Вопрос этот не поднимается почти никем. Молчат о нём представители профессионального сообщества, молчат о нём чиновники. Проблемы как бы и нет.
Оно и понятно, на самом деле в этом вопросе много неочевидного и сложного для разрешения. На эту тему мы начали беседовать с бывшей заведующей московского коррекционного детского сада Евгенией Осадчей. Я знаю ее лично, как хорошего специалиста.
При размышлении на данную тему, у меня сформировалась мысль о воссоздании былой системы специальных детских садов и школ среди которых, в том числе, будут и предназначенные для работы с такими детьми.
Ведь эти дети, приходя в школу и не зная русского языка, сбиваются в стаи. Стаи эти, как правило, не только мешают работать учителям, но и сильно отравляют жизнь нашим детям.
Все предложения нацистского и околонацистского характера, понятное дело, мной не рассматриваются совсем.
Вот такие предложения:
... не рассматриваются тоже. Ввиду очень далекого расстояния, на котором пребывают от реальной практики их авторы.
А вот о том, что значительная часть сложностей рождается "в детских садах" (проблемы которых педагогическое сообщество несправедливо обходит своим вниманием) я стал задумываться всё больше. И соответствующие комментарии подтверждают правильность этих догадок:
Мой собственный взгляд на "национальный" вопрос лежит где-то в плоскости советского подхода в этой сфере. Где-то я тот подход бы усовершенствовал, а в чем-то ограничил, но в целом – направление верное. И садики строились тогда не просто так и не только для детей "коренной нации", как оказывается.
Главный вывод, который лично я сделал из проведенного разговора в том, что систему дошкольных учреждений никак нельзя обходить стороной при решении данной проблемы. Детских садов тупо не хватает и не хватает их не только в Москве.
Никаких специальных групп для изучения русского языка, как я поверхностно и ошибочно думал, на самом деле не нужно. Действительно, будет хватать простого погружения только начинающего говорить ребенка в русскоговорящую "среду". А дальше – соответствующие праздники, культурные мероприятия, общение с одногруппниками, воспитателями...
Единственное, что тут нужно будет делать – это грамотное распределение таких детей по группам. Чтобы:
– их количество в группах было равным и по возможности минимальным;
– по возможности в микрогруппах не было представителей одного народа.
Тогда дети, не имея возможности группироваться по национальному и разговорному признаку, быстро будут ассимилироваться с акцентом на наши общие язык и культуру.
И тут решение проблемы упирается в нехватку детских садов и специалистов. Новостроек, зачастую с незаселенными и нераспроданными квартирами, у нас полно, а детских садов не хватает! И воспитатели у нас не ценятся, судя по их зарплатам. Экономим мы на одном, и делаем бабки на другом.
Дети мигрантов растут в окружении своих матерей и братьев с сестрами, гуляют и играют с такими же брошенными государством детьми из Средней Азии и Кавказа. Кого-то удивляет потом то, что они входят в противостояние не только с нашими детьми, но и со всем обществом?
Они приходят в школу, где обязаны проходить "передержку" по закону. Выпускаясь из нее, и понимая, что никакого социально-престижного или просто достойного образа жизни обеспечить себе не в состоянии, они озлобляются еще больше. Тут тебе почва и для преступности и для радикального исламизма. С ушами народных волнений по национальному вопросу, которые торчат из этой же "кадушки".
Дорого строить детские сады и платить воспитателям и няням? А содержать карательный аппарат для решения вот таких проблем не дорого? А разгребать последствия всяких "майданов" и "вёсн" не дорого?
Отдельные классы для таких детей в школах – тоже вопрос. Скорее всего, всех не говорящих по-русски детей школьного возраста нужно вносить в реестр. И распределять по нескольким школам (шаговой доступности) района по национально-культурному признаку. Чтобы в каждой из этих школ было одинаковое количество детей-мигрантов одной национальности. Чтобы не получилось так, что в школе № 1 азербайджанцев двадцать человек, а в школе № 2 всего шесть. И там и там их должно быть поровну, по тринадцать человек. При этом речь идет только о тех детях, которые совсем не говорят или очень плохо говорят по-русски.
Далее уже в самой школе № 1 создается необходимое количество специальных классов. В эти классы дети собираются таким же образом, с максимально разным национальным составом.
Более того, нужно понимать, что дети разных возрастов будут иметь разный уровень знаний полученных в своих школах. А это значит, что кроме языковой комиссии им необходимо проходить еще и предметную комиссию. И очень вероятно, что после этого в одном классе соберутся учиться дети разного возраста. Тут необходимо только установить максимальную разницу с учетом возрастного развития и возможностей влияния более старших ребят на остальных.
Для этих классов необходимы специальные образовательные программы, потому что совершенно очевидно – освоить общую программу без полноценного знания русского языка они не смогут. Их программа обучения должна быть сокращена и адаптирована с подведением под средне-специальные учебные заведения. Однако, при таком подходе, необходимо создать условия для перехода наиболее способных детей к общей программе. С возможностью дальнейшего поступления в ВУЗ.
Для этих классов необходимы специальные педагоги. В чем будет их "специальность"? Ну, например, во освоении курса основ культур национальных меньшинств. Такой педагог должен понимать, что в национальных культурах роднит людей во взглядах и между собой, и с русской культурой. Такой педагог должен владеть курсом специальной истории, с таким же "прицелом". Такой педагог должен владеть основами главных религиозных учений. Опять же – для того, чтобы проводить свое воспитание в стиле: "хотя мы все разные, но мы очень похожи и должны жить в мире и понимании под общей крышей". Такой педагог должен обладать, наверное, хотя бы азами преподавания русского языка, как иностранного. Да много еще чем должен обладать такой педагог!
С другой стороны, нужно понимать, что если где-то что-то прибывает, значит где-то что-то убывает. И невозможно впихнуть в такого педагога "невпихуемое". Вопрос "мусора" в программах подготовки учителей мы пока оставим, хотя за счет "уборки" можно было бы высвободить приличное время. По моим прикидкам от 10 до 40 (!) процентов можно было бы выкинуть на свалку истории.
Заострим свое внимание на том, что эти новые элементы в подготовке таких педагогов можно внедрять за счет сокращения программ подготовки по основным предметам. Мы же помним, что полноценные программы эти дети освоить не смогут по объективным причинам? Значит, учить их будет легче. И готовить педагогов с таким прицелом – проще.
На выходе мы будем получать мультинациональный и мультикультурный класс, который ведёт один и тот же педагог на протяжении всего времени обучения. А это значит, что данный специалист будет очень хорошо знаком с этими детьми, с их семьями. И будет иметь на них серьезное влияние. К нему, кстати, смогут обращаться за помощью педагоги из системы СПО, куда данные дети пойдут после школы.
Теперь о том, как дети из данного класса будут взаимодействовать с остальными детьми. Скорее всего и вероятно, с самого раннего возраста нужно будет организовать совместные уроки с другими – обычными – классами. Это могут быть занятия по физической культуре, труду, отдельные темы по географии (например, при изучении соответствующих стран) и т.д. Разумеется, с учётом количества, уровня программ и т.д. И понятно, что всё это будет ужасной головной болью для тех, кто составляет расписание, но сделать это можно.
Кроме этого, заниматься сколачиванием единого коллектива из детей разных классов необходимо в рамках "допобразования": кружки и секции, культурная работа, спортивные соревнования и игры.
Но надо понимать, что основания для определенного противостояния всё равно остаются. Что там говорить, у нас даже соседние деревни состоящие поголовно из русских на смерть дрались между собой совсем недавно!
А это значит, что данный вопрос должен быть на особом контроле и у педагогов "мультиклассов" и у воспитателей данной школы. Что касается воспитателей, которых сейчас нет, – это совсем другая история...
Мой контакт в "телеге". По всем вопросам писать можно туда.
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).