Для того чтобы установить Rust в ОС Windows, перейдите по ссылке и скачайте установщик для вашей системы (х32 или х64). В процессе установки инсталлятор предложит установить инструменты разработки Visual C++ и Visual Studio. Если данные инструменты были установлены в системе ранее, то повторно устанавливать их не потребуется. В конце установки в консоли вы увидите такое сообщение:
1) Proceed with insallation (default)
2) Customize insallation
3) Cancel installation
Введите 1 и нажмите ENTER
Таким образом мы установили компилятор rustc и менеджер пакетов cargo. Теперь проверим корректность установки компилятора и менеджера пакетов:
откроем командную строку и выполним команду
rustc --versiuon
В ответ мы должны увидеть примерно следующее
rustc 1.75.0 (82e1608df 2023-12-21)
Версия может отличаться.
Затем проверим установку Cargo следующей командой
cargo --version
В ответ увидим примерно следующее
cargo 1.75.0 (1d8b05cdd 2023-11-20)
Версия также может отличаться.
Если же при выполнении команды
rustc --versiuon
мы видим следующее сообщение
"rustc" не является внутренней или внешней
командой, исполняемой программой или пакетным файлом.
Или при выполнении команды
cargo --version
Мы видим
"cargo" не является внутренней или внешней
командой, исполняемой программой или пакетным файлом.
Это значит что при установке что-то пошло не так.
Скорее всего причина в том что при установке путь к компилятору и менеджеру пакетов не прописался в переменную path
Компилятор - rustrc.exe и менеджер пакетов - cargo.exe находятся по пути C:\Users\Admin\.cargo\bin где Admin - это имя пользователя.
Чтобы проверить есть ли указанный путь в переменной path можно выполнить команду:
echo %PATH%
Данная команда отобразит содержимое переменной path. Если переменная path не содержит путь: C:\Users\Admin\.cargo\bin, то его необходимо добавить, сделать это можно следующей командой:
setx /M path "%path%;C:\Users\Admin\.cargo\bin
После чего необходимо снова проверить работоспособность команд
rustc --versiuon
и
cargo --version
После того как всё установили и убедились что всё работает правильно, можно переходить к написанию первой программы. Для того чтобы писать программы на языке Rust нужен редактор кода, а к редактору надо будет установить некоторые расширения. Я использую редактор VSCode и на его примере покажу какие расширения использую я при разработке на Rust.
Обязательно потребуется два расширения:
Rust-Analyzer и Event Better Toml
Теперь можно приступить к написанию первой программы
Создайте каталог где будут находится файлы вашей программы, откройте созданную папку в редакторе и создайте файл main.rs.
В файле main.rs напишите следующий код:
fn main()
это главная функция, точка входа в программу.
println!()
Это макрос, который выводит на экран текст. В данном случае на экран будет выведена строка Hello World!
О макросах я расскажу подробно в следующий раз, а сейчас давайте скомпилируем и запустим программу. Откройте консоль в вашем редакторе (в VSCode консоль можно открыть нажав сочетание клавиш CTRL+~). В консоле напишите команду:
rustc main.rs
и нажмите Enter
В папке появятся два файла, main.pdb - в нем хранится отладочная информация и main.exe - это исполняемый файл нашей программы. Для того чтобы запустить скомпилированную программу на выполнение в консоли введите команду
.\main.exe
После этого в консоль будет выведена строка Hello World!
Если ваша программа состоит только из одного файла, то в таком случае проще компилировать её с помощью rustc как мы только что сделали. Но если у вас большой проект с несколькими файлами, тогда проще воспользоваться менеджером проектов cargo.
Для того чтобы создать проект при помощи менеджера проектов cargo, перейдите в командной в директорию где будут хранится ваши проекты и введите команду:
cargo new NameProject
где NameProject - это имя вашего проекта. Данная команда создаст новую папку с именем NameProject, откройте её в редакторе, в этой папке будет несколько валов (.gitignore, cargo.toml) и папка src в которой будет файл main.rs
Файл .gitignore думаю не требует пояснений.
cargo.toml - в этом файле содержаться настройки проекта. Если открыть этот файл в редакторе то мы увидим примерно следующее:
[package]
name = "ProjectName"
version = "0.1.0"
edition = "2021"
[dependencies]
Секция package содержит настройки проекта.
В поле name содержится имя проекта, в поле version - версия проекта, а в поле edition содержится версия используемого компилятора.
В секции dependencies перечисляются зависимости.
В папке src лежит файл main.rs в котором исходник программы. Если открыть файл main.rs можно увидеть что менеджер проектов сгенерировал какой-то код. Есть главная функция main и макрос ptintln! со строкой Hello World!.
В принципе у нас уже есть всё для того чтобы собрать проект. Сборка осуществляется командой
cargo build
После выполнения этой команды в проекте появится новая папка target в этой папке находится папка debug, а в ней исполняемый файл ProjectName.exe вместо ProjectName у вас будет имя вашего проекта. Данный исполняемый файл содержит в себе отладочную информацию, поэтому он находится в папке debug. Запустить готовый файл можно командой:
.\target\debug\ProjectName.exe
Для того чтобы не выполнять постоянно два предыдущих действия, можно воспользоваться командой
cargo run
Эта команда пересоберет проект и запустит файл на выполнение. Если в исходном коде не было изменений, тогда файл не будет компилироваться, а просто будет запущен на выполнение.
Так же есть возможность проверить файл на ошибки чтобы убедится будет ли компилироваться файл или нет. Для проверки файла на ошибки выполните команду
cargo check
Данная команда полезна тем что выполняется быстрее.
Для того чтобы выполнить окончательную сборку проекта, в котором уже не должно быть отладочной информации, необходимо выполнить команду
cargo build --release
После выполнения команды в папке target появится папка release в которой будет находится наш исполняемый файл.
Если сравнить исполняемый файл из папки release с таким же файлом из папки build то будет видно что релиз меньше по размеру.