Зимой можно застрять не только на просёлочной дороге, но и в городе — например, во дворе после снегопада. Рассказываем, что делать в такой ситуации.
Общие рекомендации
❄️ Зимой машину не нужно ставить в рыхлый снег. Он может замёрзнуть, или колёса провалятся, и тогда выехать с парковочного места будет сложно. Если других вариантов нет, то нужно хотя бы ведущие колёса оставить на асфальте. Они смогут зацепиться за твёрдую поверхность, и машина сможет выехать.
❄️ Если выехать из сугроба не удаётся, то не нужно долго буксовать. У автомобилей с механической коробкой это может привести к износу сцепления, а у машин с автоматом — к перегреву масла и износу деталей агрегата. Если автомобиль оснащён вариатором, то лучше вообще не буксовать, потому что эти коробки передач плохо переносят такие нагрузки.
❄️ Если машина начала буксовать, нужно сначала проверить, не упёрлась ли она в обледеневший сугроб или препятствие, которое не видно под снегом. Например, это может быть высокий бордюр или столбик. Иначе можно повредить кузов автомобиля.
❄️ Если приходится ставить машину в снегу, то сначала нужно осмотреть парковочное место. Под снегом могут быть бетонные заграждения. Если наехать на них, можно повредить картер двигателя и коробки передач, а также механизмы трансмиссии.
❄️ На переднеприводных и заднеприводных автомобилях лучше зимой не выезжать на просёлочные дороги, где есть неукатанный снег.
Выбраться своим ходом
Если машина не может сдвинуться вперёд, то нужно попробовать включить заднюю передачу. Возможно, получится выехать с парковочного места задним ходом. Если удалось проехать только несколько метров, то затем нужно снова попробовать поехать вперёд. Разгон может помочь преодолеть скользкий участок или яму. Также при таких движениях можно утрамбовать снег. Тогда поверхность станет более плотной, и протектор шин сможет за неё зацепиться.
Если автомобиль переднеприводный, то можно включить переднюю передачу и вращать руль влево и вправо. Тогда есть вероятность, что в каком-то положении колёса зацепятся за поверхность и получится выехать.
Система стабилизации не даст машине буксовать, поэтому её нужно отключить. Обычно для этого нужно зажать соответствующую кнопку и держать её до тех пор, пока на приборной панели не появится индикатор. Он скажет о том, что система неактивна.
Своим ходом проще всего выехать враскачку, если машина с механической коробкой передач. Нужно сначала продвинуться вперёд, насколько это возможно, а затем дать автомобилю откатиться назад. После чего нужно повторить эти движения. Амплитуда будет увеличиваться, и тогда машина сможет выехать из ямы, которая образовалась под колёсами.
На автомобиле с автоматом раскачаться сложнее. Нужно включить Drive и доехать до упора, а затем нажать на тормоз и удерживать машину в крайнем положении. После этого включить Reverse и сдать до конца назад. Операцию нужно повторить несколько раз. Постепенно амплитуда будет увеличиваться, и появится возможность выехать. Резко переключать автоматическую коробку в разные режимы нельзя, потому что это вредит агрегату.
Подложить что-то под колёса
Если нужно преодолеть расстояние в несколько метров, а сцепления с поверхностью нет, то его можно создать искусственно. Для этого нужно подложить под колёса что-что твёрдое. Это может быть картон, доски или ветки деревьев. Главное, чтобы предметы не были острыми — иначе можно повредить шину.
Если под рукой ничего нет, можно использовать резиновые салонные коврики. Это не навредит материалу, но поможет выехать из сугроба.
Расчистить дорогу
Если зимой водитель возит с собой небольшую лопату, то выбраться из сугроба будет просто. Для этого нужно убрать снег из-под колёс и с дороги перед машиной. Если автомобиль успел закопаться, то нужно выровнять поверхность под колёсами — убрать яму. Если лопата металлическая, то нужно действовать аккуратно, иначе можно повредить шину и лакокрасочное покрытие кузова.
Также лопату можно попросить у дворника или у работников коммунальных служб. Если поблизости никого нет, то можно использовать подручные средства — например, щётку для очистки машины. Снег можно убрать руками, если есть тёплые водонепроницаемые перчатки.
Посыпать поверхность песком или гравием
Если машина буксует на скользкой поверхности, то можно создать сцепление для колёс с помощью песка или гравия. Например, некоторые автомобилисты зимой возят с собой небольшой мешок с песком. Также можно попросить песок у дворника.
Песок или гравий нужно насыпать под ведущие колёса автомобиля.
Снизить давление в шинах
Чтобы колёса не пробуксовывали в снегу, нужно снизить в них давление. Например, если шина накачана до 2,2 атмосферы, то нужно оставить одну атмосферу. Для этого откручивают защитный колпачок на ниппеле, а затем надавливают на элемент, который находится посередине. Важно не спустить колесо полностью, поэтому нужно использовать манометр и периодически проверять давление. Также можно использовать компрессор.
После того как машина выехала из сугроба, колёса нужно накачать до обычных значений. Ездить с низким давлением по твёрдой поверхности нельзя, потому что шины быстро придут в негодность, а автомобиль станет менее управляемым.
Вытолкать машину
Простой и действенный способ выехать из сугроба — попросить толкнуть машину. Если автомобиль небольшой, то хватит двух-трёх человек, а для внедорожника или минивэна потребуется четыре-пять человек. При этом за руль можно посадить того, кто весит меньше остальных, чтобы машину было легче толкать. Автомобиль проще всего толкать враскачку. Важно не упираться в хрупкие элементы — фары, фонари, стёкла и боковые зеркала, иначе их можно сломать.
Вытянуть автомобиль
Для этого понадобится трос. Его нужно всегда возить в машине — вне зависимости от сезона. Подбирать трос нужно с запасом. Например, если автомобиль весит две тонны, то нужно выбрать элемент с допустимой нагрузкой три-пять тонн.
Вытаскивать автомобиль из сугроба должна машина, которая весит столько же или больше. Лучше всего, если у неё полный привод.
Цеплять трос нужно за специальное крепление, которое вкручивается в силовые элементы кузова. У некоторых моделей предусмотрена специальная металлическая петля, которая приварена к конструкции. Иначе можно повредить детали корпуса или ходовой части. Автомобиль нужно тащить плавно, чтобы не разорвать трос.
Установить цепи, браслеты или траки
Цепи, браслеты и траки — это специальные приспособления для колёс, которые можно приобрести в автомагазине или на маркетплейсе. Набор траков обойдётся в 3600–7000 ₽, браслеты стоят 2000–3000 ₽, а цепи — около 3000 ₽. При выборе нужно учитывать вес автомобиля и диаметр колёс.
Трак — это пластиковый элемент, который изготовлен из жёсткого пластика. Обычно он состоит из нескольких секций длиной 20–30 см. Их можно скрепить между собой. Трак подкладывают под колёса. У него поверхность со специальными зацепами, поэтому шина не проскальзывает. Когда автомобиль проехал трак, его нужно переложить под колесо по направлению движения машины. Проще всего работать вдвоём. С помощью траков можно преодолеть большое расстояние.
Браслеты для колёс — это элементы, которые продевают через отверстия в дисках и застёгивают так, чтобы они опоясывали шину. Та поверхность, которая соприкасается с диском, сделана из мягкого материала, чтобы не поцарапать краску. Часть, которая находится на шине, обычно выполнена в виде цепи. Браслеты помогут передвигаться по заснеженной или обледенелой дороге.
Цепи существенно повышают проходимость автомобиля, но их сложнее надевать. Конструкция элементов такова, что цепи пересекают шину в разных плоскостях. С такими элементами можно передвигаться даже по глубокому снегу.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной