользуясь возможностью отдохнуть хоть несколько минут, привалившись к ограде.
Мужчина в костюме пастуха танцует во время обряда Маланки в хуторе Тражаны. Он время от времени постукивает других танцоров и зевак своим посохом. Участники Маланки делают маски своими руками из папье-маше, раскрашивают их и покрывают лаком.
Цыган и медведь из хутора Тражаны отдыхают после ночного обряда маланкования. С позднего вечера до полудня следующего дня участники обряда обходят в посёлке более ста сорока дворов, исполняя в каждом маленький, но очень зажигательный концерт продолжительностью 5-10 минут. Не каждый «медведь» доходит до конца Маланки…
А кто-то и вовсе распластался на земле не силах пошевелиться. На крыле медведя свернувшись калачиком, спит цыган. «Пить!»- вяло поднимается рука и в бессилии падает. 23летний Андрей Яценюк отправившийся маланковать в костюме «деда» сменил образ и теперь «цыган». Он заметно хромает – натер ногу веревочной подвязкой, но улыбается «Я знаю, что завтра буду «умирать» но я должен пройти до конца. Это же Маланка!» Андрей ободряет своего медведя 19 летнего Илью Драгуна, они выкрикивают куплеты и танцуют. Мимо проезжает «мерседес» с румынскими номерами. Открывается окно. «Май сус май сус!»- кричит водитель. «Са са вага кади урс!» радостно отзывается Маланка, и все, кто до этого валялся в изнеможении, вскакивают, продолжая куплет.
Ближе к полудню, когда закончится служба в храме, процессии Маланок со всех хуторов потянутся к центральной улице, где вскоре сольются в единый бурляще-кричащий поток. Вовлеченные в этот водоворот зрители тут же становятся участниками, поют, пляшут и веселятся. Девушки шушукаются, поглядывая на пышущие жаром черные обнаженные торсы цыган, а маленькие мальчики твердо решают, что когда вырастут, непременно станут Урсу.
Послесловие.
Мы работали над этим очерком в январе 2014 года, во время майдана в Киеве. Приехали на машине на Украину из Кубани, на пароме в Крым, который был еще украинским, потом через Одессу в Приднестровье и Молдавию, а из Молдавии в Черновицкую область. Обратно ехали через центральную часть Украины в Ростовскую область... Ехали быстро, вечером и ночью, проселочными дорогами.
Герои нашего очерка, вероятнее всего были мобилизованы в 2022 году, многие погибли на войне или сбежали в Румынию, благо у всех были румынские паспорта.
Вероятнее всего больше на Украину в ближайшее время мы не попадем, да и желания нет никакого...
Авторы фотографий и текста Добрый Человек и Анна Тихая©
Спасибо за внимание!