📍В данной статье приведу подборку из 11 полезных и актуальных навыков для увеличения дохода маркетолога - от простой аналитики и Excel до управления целым брендом.
📈Существует два способа, при помощи которых маркетолог станет больше зарабатывать:
- Стать руководителем и управлять командой;
- Изучить новые инструменты, расширить зону ответственности, тем самым приносить больше денег компании.
🧐Примечательно то, что достаточно часто первый способ невозможно начать использовать, не освоив второй. В целом это неудивительно, ведь для того чтобы стать руководителем необходимо огромное количество полезных знаний, опыта, умение владеть различными инструментами.
🔥На основе изучения вакансий на FL.ru (крупнейшая биржа фрилансеров в рунете) и HeadHunter в статье составлен список полезных навыков, которые помогут увеличить доход⬇️
Маркетинг и продвижение на маркетплейсах
⚜️Для чего это нужно? Торговля на маркетплейсах — перспективная сфера, и спрос на специалистов в ней растёт. Например, в 2018 году на HeadHunter было всего 12 вакансий для них, а в декабре 2023 года — уже 10 тысяч.
❗️➡️Согласно данным Data Insight, на маркетплейсы в 2022 году приходилось 73% всех онлайн-продаж. Если компания продаёт товары, то она или уже торгует на маркетплейсах, или скоро начнёт.
Если вы работаете в компании, которая производит или продаёт товары, то с помощью навыков продвижения, которые вы освоите, на маркетплейсах вы сможете вывести её на эти площадки и увеличить продажи. А значит, увеличить и свой доход. На сколько можно увеличить доход, сказать сложно — но senior-специалисты зарабатывают 150–300 тысяч в месяц.
🔍Что изучить? Продвижение на маркетплейсах специфично — факторов, которые влияют на успех, много. Маркетологу нужно:
- Понимать как собирать ключевые слова и визуально оформлять карточки товаров;
- Разбираться в том, как устроены рейтинги, отзывы, оптимизация карточек, реклама и акции на маркетплейсах;
- Изучить юнит-экономику, ценообразование, стратегическое планирование и аналитику — в том числе анализ ниши и товаров.
Опираясь на данные навыки, можно сделать продажу товаров компании на маркетплейсах более прибыльной. Также эти знания необходимы руководителям направления маркетинга.
Навыки работы с нейросетями
⚜️Для чего это нужно? Для экономии времени и увеличения зп. Почему? Потому что ИИ за секунды генерирует идеи для объявлений, создаёт изображения, пишет тексты, монтирует видео, тестирует код. Также компании внедряют нейросети в продукты — поэтому маркетолог должен хотя бы в общих чертах понимать, как они работают.
➡️Навык работы с нейросетями востребован на рынке. На конференции #Rekonfa эксперты обсуждали высокую вероятность того, что этот навык скоро войдёт в список необходимых маркетологу компетенций.
➡️Согласно данным Resume Builder, 9 из 10 работодателей ожидают, что сотрудники будут использовать нейросети в работе.
Уже есть много вакансий для маркетологов, которые умеют или хотят научиться работать с ИИ.
🔍Что изучить? Нейросети, которые помогут вам решать рутинные задачи:
- Если работаете с контентом или часто ищете идеи для рекламных кампаний, стоит изучить ChatGPT, Perplexity или Texti;
- Если работаете с изображениями, инфографикой, иллюстрациями — Midjourney, Phygital+, Stable Diffusion или Niji Journey.
Excel на продвинутом уровне
⚜️Для чего это нужно? Чтобы автоматизировать работу в Excel и сэкономить сотни часов на выполнении рутинных операций. Научиться решать разные задачи: строить дашборды и графики, делать прогнозы, собирать данные из разных источников.
Умение работать с Excel — один из самых востребованных навыков, и не только для маркетолога, так что данный навык вам точно пригодится.
🔍Что изучить? Необходимо научиться:
- Работе с сортировкой и фильтрацией;
- Полезным формулам и функциям;
- Делать сводные таблицы, а на продвинутом уровне — ещё и макросы.
Маркетинговая аналитика
⚜️Для чего это нужно? Без аналитики невозможно оценить эффективность маркетинга. Поэтому очень часто, компании, в которых не используют аналитику, теряют прибыль. Следовательно, навык аналитики обязателен для маркетологов.
Навыки, связанные с аналитикой, часто упоминаются в вакансиях. Знание аналитики позволяет маркетологу увеличить доход в среднем на 30 тысяч рублей в месяц. А ещё есть отдельная специализация: маркетолог-аналитик. Уже на старте такой специалист может зарабатывать 100–120 тысяч рублей.
Что изучить? Нужно осилить четыре больших блока знаний:
- Основы маркетинговой аналитики.
📌Основы маркетинговой аналитики - это анализ рынка, конкурентов, рыночных ниш, воронок продаж. Без знания основ трудно понять, как продвигать продукт и что сделать, чтобы продаж было больше.
- Веб-аналитика.
📌Веб-аналитика — это система сбора, измерения и анализа данных об интернет-пользователях. Разбираться в ней нужно, чтобы анализировать поведение пользователей на сайте и повышать конверсию.
- Сквозная аналитика.
📌Сквозная аналитика - это способ сбора данных, который позволяет объединить маркетинговые данные из нескольких источников и отследить путь каждого клиента от первого касания до покупки. Без сквозной аналитики нельзя понять, окупается ли реклама, и определить, что влияет на принятие решений покупателями.
- Аналитика данных в BI-системах.
📌BI-системы объединяют информацию из разных источников, но работают не только с данными о маркетинге и продажах. Если у вас есть знания в области BI-аналитики, вы можете работать с большими объёмами данных и оценивать, как маркетинг влияет на всё, что происходит в компании, и наоборот.
Скиллы директора по маркетингу
Даже опытному маркетологу может не хватать знаний для того, чтобы подняться на следующую ступень и стать директором по маркетингу. Так какие же знания необходимы для стимуляции карьерного роста?
Согласно данным ZnanTrend, работодатели ожидают от директора по маркетингу умения:
- продвигать бренды,
- управлять командой и бюджетом,
- планировать и организовывать работу,
- проводить маркетинговые исследования.
- знание аналитики, стратегического и операционного маркетинга.
Для чего это нужно? Если вы уже руководите — чтобы систематизировать знания, получить недостающие навыки и работать эффективнее. Если вы только планируете строить карьеру — быстрее достичь желаемой должности. Уже сейчас с навыками руководства вы сможете брать на себя больше ответственности и больше зарабатывать.
Что изучить? Нужно изучить:
- Проведение маркетинговых исследований и маркетингового анализа,
- Стратегический и операционный маркетинг,
- Управление командами и бюджетами.
А еще нужно освоить множество инструментов, методик, концепций и научиться применять их в жизни.
Разработка для маркетологов
⚜️Для чего это нужно? Все просто, маркетолог с навыками разработки — универсальный специалист, который будет востребован даже в кризис. При условии, что вы изучите разработку, вы сможете запускать сайты, править код и работать с инструментами аналитики без помощи программистов. Это важно для работодателей: компании ищут специалистов, которые владеют несколькими навыками.
❗️▶️Если вы изучите разработку на продвинутом уровне, сможете освоить редкую профессию — маркетолог-разработчик. Или войти в IT и построить карьеру разработчика.
🔍Что изучить? Языки программирования. Можно начать с простых языков, которые нужны для создания сайтов: HTML, CSS и JavaScript. Изучив их, вы сможете верстать страницы сайтов, оптимизировать их и адаптировать к разным устройствам, добавлять анимацию и скрипты.
Продвижение бизнеса во «ВКонтакте»
⚜️Для чего это нужно? Чтобы профессионально работать с соцсетью и, возможно, специализироваться на продвижении в ней. Или руководить командой и подрядчиками: SMM-специалистами, контент-менеджерами и таргетологами.
📊Согласно данным ВЦИОМ, «ВКонтакте» — самая популярная социальная сеть в России. В неё перешла часть аудитории заблокированных соцсетей, и в марте 2023 года «ВКонтакте» ежедневно посещало 53,6 миллиона пользователей из России. Во «ВКонтакте» можно быстро набрать аудиторию или создать магазин и продавать в нём товары без сайта, поэтому маркетолог с навыками продвижения во «ВКонтакте» будет ценен для бизнеса.
🔍Что изучить? Нужно изучить:
- Какие форматы контента есть во «ВКонтакте» и какие у них особенности;
- Принципы работы ленты новостей;
- Какие сервисы существуют для бизнеса;
- Как создавать вовлекающий контент;
- Принцип оформления и ведения сообщества;
- Как настраивать таргетированную рекламу во «ВКонтакте».
Контекстная реклама
⚜️Для чего это нужно? Около 10,44% вакансий для маркетологов содержат требование уметь работать с контекстной рекламой. Например, только на HeadHunter размещено 3900 вакансий для специалистов по контекстной рекламе.
В любом случае: если вы маркетолог и работаете в компании, которая использует контекстную рекламу, разбираться в ней нужно, чтобы контролировать подрядчиков и оценивать результаты, или если вы сами работаете с трафиком, это тоже необходимо, потому что сейчас контекстная реклама — один из двух основных каналов продвижения.
🔍Что изучить? Нужно:
- Разобраться во многих специфических технических деталях;
- Знать, как подбирать ключевые слова и минус-слова, писать тексты объявлений, задавать лимиты кампании и настраивать её;
- Использовать продвинутые инструменты «Яндекс Директа»;
- Оценивать результаты в системах веб-аналитики.
Таргетированная реклама
⚜️Для чего это нужно? Чтобы решать больше задач и повысить свою ценность на рынке труда. Или, если вы управляете маркетингом в компании, понять, как нанимать подрядчиков, как ставить им задачи и оценивать работу.
💲Навыки работы с таргетингом требуются реже, чем навыки работы с контекстной рекламой. Они указаны в 5,29% вакансий для маркетологов. НО несмотря на это, если компания занимается продвижением в соцсетях, то знать основы таргетинга маркетолог должен обязательно.
🔍Что изучить? Рассмотрите:
- Какой бывает таргетинг;
- Способы сбора аудиторию;
- Принцип работы с ключевыми словами;
- Какие метрики нужно использовать для анализа результатов.
❗️➡️Но главное — практические навыки: нужно самому научиться настраивать рекламу и оценивать её эффективность.
Управление PR
⚜️Для чего нужно? PR — классическое направление маркетинга. Работа в нём подойдёт тем, кто любит общаться с людьми.
🔍Что изучить? Важно изучить:
- Теорию: бренд-коммуникацию, инфлюенс-маркетинг, антикризисный PR, ивент-менеджмент, создание и продвижение положительного имиджа продукта или бренда;
- Научиться работать со СМИ и медиа, создавать контент для блогеров, использовать аналитику.
Продвижение бренда
⚜️Для чего это нужно? Навыки бренд-менеджмента нужны маркетологам, которые работают в крупных компаниях, развивающих бренды. На некоторых позициях понимать, как управлять брендом, важнее, чем, например, разбираться в performance-маркетинге.
📈Кроме того, эти навыки нужны для карьерного роста. Они востребованы — в 20,06% вакансий для маркетологов среди необходимых качеств упоминаются навыки продвижения бренда.
💲Также можно углублённо работать с брендом — стать бренд-менеджером и найти высокооплачиваемую работу в крупном городе в большой компании. На позиции бренд-менеджера можно зарабатывать 200–500 тысяч рублей в месяц.
🔍Что изучить? Изучите:
- Бренд-анализ,
- Анализ целевой аудитории, рынка и конкурентов;
- Позиционирование;
- Экономику бренда;
- Коммуникационные стратегии;
- Виды коммуникации;
- Бренд-аналитику.
Заключение
Итак, чтобы повысить свой доход вам необходимо обрести или повысить свои навыки в продвижении бренда, работе с Excel и ИИ, управлении PR, контекстной и таргетированной рекламе, маркетинг-аналитике, разработке, продвижении бизнеса в ВК или на маркетплейсах, а так же оттачивать скиллы директора по маркетингу.