1,9K подписчиков

Детям - о блокаде Ленинграда

Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям. В предлагаемой подборке всего десять книг. Дополняйте, пожалуйста, ее в комментариях.

Черкашин Г.А.

"КУКЛА" 

 

Пронзительная история о девочке, пережившей блокаду, о её дружной семье, о добрых и недобрых людях, о надежде, чести и великодушии. Проиллюстрировали книгу выдающиеся ленинградские художники-графики Г. А. В. Траугот. 

Девочка с мамой вернулись домой, в родной Ленинград, из эвакуации. Их квартира была уже занята другой семьей, а вещи распроданы. Пришлось найти в себе силы начать с нуля и жить дальше. Однажды девочка увидела в витрине комиссионного магазина красивую куклу и узнала её - эту куклу Машеньку дедушка привёз ей в подарок из Швеции перед самой войной. Девочка привела в магазин маму, они обнаружили там ещё и голубой сервиз, принадлежавший когда-то их семье. Вещи сдали новые жильцы их квартиры... Мама с девочкой поспешили к ним в надежде на то, что они отзовут и вернут им хотя бы куклу - как единственную память о прошлом. В книге нет жестокости и насилия, автор почти не пишет о страшных реалиях того времени, поэтому книга может стать первым произведением о войне для совсем юного читателя.

Карасева В.Е. 

"КИРЮШКА" 

 

Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо. И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей. 

Иллюстрации А. Резниченко передают характер героев: замерзающих, голодных, но не сдавшихся, не утративших мужества и верящих в то, что настанет весна, а следом за ней придёт и Победа.

Семенцова В.Н. 

"ЛИСТ ФИКУСА" 

 

Автор книги, Валентина Николаевна Семенцова, принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют "Детьми блокады". В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде. Рассказы помогают по-новому увидеть и прочувствовать военные события, жизнь и быт блокадного города.

Коровина Е.С. 

"У ЛЁКИ БОЛЬШИЕ ЩЕКИ" 

 

Тема Великой Отечественной войны - особенная. В истории каждой семьи есть живая память о ней. Эта небольшая повесть о блокадном детстве обыкновенного мальчишки рождена из глубин такой памяти, и потому проникает в самое сердце. 

Небольшая история на реальных событиях о щекастом Лёке, который пережил блокаду Ленинграда, прочувствовал на себе голод и холод, когда приходилось есть хлеб с опилками, а закатившийся под диван грецкий орех казался чудом. Лёка стойко переносит тяготы войны, он знает что придёт папа и всё будет хорошо, не надо будет умерших близких возить на санках и просить маму дышать. 

Атмосферу повествования, основанного на реальных событиях, создают рисунки талантливой художницы Виктории Китавиной.

Яковлев Ю.Я. 

"ДЕВОЧКИ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА" 

 

В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941-1942 годов. Вся тяжесть войны легла на плечи не только взрослых, но и детей. Перед вами искренний и волнующий рассказ о девочке Тане, переживающей блокаду Ленинграда. Благодаря её дневнику ребята узнают о драматических событиях, происходящих в те нелёгкие времена. О голоде, из-за которого страдает семья девочки, о потере близких и родных. Но всегда существует дружба, которая может связывать людей, живущих в разное время. С такой удивительной дружбой читатели и познакомятся, прочитав этот замечательный рассказ. Книга проиллюстрирована выразительными рисунками блестящего мастера книжной графики Светозара Александровича Острова.

Никольская Л.Д. 

"ДОЛЖНА ОСТАТЬСЯ ЖИВОЙ" 

 

Повесть рассказывает о нескольких днях из жизни девочки Майи. Но что это за дни! Зима 1941 года, в блокадном Ленинграде царят холод, голод, смерть и подлость. А Майе всего 11 лет, и она остаётся ребёнком даже в это чудовищное время. Людмила Никольская, сама пережившая блокаду, пишет прежде всего о жизни, какой бы страшной она ни была. Майя спорит с мамой, хохочет с соседским мальчишкой, отогревает бездомного котёнка, заботится о соседях и продолжает жить изо всех сил. 

Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда - декабря 1941 года. Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом. 

Иллюстрации Лизы Бухаловой соединяют блокадную реальность Майи с её мечтами о мирной жизни и дают надежду, что самые тяжёлые испытания пройдут, уступив место детству.

Миксон И.В. 

"ЖИЛА, БЫЛА" 

 

В книге рассказано о большой семье Савичевых, которые жили на 2-й линии Васильевского острова в доме №13. Здесь оживают странички скорбного дневника Тани Савичевой, которая в блокаду пережила всех родных и осталась одна из всей семьи... Книга иллюстрирована рисунками, сделанными 11-летним А.Трауготом в блокадном Ленинграде, также присутствуют фотографии родных Тани и страниц ее известного на весь мир дневника.

Крестинский А.А. 

"МАЛЬЧИКИ ИЗ БЛОКАДЫ" 

 

Настоящими героями становятся те, кто в самом отчаянном положении находит в себе силы жить, бороться и верить. Подростки в автобиографической книге Александра Крестинского прошли страшнейшее испытание - блокаду Ленинграда. Голод, холод, смерть друзей, работа на износ - такими стали их детство и юность. Но даже на войне жизнь продолжается, и юные герои повести и рассказов влюбляются, дружат, спорят и надеются на победу, на весну, на мир. Сборник сопровождают иллюстрации художника Николая Кошелькова, правдиво и чутко изобразившего блокадный город и его жителей.

Калюжная Л.И. 

"БЛОКАДНЫЙ БЕГЕМОТ И ДЕВОЧКА" 

 

22 июня 1941 года фашисты объявили нам войну и очень быстро окружили Ленинград. Но город не сдался. Тогда немцы решили стереть его с лица земли. Начались непрерывные артиллерийские обстрелы и воздушные атаки. Наступила суровая морозная зима. По карточкам стали выдавать всего 125 граммов хлеба. Ленинградцев спасала "Дорога жизни", которая проходила по льду Ладожского озера. По ней в город везли муку, крупу, сахар, а обратным рейсом эвакуировали в тыл женщин и детей. О жизни девочки Гали и её родных в блокадном Ленинграде вы узнаете из этой книжки.

Фонякова Э.Е. 

"ХЛЕБ ТОЙ ЗИМЫ" 

 

"Как это - война? Что это - война?" Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, "как выглядит война взаправдашняя": что такое воздушная тревога и как тушить "зажигалку", каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень - из столярного клея. "Хлеб той зимы" Эллы Фоняковой - это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город. 

Иллюстрации к книге создала Людмила Пипченко - художница, которой с поразительной точностью удалось передать настроение повести и дать возможность читателям своими глазами увидеть одну из блокадных зим.

Из группы в ВК "Блокада Ленинграда - Блокадный Дневник

 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.

 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-2

 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-3

 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-4

 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-5
 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-6
 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-7
 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-8
 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-9
 Безусловно, нашим детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта Память должна жить в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.-10