Найти тему
Лора Кобзарь

Загадки талисмана Карла Великого

Роскошная драгоценность, прошедшая сквозь века. В разное время говорили, что внутри находятся и фрагменты волос Девы Марии, и частицы Животворящего Креста (на котором был распят Иисус). По ходу истории менялось и описание главного камня, хотя черты этой драгоценной вещицы, путешествующей сквозь время, довольно узнаваемы. Всё это про загадочный талисман Карла Великого.

Передняя (с хорошо видимым крестом) и задняя стороны талисмана Карла Великого (золото, гранаты, изумруды, сапфиры, аметисты, жемчуг)
Передняя (с хорошо видимым крестом) и задняя стороны талисмана Карла Великого (золото, гранаты, изумруды, сапфиры, аметисты, жемчуг)

Карл Великий (768 — 814 гг.) — основатель империи Каролингов, «Отец Европы», впервые после падения Римской империи объединивший бо́льшую часть Западной и Центральной Европы.

История создания талисмана затерялась в веках. По факту неизвестно ничего и о взаимодействии с ним самого Карла Великого при жизни, кроме каких-то точечных сведений гораздо более позднего времени. Считается, что он был подвешен к ожерелью на теле покойного и обнаружен во время его эксгумации либо при императоре Оттоне III в 1000 году, либо при Фридрихе Барбароссе 8 января 1166 (точно это неизвестно), после чего хранился в Ахенском соборе до девятнадцатого века.

Ахенский собор на открытке 1900 года
Ахенский собор на открытке 1900 года

Ахенский собор был изначально построен Карлом Великим, позже достраивался. В нем Карл и был погребен после смерти в 814 году. Хотя никаких упоминаний о талисмане в каких-либо источниках того времени также не встречается, эксперты, специализирующиеся на той эпохе, на основании формы камней, схожести с ювелирными изделиями Каролингов с уверенностью засвидетельствовали датировку серединой — концом девятого века.

Список реликвий Ахена упоминается в рукописях, написанных около 1200 года, основанных на оригинальных документах девятого века. Здесь находятся первые сведения о волосах Девы Марии.

Буклет с реликвиями Ахена был выпущен на немецком языке около 1520 года, в нем написано: «Драгоценность, сосуд с волосами и молоком Святой Девы Марии». Это описание могло соответствовать талисману Карла Великого. Тогда сами волосы Марии ценились как реликвия больше, чем хранящий их реликварий, потому и описание такое быть вполне могло.

В семнадцатом веке появляются гравюры талисмана, где он был изображен вместе с другими реликвиями и сопровождался подписью «Волосы Девы Марии». Причем на этих гравюрах, если вы присмотритесь и сравните с современной фотографией в начале статьи, на талисмане не хватает жемчужин, которые находятся только на более поздних изображениях. Описание некоторое время спустя также появилось более точное (1786 год): «Волосы Пресвятой Девы. Они хранятся в золотом реликварии, облицованном драгоценными камнями».

Во время Французской революции мощи из Ахенского собора были перевезены в немецкий город Падерборн. В начале девятнадцатого века город Ахен стал административным центром департамента Рёр и приобрел французский статус. Реликвии, вывезенные в 1794 году вернулись в Ахенский собор.

Коронованный 18 мая 1804 года Наполеон считал себя преемником Карла Великого. И Марк-Антуан Бердоле, назначенный Наполеоном двумя годами ранее ахенским епископом, подарил две части коллекции императрице Жозефине во время её посещения Ахена в знак благодарности за возвращение сокровищ, организованное её мужем. Одной из вещиц был реликварий Карла Великого. Об этом даре писали газеты того времени, а в отрывке из послания от епископа для императрицы было написано про крестик из Святого Креста посередине больших камней реликвария, который был найден на шее Карла Великого, носившего его во время сражений. Крестик, не волосы.

С этого момента волосы Девы Марии в реликварии больше нигде не упоминаются. Поэтому возможно, что между 1801 и 1804 годами епископ удалил всю или часть реликвии и заменил ее небольшим деревянным крестом, состоящим из двух фрагментов — предположительно от Животворящего Креста, — скрепленных нитью. Исследование, проведенное в 1960-х годах, определило, что нить представляет собой шелк Туссар из Индии, который использовался в период с конца восемнадцатого по конец девятнадцатого веков.

После развода с Наполеоном хранительницей реликвария осталась Жозефина. Талисман был ее личной собственностью, а не частью драгоценностей короны Франции. Когда в 1814 году Жозефина умерла, талисман унаследовала ее дочь Гортензия Богарне. Помимо того, что Гортензия была падченицей Наполеона, она еще была замужем за Луи Бонапартом. Таким образом, она стала хранительницей наполеоновского наследия.

В поместье Арененберг в Швейцарии Гортензия принимала множество посетителей, в том числе Александра Дюма (отца). В своей книге 1833 года «Впечатления от путешествия в Швейцарии» он описывает реликварий. Это первое известное использование термина «талисман» относительно драгоценности. А также он пишет про изумруд, хотя мы же знаем, что изумруд зеленый, а глядя на первое фото мы видим синий камень. Сплошные загадки с этим талисманом. Дюма:

«У этого талисмана целая история; прислушайтесь. Когда гробница, в которой был похоронен великий император, была открыта в Ахене, его скелет был облачен в римскую одежду, а талисман, принесший ему победу, был подвешен к его шее. Этим талисманом была частица Животворящего Креста, посланная ему Императрицей. Он был заключен в изумруд».

Кроме того Дюма писал, что Наполеон сообщил Гортензии, что в дни Аустерлица и Варгама, когда он одерживал победу, этот талисман был у него на груди, как когда-то 900 лет назад у Карла Великого. Это описание талисмана Дюма дополнительно поспособствовало его известности.

В Музее Наполеона в замке Арененберг хранится портрет королевы Гортензии работы Феликса Коттро 1834 года. И хотя дополнительные элементы по бокам от реликвария, изображенные на портрете, которые превращают его как бы в застежку плаща, скорее всего художественный вымысел, то камень в центре все же зеленый, как и писал Дюма.

Портрет Гортензии, написанный Феликсом Коттро в 1834 году, с талисманом лицевой стороной наружу. Музей Наполеона в Тургау
Портрет Гортензии, написанный Феликсом Коттро в 1834 году, с талисманом лицевой стороной наружу. Музей Наполеона в Тургау

Гортензия передала поместье Арененберг и его владения своему сыну принцу Луи Наполеону Бонапарту, будущему Наполеону III. Приговоренный к пожизненному заключению после неудавшейся попытки государственного переворота в 1840 году, он находился в заключении в Форт-де-Хам (Fort de Ham) на Сомме до 1846 года. После продажи замка Арененберг в 1843 году он также пытался продать драгоценные предметы, в том числе реликварий. Не получилось. К этому периоду относится рисунок реликвария, подписанный Луи Наполеоном. Под талисманом приведена обновленная характеристика центрального камня как «необработанного сапфира очень светлого цвета».

Рисунок, предположительно датированный 1843 или 1844 годом, показывающий переднюю часть реликвария с описанием и подписью принца Луи Наполеона (позже Наполеона III). Музей Наполеона в Тургау
Рисунок, предположительно датированный 1843 или 1844 годом, показывающий переднюю часть реликвария с описанием и подписью принца Луи Наполеона (позже Наполеона III). Музей Наполеона в Тургау

Год спустя гравюра реликвария появилась в газете L'Illustration («Талисман Карла Великого», 1844 г.). В статье содержались неточные слухи, циркулировавшие с начала девятнадцатого века, а именно, что Карл Великий «постоянно носил» талисман и что ему подарил его аббасидский халиф Харун ар-Рашид. Но ни один архивный источник не подтверждает подлинность этих сведений.

Принц Луи Наполеон стал императором Наполеоном III и привязался к талисману, храня его до своей смерти в 1873 году. В 1866 году Шарль Клеман, заместитель куратора Лувра, оценил реликварий по просьбе императора. Его оценка показала, что не хватает трех камней: одного изумруда и двух жемчужин.

После смерти Наполеона III его супруга Евгения сопротивлялась просьбам кайзера Вильгельма II вернуть реликварий в Ахен. А незадолго до своей смерти, не имея наследников (ведь их с Наполеоном III сын погиб в 1879 в возрасте 23 лет), подарила талисман архиепископу Реймса кардиналу Люсону 30 ноября 1919 года.

Императрица Евгения умерла на следующий год в Мадриде. Она завещала 100000 франков на реконструкцию Реймсского собора. В 1927 году реликварий стал собственностью Реймсской епархиальной ассоциации. В 1962 году он был классифицирован как исторический памятник и пять лет спустя передан в сокровищницу дворца То в Реймсе, где и остается в постоянной экспозиции.

В 1964 году талисман был отреставрирован. Были добавлены две недостающие жемчужины и один изумруд.

Относительно недавно этот артефакт начал исследоваться (начиная с 2010 года) на месте его нахождения доступными методами без вскрытий и разбора. Были озвучены предположения о геологическом происхождении цветных камней и установлено, что один из двух сапфиров является стеклом, вставленным в талисман Карла Великого ориентировочно в восемнадцатом или девятнадцатом веке, но до 1843 — 1844 годов.

Отраженный свет (слева) и проходящий свет (справа) показывают обилие пузырьков в стеклянном кабошоне. На обеих фотографиях хорошо виден деревянный крест. Фотографии Г.Панцера
Отраженный свет (слева) и проходящий свет (справа) показывают обилие пузырьков в стеклянном кабошоне. На обеих фотографиях хорошо виден деревянный крест. Фотографии Г.Панцера

Как думаете, кто заменил камень? При том, что волосы Девы Марии сменились крестом в промежутке между 1801 и 1804 годами. И если это сделал епископ, то почему на Гортензии и в описании Дюма камень зеленый, а у Наполеона III уже голубой? Вопросы, но которые нет ответов, но очень интересно.

По материалам статьи «The Talisman of Charlemagne: New Historical and Gemological Discoveries» с сайта GIA.