Опрос недели: А вам нынешние снегопады жизнь испортили?
На прошлой неделе Татарстан столкнулся с мощным снегопадом, последствия которого устраняются до сих пор. Дороги все еще полностью не очищены, ежедневные пробки, есть нехватка базовых продуктов в некоторых магазинах. А на вашу жизнь повлияли природные катаклизмы? Сталкивались ли с нехваткой продуктов в магазинах? Означает ли произошедшее, что человек все еще беззащитен перед природой? «БИЗНЕС Online» отвечают Фоат Комаров, Вячеслав Зубарев, Камиль Самигуллин, Сергей Акульчев, Ркаил Зайдулла и др.
Фоат Комаров совладелец «СМП-Нефтегаз»
— Снегопад никак на нас не повлиял. Мы качественно работали, у нас подготовлены мероприятия, подъезды ко всем объектам сохранены. Все необходимые коммуникации мы произвели, у нас проблем не было. С нехваткой продуктов я не сталкивался, потому что в магазин не хожу. Не согласен с тем, что человек беззащитен перед природой. Просто произошел ажиотаж. В магазинах есть продукты, но человек привык к определенному, ему нужен конкретный продукт. Люди живут по трафарету. А зачем так жить? Если нет этого продукта, поменяй его на другой, используй то, что есть в магазине. Никакой проблемы нет.
Вячеслав Зубарев генеральный директор ООО УК «ТрансТехСервис»
— Снегопад жизнь, конечно, осложнил. Тяжело ездить, как и всем, потому что везде много пробок, затрудненное движение. Что касается бизнеса, те площадки, которые закреплены за компанией, автомобили тоже завалены снегом, их нужно расчищать. Это много дополнительной работы. А с нехваткой продуктов я не сталкивался. Думаю, что человек не беззащитен перед природой, но стопроцентной защиты от последствий нет. Да, затруднения, дополнительные сложности, но до настоящих трагедий дело не дошло. У всякой медали есть две стороны. Может быть, уровень воды в реках увеличится, если снега побольше навалило. Сетовать на природу — самое последнее дело.
Равиля Шайдуллина генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо»)
— У меня много объектов, и все они остались под снегом. Чтобы вывести его, нет транспорта. Чтобы нанять трактор, нужно заплатить 5 тысяч рублей в час. В Дербышках, в гостиницах, в пиццерии, везде завалило. Торговля на 30-40 процентов уменьшилась. Сейчас вся моя семья — дети, внуки — занимается расчисткой объектов. Я живу в частном доме, так мы туннели в снегу делали и по ним ходили. Нехватку продуктов я не ощутила, потому что делаю запасы, нас прошлое научило это делать, татары ведь запасливый народ. Хлеб и мучные блюда сама пеку, молоко привожу из деревни и замораживаю его, а потом по мере надобности растапливаю. Ни один листочек не шевелится без повеления Аллаха, поэтому мы не должны роптать на такие погодные условия. Сейчас люди погрязли в грехе, распутстве: в Газе что происходит — просто сердце разрывается. Аллах нас наказывает за всю мерзость, которую совершает человек.
Радик Фаттахов директор ООО «Заиковский» (Мензелинский район)
— Нам от снегопада не было никакого вреда, наоборот, только польза, мы радуемся, когда на поля ложится снег — это дополнительная влага для земли. У нас свои бульдозеры, погрузчики, улицы села очищаем от снега, до трассы дорога чистая, никаких проблем нет. Насчет продуктов хочу сказать, что я держу магазин в селе, его хозяйка — моя жена. Магазин приносит одни убытки, но я специально его держу, пока такая возможность есть, потому что все торговые точки закрылись, никто не хочет заниматься торговлей, потому что тяжело содержать, платить продавцу и так далее. Но деревне нужен магазин, несмотря на убыточность, я все равно содержу. У нас из-за снегопада никакого перебоя с продуктами питания не было, все необходимое есть на полках.
Сергей Акульчев владелец группы компаний «Акульчев»
— Снегопад жизнь, конечно, испортил: ни въехать, ни выехать. Случаются перебои в поставках продукции, соответственно, вводятся штрафные санкции от сетей за недопоставку. Со всеми этими трудностями мы сейчас работаем. При этом я абсолютно не заметил нехватки продуктов в магазинах. Допускаю, что перебои были, но подтвердить никак не могу. Вопросов и претензий ни к кому нет, переживем, все решим и дальше будем работать. Это стихия. Мы все-таки гости на этой планете, а не хозяева. Даже если природа приходит и показывает малую часть своего характера, человек сразу чувствует себя немощным.
Камиль Самигуллин муфтий РТ
— Я бы не сказал, что испортил, хотя были некоторые затруднения, менялись планы, снегопад внес свои коррективы в планы. Но я бы не сказал, что это испортило мою жизнь. Просто мы, может, отвыкли от такой зимы. Насколько я помню из детства, раньше часто такой снег был. Это напоминание, что мы слабые на самом деле и нуждаемся в своем творце, в его помощи.
Ркаил Зайдулла председатель союза писателей Татарстана, депутат Госсовета РТ
— Снегопад я пережил в больнице, мне делали операцию, поэтому не почувствовал его последствий. Когда наблюдаешь из окна, как падают снежинки, это приятное зрелище, но, как здесь говорили, много машин скорой помощи не могло заехать во дворы, на улицах появлялись пробки, даже спецмашинам было тяжело передвигаться. У нас почему-то каждый снегопад превращается в стихийное бедствие, с ним не могут справиться. Мы вроде северная страна, должны привыкнуть к тому, что может быть снег зимой, а у нас все неожиданно происходит, все парализуется.
Шамиль Агеев председатель правления ТПП РТ
— Снегопад мне жизнь не испортил. Мы привыкли разгребать снег сами с детства, росли в частном секторе, где с 5–6 лет брали лопату в руки. В последнее время мы избаловались, но на самом деле такие снегопады выдерживаем. У нас такого снега не было, не нужно ожидать, что все быстро очистят. Чудес не бывает, надо наращивать мощности, не только привлекать технику, но и людей приучать. Я думаю, снег должен закалить людей, сейчас обстановка неплохая, по крайней мере не трагическая. Продуктов не хватает? Привыкли к изобилию. Хлеб есть, молоко есть, что еще нужно? Надо сказать, что очень четко в Челнах, в Альметьевске службы работают. Неприятно, но будем надеяться, что снег немного отступит и за пару недель придет порядок. Человек всегда был беззащитен перед природой. Со стихией надо считаться, не нужно рассчитывать, что всегда будет солнце и хорошая погода. Снег — это же очень здорово. Смотреть приятно, когда снега много.
Мадина Тимерзянова директор Национальной библиотеки РТ
— Снегопад испортил мне жизнь прежде всего как директору. Это огромный труд для моих сотрудников — зачистить такой объем снега возле здания, к которому нет подъездов на снегоуборочной машине. Мне, как водителю, тоже было трудно. Один день ехала до работы три часа, два дня по два часа. Это не может нравиться. Я с пониманием отношусь, но за 24 года, что живу за городом, такое происходит впервые. Природа всегда будет сильнее и непредсказуемее, чем человек. Она может преподносить сюрпризы самого разного порядка, что и происходит периодически. Быть готовым ко всему на 100 процентов человек не может. Все планируется, прогнозируется, закупается более совершенная техника, но все предусмотреть невозможно. Я абсолютно уверена, что делали все возможное, чтобы как можно быстрее решить ситуацию. Признательна всем людям, которые работали практически сутками в этот период. Такие вещи по волшебству не решаются, это огромный тяжелый труд.
Фарит Шайхутдинов главный тренер сборной России по борьбе корэш, первый заместитель директора Дворца единоборств «Ак Барс»
— Не сказать, что испортил, но много времени ушло на расчистку снега, у нас проходило мероприятие во дворце единоборств «Ак Барс», пришлось приложить дополнительные усилия. Всем составом выходили чистить снег — и директор, и рядовые сотрудники, все вместе. В результате посетители не испытывают неудобства, парковки чистые, все нормально. Вот там, где я живу, в поселке Залесный дорогу завалило, но никто не чистит, хотя здесь и школа, и детский сад, и железнодорожный техникум. Дорога стала односторонней, приходится по долгу стоять пропускать машины. Сам я в магазин не хожу, но жена сказала, что несколько дней не было хлеба. В городе огромные пробки. Например, если раньше я добирался до работы за 30–40 минут, то теперь на дорогу уходит 1,5–2 часа.
Зуфар Хайрутдинов певец, народный артист Татарстана
— Мне, наоборот, было приятно: снегопад напомнил детство, тогда такие бураны были часто, дом засыпало снегом и мы, дети, как с горы на санках скатывались оттуда. Сейчас такое редко и почему-то люди удивляются, а раньше и снега было много, и морозы стояли жуткие. Так как я живу в частном доме, пришлось немного напрягаться, больше убирать снег, но ничего, это же своего рода физзарядка. Пару дней не было в магазине молока и хлеба, а так все нормально. Какого-то большого неудобства я не почувствовал. Транспортный коллапс — это да, но сейчас я пенсионер, редко выезжаю из дома, хотя недавно поехал в поликлинику, обычно добираюсь за 20 минут, а получилось за 1,5 часа. Человек абсолютно беззащитен. Не мы управляем природой, а природа управляет нами, так и должно быть. Все в руках Аллаха: те же бураны, ливни. Он показывает нам, что мы, такие развитые, ничего не можем сделать. Так оно и есть. Лет 30 назад, когда шел снег, легче передвигались, потому что машин в городе было намного меньше, а сейчас мы жалуемся, мол, жизнь плохая, а в каждой семье по две машины, поэтому и проблем больше. Надо благодарить Аллаха за все.
Илдар Баязитов председатель совета НИБФ «Ярдэм»
— У нас территория большая. Снегопад нам какие-то затруднения принес, конечно, тем более у нас курсы для незрячих, колясочников, проезды были завалены снегом. Сейчас расчищаем, максимально стараемся. Снега очень много выпало, договариваемся с вывозом, пока складируем на заднем дворе. Своей маленькой техникой, которая у нас есть, невозможно такой огромный объем снега вывести, она ломается, ее ремонтируем. Про нехватку продуктов я только читал, сам не сталкивался. В нашем магазине при мечети «Ярдэм» полный набор продуктов, все там есть — и мясо, и фрукты, овощи, крупы. Полное изобилие.