Россия готова предложить своим партнерам интеллектуальную помощь. На этот раз – в борьбе с киберпреступностью. Кто и почему в ней нуждается, рассказал руководитель Международного бюро расследований, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.
– Юрий Николаевич, кому и какие научные разработки потребовались?
– Речь идет о возможной помощи нашему партнеру по БРИКС – Бразилии. Это — мягко говоря, не самая маленькая и далеко не бедная страна. И, не исключаю, в ближайшем будущем, - не региональная, а именно - мировая держава.
– Даже так? Мировая?
– Почему - нет? По всем параметрам Бразилия к этой категории подходит. Судите сами: Бразилия состоит и активно участвует в таких международных организациях, кроме БРИКС, как ООН, G20, ВТО и МЕРКОСУР.
Ее экономика - девятая в мире, она занимает седьмое место по ВВП, население – 214,3 миллиона человек, площадь – 8,5 миллиона квадратных километра. Пусть и не всегда эти земли плодородные и годные для обустройства или хозяйствования - так называемая Амазония… Но на территории Бразилии есть много чего полезного из ископаемых, в том числе – нефть. Самое главное – пресная вода. Бразилия занимает первое место в мире по запасам пресной воды. Запомним это. Пить хочется всегда. Если замучает жажда - бегите в Бразилию…
На долю Бразилии приходится до двух третей промышленного потенциала стран региона и свыше половины их научно-технического потенциала. Еще раз напомню: уровень ВВП Бразилии приближается к 2244 миллиардов долларов – не всякая европейская страна похвастается такими доходами.
Да и вооружена Бразилия лучше всех на континенте и никого не боится. Почти 400 тысяч военнослужащих, самый мощный флот в регионе - около сотни вполне современных боевых кораблей. Бразилия контролирует большую часть атлантического побережья и внутреннюю речную акваторию южноамериканского материка. Для такого контроля есть свыше 15 тысяч профессиональных морских пехотинцев, хорошо вооруженных, обученных и мотивированных.
– Есть много интересных тем для диалога…
– Даже более чем. Сегодня Бразилия – наш важный экономический и политический партнер. Что для нас особенно ценно, в контексте специальной военной операции на Украине Бразилия придерживается сбалансированной позиции, воздерживается от поддержки одной из сторон, стремится внести свой вклад в урегулирование украинского кризиса. Да, в голосованиях по указанному вопросу в ООН Бразилиа осуждает действия России и «нарушение территориальной целостности» Украины. Но при этом не присоединяется к односторонним антироссийским санкциям, не поддерживает идеи создания трибуналов и механизма выплаты репараций, выступает против «украинизации» повестки дня непрофильных многосторонних структур, воздерживается от поставок вооружений и военной техники киевскому режиму, от ограничения участия России в работе многосторонних структур.
В общем, чем выше статус этой страны – тем лучше для всех. И, повторюсь, все данные для статуса мировой державы у Бразилии есть.
Да, в Бразилии не все благополучно – есть нищета и преступность, неприятная разница между бедными и богатыми, и многое еще чего. Бывал там и все это лично видел. Но при этом многое понял об этой стране – ее потенциал. Он огромен. С уверенностью скажу: тот, чьим союзником и другом станет Бразилия, окажется в большом выигрыше.
– Мы чем-то можем быть полезными Бразилии?
– России и Бразилии очень выгодно и жизненно необходимо прямое сотрудничество. Как геополитическое, так экономическое и научно-техническое. Сейчас США пытаются подмять под себя все, что можно, в том числе и Южную Америку. Аргентина, ближайший сосед Бразилии, после недавних президентских выборов уже стала, по сути, новым американским штатом. И рухнула в еще большую нищету. Вот уж аргентинское население радуется такому союзу…
Кстати, напомню, Америка в 80-х годах легко и просто предала своего союзника Аргентину ради другого, более «ценного» друга, – Великобритании. Помните конфликт вокруг Фолклендских островов? Можно вспомнить, как в 1939 году Англия и Франция «поддержали» Польшу после нападения гитлеровской Германии. Спасли, как же… Вот такое избирательное союзничество.
Бразилия по этому пути идти не хочет. Руководство этой страны видит одну из возможностей своего развития в участии в БРИКС. Но Бразилии тоже нужна помощь.
– Какая?
– Не подумайте ничего плохого – беспроцентных кредитов и бесплатных энтузиастов-волонтеров для освоения диких пространств, в духе интернациональной безвозмездной помощи советских времен, не требуется. То есть, рубить в джунглях лианы, пилить пальмы и осушать амазонские топи не надо.
Помощь нужна интеллектуальная. Бразилия столкнулась с валом киберпреступности, что может буквально похоронить ее экономику. А затем – и саму страну. И вот этого нам совсем не нужно.
– В чем угроза?
– Бразилия занимает второе место по количеству зарегистрированных кибератак: в 2022 году их произошло 103,1 миллиарда, что на 16% больше, чем в 2021 году. Бразилия входит в пятерку стран с самым медленным прогрессом в сфере кибербезопасности – это констатация MIT Technology Review. Страна получила низкие баллы по всем критериям, использованным Североамериканским университетом в исследовании безопасности данных в Интернете.
Опять же, согласно опросу «Лаборатории Касперского», проведенному в 2021 году, процент бразильских пользователей, которые хотя бы один раз пытались открыть ссылки, отправленные для кражи данных, составляет 19,9% интернет-пользователей страны. Что очень много.
– На что нацелены киберпреступники?
– На те же цели, что и в других странах. Атакам подвергаются отрасли здравоохранения, энергетики, любые структуры, связанные с развитием технологий и даже с правительством.
Так, больше всего страдает сектор здравоохранения. С 2021 по 2022 год количество инцидентов, связанных с программами-вымогателями, выросло на 5%. Средний показатель по Бразилии - 1613 случаев в неделю, - самый высокий показатель в мире. Понятно, что для последующих мошеннических действий, киберпреступники интересуются данными пациентов: виды лечения, номера льгот, данные кредитных и медицинских карт.
Но кибератаки на медицинский сектор в Бразилии – лишь один из примеров.
На самом деле эта страна по одной из оценок занимает 18-е место в мире по киберзащищенности своих ресурсов, в том числе и государственных. И это при том, что во второй половине 2022 года количество атак на государственный сектор во всем мире выросло на 95 %.
Велики риски для энергетического сектора.
Так, бразильская энергетическая матрица выделяется во всем мире благодаря производству экологически чистой энергии, поскольку почти 50% ее приходится на возобновляемые источники энергии, тогда как в глобальном масштабе эта цифра составляет 15%. Если сосредоточиться на электрической матрице, то более 80% возобновляемой генерации приходится на гидроэлектростанции. Этим пользуются кибермошенники. По данным Национального агентства по электроэнергетике (Aneel), риски, связанные с кибербезопасностью, включают перебои в энергоснабжении, невозможность проведения технических операций и потерю данных компании.
Обеспокоенность по поводу увеличения числа киберпреступных действий против этих структур побудила Aneel и ONS (Национальный оператор электрической системы) создать оперативную программу кибербезопасности для повышения защищенности сектора в Бразилии.
Некоторые из основных угроз правительственным системам и службам, прогнозируемые на 2023 год, включают атаки типа «отказ в обслуживании» (DDoS), программы-вымогатели и хактивизм.
Есть угрозы государственному сектору. Так, многие атаки были направлены на правительственные учреждения и веб-сайты, в основном связанные с судебной системой.
Большой объем конфиденциальной информации представляет собой выгодную возможность для киберпреступников проводить целевые фишинговые кампании, а уязвимости, связанные с утечкой данных, являются легкой точкой входа.
Опрос, проведенный TradingPlatforms, показывает, что киберпреступность выросла на 164% в 2021 году по сравнению с 2020 годом, достигнув показателя в 6,9 миллиарда долларов США, или более 34 миллиардов реалов. Бразилия может оказаться в особой группе риска, поскольку, помимо ее низкого рейтинга, в ней отсутствуют образовательные меры, позволяющие избежать мошенничества, такого как фишинг, когда жертве отправляется ложная ссылка с целью кражи личных и банковских данных. В результате фишинга за год было похищено 2,4 миллиарда долларов США (12 миллиардов реалов).
Практикуются и мошенничества с использованием криптовалют – они привели к потери 1,6 миллиарда долларов США (8 миллиардов реалов).
В официальном отчете о киберпреступности за 2022 год, подготовленном Cybersecurity Ventures, отмечается, что глобальный ущерб от киберпреступности, как ожидается, к 2025 году составит до 10,5 триллионов долларов США в год.
По данным Statista, только в 2022 году во всем мире было обнаружено 493,33 миллиона атак программ-вымогателей. А по результатам исследования компании Fortinet, занимающейся разработкой решений в области кибербезопасности, основанного на данных FortiGuard Labs, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна было совершено более 360 миллиардов попыток кибератак на системы компаний и организаций.
- В Бразилии осознают угрозу?
– Разумеется. Жоау Виейра ди Алмейда-младший, суперинтендант отдела информационной безопасности Serpro, констатирует: «Бразилия страдает от тревожной статистики и входит в список стран с одним из самых высоких показателей атак в виртуальных средах в мире. Когда мы говорим о Бразилии, цифры привлекают внимание, как положительное, так и отрицательное. Мы очень быстро освоили цифровую культуру, которая принесла нам бесчисленные преимущества, но также подвергает нас определенным рискам. Но я твердо верю, что можно двигаться вперед, оказывая влияние на людей посредством необходимой осведомленности, позволяющей более безопасно ориентироваться в этой цифровой вселенной».
– Значит, Бразилия намерена защищается. Как?
– Бразилия запускает свою первую национальную политику кибербезопасности. Указ, подписанный президентом Республики Луисом Инасиу Лула да Силва, определяет создание Национального комитета по кибербезопасности с широким и демократическим составом бразильского общества. Этот комитет, который будет собираться ежеквартально, станет предлагать стратегии международного технического сотрудничества.
– Наша роль может заключаться именно в международном сотрудничестве?
– Именно. По одному из многочисленных рейтингов и международных индексов, Россия занимает 5-е место по уровню кибербезопасности. И у нас имеются весьма полезные наработки, которыми мы могли бы поделиться. О них неоднократно рассказывал заместитель правления одного из крупнейших отечественных банков Станислав Кузнецов, признанный эксперт в области кибербезопасности, участвуя в Давосском экономическом форуме, Мюнхенской конференции по безопасности, на сессии Комиссии ООН. Вот только один пример: в 2022 году его банку удалось защитить от кибермошенников два миллиарда долларов своих клиентов. В общем, нам есть, что рассказать бразильским коллегам.