Найти тему
Москва памятная

Высоцкий и не только. К шестидесятилетию Театра на Таганке

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Вчера 25 января исполнилось 86 лет со дня рождения Владимира Высоцкого, гениального не побоюсь этого слова актера театра и кино и, конечно же, одного из самых замечательных русских поэтов второй половины 20 века.

На своем канале я уже неоднократно писал об этом человеке вся жизнь и творчество, которого были неразрывно связаны с Театром на Таганке, история которого началась ровно 60 лет назад, в январе 1964 года.

Если говорить чисто формально, как таковой Театр на Таганке существовал с 1946 года. Тогда он назывался «Московский театр драмы и комедии». Однако жизнь в этом очаге культуры, скажем так не била ключом. В то время как в «Сатиру» или «Современник» за билетами народ стоял ночами, билеты на Таганку шли в нагрузку, или распространялись на предприятиях. Театр был просто на просто убыточным. В 1964 году директор театра Николай Дупак пригласил на должность главного режиссёра преподавателя Щукинского училища Юрия Любимова, поставившего за год до того со своими учениками спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта и произведшего настоящий фурор в театральной жизни Москвы. Любимов согласился и привел вместе с собой своих актеров, а «Добрый человек» стал первым спектаклем на сцене нового театра, который отныне стал называться «Театр на Таганке».

Сегодня я предлагаю вспомнить не только Высоцкого, но и других легендарных людей имевших отношение к этому событию

Отцы основатели
Отцы основатели

Под их руководством «Таганка» быстро приобрела репутацию самого авангардного театра страны.

Между прочим, они оба были ветеранами Великой Отечественной войны и прожили замечательные длинные жизни.

Любимов Юрий Петрович (1917-2014)

-3

Один из величайших театральных режиссёров 20 века.

Родился 30 сентября 1917 года в городе Данилов Ярославской области.

В 1936 году поступил в Театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова. Еще, будучи студентом, сыграл несколько ролей на сцене родного театра.
Прошёл всю Великую отечественную войну. С 1946 по 1964 годы был ведущим артистом Театра имени Евгения Вахтангова, на сцене которого им сыграно более 30 ролей.
В 1959 году состоялся режиссёрский дебют Любимова, он поставил пьесу Александра Галича "Много ли человеку надо". В том же году начал преподавать в училище имени Щукина. В 1963 году силами своих студентов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» имевший просто грандиозный успех у московских театралов.

С января 1964 года возглавил Театр на Таганке, где поставил более 50 спектаклей.
Помимо драматических спектаклей, Юрий Любимов прославился, как постановщик оперных спектаклей в крупнейших театрах мира. Человек невероятной трудоспособности он работал практически до последнего дня своей жизни, а прожил он 97 лет.

Ушел из жизни 5 октября 2014 года в Боткинской больнице Москвы. Похоронен на Донском кладбище, рядом с родственниками (участок № 15).

-4

Николай Лукьянович Дупак (1921 – 2023)

Н. Л. Дупак в день своего 101 дня рождения
Н. Л. Дупак в день своего 101 дня рождения

Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, основатель и многолетний директор Театра на Таганке. Заслуженный артист РСФСР. Ветеран Великой Отечественной войны.

Родился 5 октября 1921 года. Уроженец Донецкой области. В 1937 году поступил в театральное училище города Ростова на Дону, которым руководил Юрий Завадский. В июле 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Осенью того же года с отличием окончив Новочеркасское кавалеристское училище направляется в одну из частей Западного фронта оборонявшего Москву. Прошел боевой путь от командира разведвзвода, до командира гвардейского кавалерийского эскадрона. Участвовал в Сталинградской битве. В 1943 году после тяжелейшего ранения был комиссован и отправился в Москву, где поступает в Театр имени Станиславского. За 20 лет прошёл путь от актера, до режиссера - постановщика и директора. В 1963 году получил назначение в директором Московского театра комедии и драмы ставшего в последствии той самой Таганкой которую, все мы знаем.

В 1990-м, на 70-м году жизни Николай Лукьянович принял решение оставить пост директора и уйти из Театра на Таганке.
В 1993 году после трагического раскола труппы на два отдельных театра (Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки) категорически отказался стать директором «Содружества» и занялся созданием Культурного центра Владимира Высоцкого.
Был главным режиссёром-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам.

Жизненная энергия, переполнявшая этого человека, казалась неисчерпаемой, но всему приходит конец.
Николай Лукьянович Дупак скончался на 102 году жизни 26 марта 2023 года.

-6

Похоронен рядом с родственниками на 2-м участке Даниловского кладбища.

Конечно, роль Любимова и Дупака в становлении Театра на Таганке трудно переоценить, но почему то в литературе и мемуарах очень мало внимания уделяется фактической жене и музе Юрия Любимова, замечательной актрисе советского кино 40-х – 50-х годов прошлого века

Людмиле Васильевне Целиковской (1919-1992)

-7

Родилась в Астрахани в творческой семье. Её отец Василия Васильевич Целиковский был дирижёром, а мама Екатерина Лукинична, оперная певица. В 1925 году семья переехала в Москву, где девочка, имевшая абсолютный музыкальный слух, кроме общеобразовательной, окончила еще и Гнесинскую музыкальную школу по классу фортепиано.
Родители прочили дочери карьеру профессиональной пианистки, но во время учебы в школе Людмила всерьез увлеклась театром. В 1937 году она поступает в театральное училище при Театре Вахтангова, позже получившее имя Бориса Щукина.

Ещё будучи студенткой снялась в фильме «Молодые капитаны». Перед самой войной Людмила Целиковская сыграла главные роли в кинокомедиях «Антон Иванович сердится» и «Сердца четырех». В 1942 году она снимается в главной роли в фильме «Воздушный извозчик». Её партнером по фильму, а вскоре и мужем стал великолепный актер Михаил Иванович Жаров. Затем они вместе снимались у Эйзенштейна в фильме «Иван Грозный» и комедии «Близнецы».

В 1946 году Михаил Жаров впервые выступил в роли кинорежиссера. В военной комедии «Беспокойное хозяйство» он сам сыграл роль гвардии старшины Семибаба, а Целиковская ефрейтора Антонины Калмыковой.

-8

На этой же картине произошло знакомство Целиковской с Любимовым, где он сыграл французского летчика.

-9

Однако отношения у них начались значительно позже, когда её четвертый муж архитектор Каро Алабян скончался от онкологического заболевания.
Целиковская и Любимов вместе служили в театре имени Вахтангова. Они прожили в фактическом браке 16 лет, и все эти годы она активно помогала ему в становлении Театра на Таганке ставшего в 60-е 70-е годы прошлого века самым заметным явлением в сценическом искусстве не только Москвы, но и всей нашей страны.

Академик П. Л. Капица, очень многое сделавший для «Таганки» Людмила Целиковская и Юрий Любимов. 1977 год.
Академик П. Л. Капица, очень многое сделавший для «Таганки» Людмила Целиковская и Юрий Любимов. 1977 год.

Людмила Васильевна Целиковская скончалась 4 июля 1992 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Каро Алабяном

-11

Но давайте вернемся в январь 1964 года.

Как я уже говорил Любимова никоим образом не устраивал ни репертуар, ни актерская труппа старой «Таганки». Получив от Дупака полный карт-бланш, от старого состава он оставил только Вениамина Смехова и Готлиба Ронинсона

Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон и Арнольд Колокольников в спектакле «Добрый человек из Сезуана»
Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон и Арнольд Колокольников в спектакле «Добрый человек из Сезуана»

С собой он привел своих студентов

Зинаиду Славину
Зинаиду Славину
Аллу Демидову
Аллу Демидову
Бориса Хмельницкого
Бориса Хмельницкого

и нескольких других молодых талантливых актеров.

Вскоре был объявлен дополнительный набор в труппу и коллективу присоединились Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий и несколько других молодых актеров из других театров

-16

Как потом неоднократно говорил в своих выступлениях Владимир Высоцкий на первом этапе своего становления «Таганка» была театром площадным и представления часто начинались ещё за пределами фойе, прямо на Таганской площади, как например это было со знаменитым спектаклем «10 дней которые потрясли мир»

-17
-18

Любимов в первых своих постановках активно применял технику театра теней

-19

элементы буффонады и цирка

-20

Во второй половине 60 –х выходит целая череда поэтический представлений от, «Товарищ верь» по Пушкину

-21

до «Послушайте» по Маяковскому.

-22

От «Павших и живых» по стихам поэтов – фронтовиков

-23

до «Антимиров» по произведениям Вознесенского.

-24

70-е годы это расцвет Таганки.

Спектакли

«Гамлет»
«Гамлет»
«А зори здесь тихие»
«А зори здесь тихие»
«Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита»
«Вишневый сад»
«Вишневый сад»

и многие другие навсегда вошли в историю не только отечественного, но мирового театра.

А потом был страшный день 25 июля 1980 года, когда вся страна, несмотря на усилия властей скрыть этот факт узнала о смерти Владимира Высоцкого. А ещё через три дня тысячи людей на площади перед театром прощались со своим кумиром

-29

Ещё через три дня, 1 августа 1980 года на внеочередном худсовете Театра на Таганке Юрий Любимов сказал, что намерен приступить к работе над спектаклем «Москва прощается с Высоцким» по песням и стихам Владимира Семеновича.

Главной целью этого спектакля Любимов видел

«утвердить Высоцкого как поэта».

Репетиции были начаты уже осенью

Алла Демидова, Виталий Шаповалов, Леонид Филатов и Юрий Любимов на репетиции спектакля «Владимир Высоцкий», 1981 год.
Алла Демидова, Виталий Шаповалов, Леонид Филатов и Юрий Любимов на репетиции спектакля «Владимир Высоцкий», 1981 год.

Параллельно с началом репетиций Николай Дупак начал обивать пороги высоких кабинетов, что бы получить разрешение на включение спектакля в репертуар театра.
Однако все чего ему удалось добиться это разрешение на единственный спектакль, приуроченный к первой годовщине смерти поэта и состоявшийся 25 июля 1981 года.
Поняв, что официального разрешения получить не удастся Любимов начал устраивать так называемые «прогоны» на которые приглашал представителей творческой интеллигенции и других влиятельных людей. Закончилось все строгим выговором по линии Главного управления культуры, ему и Дупаку «за грубое нарушение установленного порядка приёма и показа новых постановок».

Между прочим уже в наше время в архивах ЦК КПСС был обнаружен интересный документ, датированный 10 ноября 1981 года. Назывался он «О поведении режиссёра Ю. П. Любимова в связи с подготовкой спектакля „Владимир Высоцкий“ в Театре на Таганке», в котором в частности было четко сформировано мнение власть имущих, по поводу творчества покойного поэта:

«…поэтическое и песенное наследие Высоцкого неравноценно и весьма противоречиво, что было обусловлено его мировоззренческой ограниченностью.»

Обратите внимание на дату 10 НОЯБРЯ 1981 ГОДА. Ровно за год до смерти Брежнева.

Официально спектакль «Владимир Высоцкий» вышел только в 1988 году, когда в стране уже вовсю бушевала так называемая «перестройка».

Этому предшествовало изгнание Любимова из СССР, назначение на пост главного режиссера Таганки Анатолия Эфроса, окончившимся его конфликтом с актерами и как результат смертью мэтра от сердечного приступа. Потом у руля театра встал Николай Губенко, который добровольно сложил с себя полномочия после возвращения Юрия Петровича на Родину.

Артисты и поклонники встречают Любимова в «Шереметьево – 2»
Артисты и поклонники встречают Любимова в «Шереметьево – 2»

Однако вскоре конфликт возник с новой силой, что привело к расколу театра на «Любимовскую Таганку» и «Содружество актеров театра на Таганке» во главе с Губенко.

В 2011 году Юрий Петрович покинул театр навсегда, заявив в интервью «Лично я без работы не останусь». Между прочим, режиссеру на тот момент было ни много ни мало 93 года.

Но он не мыслил себя без работы и театра. В 2012 году на сцене театра имени Вахтангова состоялась премьера поставленного им спектакля «Бесы» по роману Федора Михайловича Достоевского», а 8 июня 2013 года на исторической сцене Большого театра зрители увидели поставленную им оперу Бородина «Князь Игорь», которую критики назвали наиболее близкой к собственному, авторскому виденью великого русского композитора.

Юрий Петрович Любимов скончался во сне 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет. Прощание прошло на сцене театра имени Вахтангова. На Таганку он так и не вернулся.

Между прочим многолетний конфликт между «Театром на Таганке» и «Содружеством актеров театра на Таганке» был завершен в 2021 году. Теперь это снова единый театр с двумя сценами и общим директором Алексимовой Ириной Викторовной. В интернете прочел что она актриса театра и кино, режиссер, певица и телеведущая. Лично я такую театральную деятельницу не знаю, но возможно она не засветилась в скандальной хронике, поэтому и не известна широкой публике. Наверное, это уже хорошо, но огорчает то что нет больше той легендарной Таганки которая осталась там, в далеком прошлом.

И нет больше великого режиссера Юрия Петровича Любимова, чьим именем я считаю было бы справедливо назвать театр, который он создал.

-32

На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Возможно, вам будут интересны и другие мои статьи посвященные этому удивительному театру.

Ваганьковское кладбище. Владимир Высоцкий, его родные и друзья.
Москва памятная9 октября 2019