На этот раз в зоне внимания союз Анны и Алексея Александровича Карениных. Что это был за союз?
Каренина женила на своей племяннице тетка юной Анны Облонской. Жених с невестой вступили в брак без любви, но прожили вместе восемь лет, родили сына Сережу. Я делаю вывод об отсутствии чувств на том основании, что Л.Н. Толстой ни слова не сказал в этом направлении.
В чем-то супруги Каренины схожи, возможно, что стали схожи за время совместной жизни. В частности, они презирают ложь, не умеют лгать.
Анна удивлялась себе, когда с легкостью лгала мужу во время объяснения после вечера у княгини Тверской. Это несвойственное ей состояние удивляло и ее, и Каренина, понимавшего, что она обманывает его.
Несходство, точнее, несовпадение у этой пары в первую очередь в темпераменте. Интимные отношения в семье не устраивали Анну, она не просто так гасила взгляд, идя в спальню. Но героиня и не искала намеренно утешений на стороне потому, что уважала мужа.
Алексей Александрович не был пылким любовником, но это не означает, что он не любил свою жену. Любил по-своему, не так, как ей хотелось бы, но любил. Иначе он не страдал бы от ее измены.
Каренин действительно человек-функция, может быть даже «машина», но его нельзя назвать бесчувственным. Он не ревновал Анну не потому что не любил ее, а потому что доверял.
Настолько доверял, что после предупреждения о последствиях слишком интимной беседы с Вронским, уехал за границу на воды.
С другой стороны Л.Н. Толстой, показывая нам переживания своего героя, говорит о том, что Каренина больше всего волновал именно факт измены. Он переживал о том, что семья разрушена, что его положение в обществе может измениться, размышлял каким способом разрешить эту ситуацию для себя, сразу вычеркнув из жизни «порочную женщину», как он стал называть Анну.
Ни слова о чувствах или о сожалении потери любимой женщины читатель и зритель не наблюдает.
По крайней мере до момента вторых родов жены Каренин закрыт в этом плане. Можно предположить что им владела сильная обида, но ясно, что вопрос к себе о том, почему это произошло в его браке, не волновал Алексея Александровича.
Каренин сводил чувственную сторону брака к священному исполнению долга перед Богом и людьми. Эта сторона отношений с женой не была для него столь же важна, как служба.
«Алексей Александрович стоял лицом к лицу пред жизнью, пред возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме его, и это-то казалось ему очень бестолковым и непонятным, потому что это была сама жизнь. Всю жизнь свою Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее. Теперь он испытывал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разобран и что там пучина. Пучина эта была — сама жизнь, мост — та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович. Ему в первый раз пришли вопросы о возможности для его жены полюбить кого-нибудь, и он ужаснулся пред этим.»
Герой сложный и закрытый, мы чаще видим его портрет со слов других людей, прежде всего Анны. Но обиженный человек не может быть объективен. Поэтому я не до конца верю словам Каренина о жене:
««Без чести, без сердца, без религии, испорченная женщина! Это я всегда знал и всегда видел, хотя и старался, жалея ее, обманывать себя», — сказал он себе. И ему действительно казалось, что он всегда это видел; он припоминал подробности их прошедшей жизни, которые прежде не казались ему чем-либо дурным, — теперь эти подробности ясно показывали, что она всегда была испорченною.»
И словам Анны о Каренине: «Это не мужчина, не человек, это кукла! Никто не знает, но я знаю. О, если бы я была на его месте, если бы кто-нибудь был на его месте, я бы давно убила, я бы разорвала на куски эту жену, такую, как я, а не говорила бы: ma chère, Анна. Это не человек, это министерская машина» я тоже не верю. Этими словами она пытается оправдать свою измену.
Анна говорит о муже много плохого, он и «душил» ее и не мог понять «что он лишний». Все это тоже обида и отчаяние от своего положения и желание оправдаться.
Совсем другие слова будут сказаны Анной во время родов, когда она чувствует, что умирает. Главное по-моему, то, что она возвращается в свое прежнее состояние. Отношения с Вронским для нее не так важны, как примирение с Карениным.
Анна говорит мужу: «Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся. Я теперь умираю, я знаю, что умру, спроси у него.»
Она возвращается в свое прежнее состояние, в котором не было отвращения к мужу, не было лжи, в том числе и о том, что он душил ее чувства. Перед смертью люди не лгут.
По выздоровлении Анна снова вернется в свое измененное состояние. Но Алексей Александрович примет невозможное для себя решение - он даст согласие на бракоразводный процесс, в котором примет на себя вину в измене. Этим согласием он разрушает главное дело своей жизни - карьеру, но освобождает Анну, дает ей возможность стать женой Вронского.
И Анна неожиданно отказывается от этой возможности, ссылаясь на то, что не может «принять его великодушие».
В этом поступке нет глупости со стороны Анны, как я прежде писала.
Она действительно не может принять жертву мужа потому, что виновата перед ним и понимает, что этой жертвой он губит себя. Анна в этот момент и честна и горда. С одной стороны жертва мужа слишком велика, с другой - она не желает всю жизнь быть ему обязанной и быть причиной его падения и унижения.
Все и просто и сложно одновременно потому, что главные герои этого романа не просты и не однозначны. Каждый из них не ангел, но и не злодей.