Как объяснил «Ленте.ру» историк Александр Черемин, в процессе подготовки к съезду в республиканские органы пошли разнарядки для отбора людей, которые соответствовали бы определенным критериям: кто-то должен быть с нулевым образованием, другие выдвигались по рабочей сетке, в третьем случае имел значение возраст.
«Получалась ситуация: в парторганизации есть достойные люди, которых можно послать на съезд, но приходит бумага — нужна колхозница до 30 лет, недавно вступившая в члены партии, — говорит эксперт. — То же самое и на заводе. В печатных органах партии писали, что люди труда из сел, малых городков отправлены на съезд. И это было правильно. Люди от сохи тоже должны попасть в Москву, посмотреть на Кремль»
По его словам, если на съездах партии при Сталине присутствовала одна элита, то здесь 50 процентов был чиновничий аппарат, вторая половина — рабочие и крестьяне. По возвращении домой участники съезда пользовались большим вниманием. Их сажали в президиумы, они выступали в школах и на собраниях, их награждали.
Ранее Хрущев победил группировку Георгия Маленкова, а затем Николая Булганина именно за счет того, что опирался на низовые партийные организации, заверяет Черемин. Во многом это и дало ему возможность удержаться у власти в 1950-е годы.
Съезд получился рекордным по иностранному представительству: одни коммунисты прибыли в СССР официально, находясь у власти в своих странах, других тайно переправляли через границы. В Кремле можно было встретить и легендарную испанскую революционерку Долорес Ибаррури, и председателя Коммунистической партии Германии Макса Реймана, и Халеда Багдаша из Сирии. После объединения этой страны с Египтом в Объединенную Арабскую Республику годом ранее на сирийских коммунистов как раз обрушились репрессии, так что, отдавая должное в целом дружественному режиму Гамаля Абделя Насера, Хрущев не мог не заострить внимание на этой проблеме.
С другими странами XXI съезд обнажил противоречия. Так, делегацию Коммунистической партии Китая (КПК), начавшего к тому времени претендовать на лидерство в соцблоке, возглавил не Мао Цзэдун, а Чжоу Эньлай, а Союз коммунистов Югославии и вовсе не прислал своих представителей.
Профессор Черемин считает, что присутствие на съезде 72 иностранных делегаций показывало авторитет КПСС. По его словам, именно в тот период часть компартий начала ориентироваться на КПК, Мао Цзэдун перетягивал на себя ряд стран третьего мира. Тем не менее многие все равно приехали, а Хрущев призвал к мирному сосуществованию всех стран.
Далее по ссылке: