У античных греков, которые отличались особой изнеженностью нравов (или полным отсутствием этих нравов в нашем представлении?) платоническая любовь имела совсем другой смысл. Они женщин просто презирали как низший пол, Платон вообще их не любил. Потому это и было равноценно понятию «гомосексуальная любовь». И только в XVII веке в Англии получило распространение новое значение «идеальная любовь».
В истории есть примеры такой идеальной любви. Наиболее яркий - любовь русского писателя Ивана Тургенева к французской певице Полине Виардо. Ну, на месте Полины я б тоже держала «русского медведя» на цепи, соблюдая жесткую дистанцию, как в цирке при дрессировке диких животных. У нее был вполне счастливый брак с господином Виардо, но многолетняя безответная любовь небедного дворянина из варварской России ей льстила. Забавно ведь было иметь негритенка в белоснежной ливрее и мрачноватого громилу в углу гостиной.
Меня лично от классика отвратил случай, о котором тогда написали все газеты. Корабль, на коем изволил ехать г-н Тургенев, начал тонуть, стали всех рассаживать в спасательные шлюпки. Молодой и здоровенный Тургенев, распихивая женщин и детей, ломанулся к лодке: «Пустите меня, пустите! Я так молод, я не хочу погибать, я так талантлив!» Матрос вырубил на палубе будущего классика и посадил сначала самых беззащитных. А потом все-таки запихал в шлюпку бесчувственного Тургенева.
Достоверно известно, что роман его так и остался идеальным. Бриллианты в презент Виардо брала, но в будуар не вела. «Наибольшую власть над мужчиной имеет женщина, которая, не отдаваясь ему, способна заставить его верить, что он любим» (М.э. Эшенбах).
Кстати, Виардо, обладая божественным голосом, по воспоминаниям современников, была отнюдь не хороша, даже напротив. Это прямо-таки тенденция: те, кого наиболее страстно и пламенно любили, сроду не были красотками в привычном понимании, но что-то особенное в них было - это точно.
В наше прагматичное время платоническая любовь - полная архаика. Мужчина слишком приземлен чтобы посвящать свою жизнь (целую! как Тургенев) эфемерной страсти.
Отдельная статья - платоническая любовь к очередному кумиру.
Особенно эстрадному. Я вообще-то даже не знаю, можно ли слепое обожание какого-нибудь поп-певца, раскрученного TV, считать платонической любовью. Или это все-таки фанатизм чистой воды.
Много лет прошло, но до сих пор помню, как меня тогда просто потрясло, самоубийство трех московских девочек, не захотевших жить после смерти Сорина - слабенького певца из «Иванушек Интернешнл».
Вот Тургеневу почему-то в голову подобное не пришло, хотя надежды на взаимность не было никакой. Сидел себе тихонечко и писал толстые романы.
Несоизмеримость цены: человеческая жизнь и слепое обожание посредственности. Окажись рядом с ними толковый человек - смог бы уговорить, спасти. И лет через пять они бы, нянча своих ребятенков, со смехом вспоминали: «А помнишь, как мы, дурочки, вбили себе в башку, что любим... как его?... Господи, я забыла его имя!» Не случилось. Не будет у них теперь ничего, кроме холмика на кладбище. Хотя ничего дороже жизни нет, никакая любовь не стоит отказа от жизни, будь она самая наиплатоническая, самая возвышенная.