Найти тему
6000 миль до Голливуда

Космическая жесть 2100 года. Бен Фостер и Деннис Куэйд в классике фант. триллера 2000-х

("Пандорум", Pandorum, 2009, Германия/Великобритания)

Отличный пример того, как, не придумав ничего оригинального и понадергав идей из аналогичной фантастики, можно в итоге снять пусть не выдающееся, но всё равно достойное и захватывающее кино.
Как у Кристиана Альварта это получилось?
Ага, размечтались: так он и раскрыл нам свой фирменный секретный рецепт!

Когда обычно безбашенные герои Бенджамина Стивеновича Фостера делают такое лицо, сразу ясно - вот теперь проблемы у них действительно серьезные.
Когда обычно безбашенные герои Бенджамина Стивеновича Фостера делают такое лицо, сразу ясно - вот теперь проблемы у них действительно серьезные.

Однако и без заглядывания в альвартовскую инструкцию понятно, чем цепляет "Пандорум" любителей боевой фантастики. Да просто тем, что все его вторичные идеи и ладно скроены, и крепко сшиты нитками качественного хоррора. К тому же Кристиан не скупится на боевые сцены, которых тут предостаточно, и которые радуют честной кровавой жестокостью. В чём Альварт явно равняется - в хорошем смысле слова, - на "Чужого"/"Чужих", поскольку здешние монстры тоже неимоверно сильные, стремительные, вездесущие и трудноубиваемые. Добавьте к этому сюжетное ограничение, что для борьбы с ними у героев нет дальнобойного оружия, а есть лишь холодное самодельное. Отчего все схватки в "Пандоруме" протекают с утроенным напряжением, драматизмом и жутким разлётом/разбрызгиванием содержимого организмов дерущихся.

Еще один увесистый плюс фильма: его генеральная интрига старательно раздувается и держится в секрете чуть ли не до финальных титров. Что тоже теперь своего рода высокое искусство, беря во внимание как много коллег Альварта, даже авторитетных, предпочитают "ломать интригу" уже в середине своих историй.
Зато тут ключевой "вот-это-поворот" грамотно оттянут до последнего акта, поэтому эффект "обухом по голове" вам гарантирован. При том, что его к тому же "ну ничто не предвещало".

Но почему столь похвальная и мастерски снятая картина тогда провалилась в прокате, отбив свой 33-миллионно-долларовый бюджет лишь на две трети?
К сожалению, - из-за желания Альварта раз за разом напоминать нам, что мы смотрим не презренный американский пужастик, а гордое европейское кино. То есть о всеми присущими ему закидонами: вот сюда впендюрим немного артхауса, тут замутим психоделическую сцену, а вон там поиграем с сюрреализмом. И всё бы ладно, но на фоне 100% голливудского монстропобоища все эти авторские эксперименты Кристиана выглядят явным излишеством.
Да и к декорациям в "
Пандоруме" есть претензии. Ведь когда ты смотришь космическую фантастику, а утроба гигантского звездолета в ней больше напоминает заброшенную ТЭЦ или плотину, это тоже не очень хорошо и правильно. Тем более в этой темной "промзоне", где еще и на лампочках сэкономили, герои проведут безвыходно практически весь фильм. Что, конечно, усугубило его мрачность, но вот на зрелищности отразилось не в лучшую сторону.

"Тот вздохнул, пожал плечами, / Лысый, ростом невелик..."© Цитата из другой классики
"Тот вздохнул, пожал плечами, / Лысый, ростом невелик..."© Цитата из другой классики

Как было сказано выше, эта история далеко не нова, поскольку вдохновлена "Пасынками Вселенной" Хайнлайна. То есть нетленной классикой жанра, фабулу которой вовсю экслуатировали и до Альварта, и продолжают делать это после него. Но это не упрек, ибо она и впрямь слишком уж яркая и сильная вещь, и устоять перед искушением "перепеть" ее по-своему для любого фантаста трудно.
Итак, здешний мегазвездолет назван "Элизиумом" и несется сквозь космос, дабы колонизировать далекую-далекую планету Танис. Потому что на самой Земле случилось глобальное перенаселение, да и всё прочее было настолько запущено, что ей грозил скорый кирдык. А поскольку накрыться медным тазом, не попытавшись спасти хотя бы малую толику себя, любимого, Человечество не желало, для этого и был выпнут с Земли во Вселенную "Элизиум" с 60000 пассажирами на борту.

Лететь до Танис надо было аж 123 года, поэтому вся человеческая орда на нем отправилась дрыхнуть в гиперсон. Кроме, разумеется, сменяемой раз в два года вахты, обязанной присматривать за спящими и за звездолетом.
Вот только когда в начале фильма из гиперсна выходят капрал Бауэр и лейтенант Пейтон (Бен Фостер и Деннис Куэйд), они ощущают себя словно с эпического бодунища. То бишь тоже почти ничего не помнят и видят окрест себя пренеприятную картину под названием "Наташ, вставай, мы всё уронили"©. А заодно подозревают, что больны пандорумом - мерзопакостным психическим расстройством, что случается из-за долгой гиперсонной отключки.

Правда, "всё роняли" тут, включая поломанный ядерный реактор, кажется, не Бауэр с Пейтоном. Но легче им от этого не стало. Особенно, когда выяснилось, что у них нет доступа к заблокированному капитанскому мостику и управлению системами корабля. А, стало быть, - и возможности выяснить, что на нем стряслось, дабы оперативно этот бардак разгрести.
Что ж, делать нечего, - пришлось идти туда, куда у обоих еще был доступ. К счастью, в большинство других отсеков он имелся. К несчастью, всё, что Бауэр и Пейтон там обнаружили, им не понравилось еще больше: трупы, загадочные кровожадные мутанты и тотальный упадок с бескультурьем. Словно в каком-нибудь "
Безумном Максе", только без монстромобилей и "пушек".
Короче говоря, без неожиданных встреч, беготни от мутантов и зверских драк с ними разобраться в ситуёвине у героев не выйдет при всём желании. И хорошо! А то видели мы недавно
скучную германскую космофантастику - та еще вселенская тоска! - но "Пандорум", на радость зрителям, к подобной всё же не относится.

Вот на такой уродливо-неромантичной фигне, по мнению авторов фильма, Человечество и будет покорять далекие планеты с их пыльными тропинками.
Вот на такой уродливо-неромантичной фигне, по мнению авторов фильма, Человечество и будет покорять далекие планеты с их пыльными тропинками.

***

В общем, даже при всех своих вторичностях и недостатках "Пандорум" всё равно был и остается одними из лучших, жестких и запоминающихся космических киноприключений, снятых в 21 веке. Особенно на фоне деградирующей франшизы "Чужого", пусть даже хоррор Кристиана Альварта вовсе не об инопланетных монстрах, а о сорвавшихся с цепи, человеческих безумии и жестокости. Но даже без ксеноморфов атмосфера всепроникающего ужаса здесь такая густая, что выйди "Пандорум" в эпоху VHS, он явно стал бы одним из хоррор-украшений видеосалонов. А также темой для обсуждения пацанами на школьных переменах.
Впрочем, и не родившись в идеальную для нее эпоху, эта картина свой след в кинофантастике оставила, и пересматривать её тоже завсегда приятно и нервощекотно.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):