Это история о том, как плохая пропаганда портит даже плохое кино. Если кто-то скажет вам, что мол, изначально испорченное испортить нельзя - не верьте! Здесь как раз о таком случае и написано.
"Синевир", США, Украина, 2013
Жанр: ужасы
Режиссер: Александр Алешечкин, Вячеслав Алешечкин
Сценарий: Александр Алешечкин
Композитор: Владимир Крипак, Владимир Хорунжий
Оператор: Сергей Сиротский, Матвей Шульгин
В ролях: Сергей Романюк, Алена Лавренюк, Илья Рудаков, Богдан Юсипчук, Зоряна Марченко, Константин Войтенко, Филипп Козлов, Мила Сивацкая и др.
Время: 84 мин. / 01:24
Похожие фильмы: "Тайна перевала Дятлова", "ССД".
Слоган этого примечательного фильма: "Там кто-то есть". Но пока его смотришь, думается почему-то не об этом, а вполне традиционно: кто виноват?.. Впрочем, давайте по порядку.
Название. Оно на редкость притягательное, таинственное. Только вслушайтесь, как звучит: СИНЕВИИИРРРР… Отличное имя для какого-нибудь кровожадного божка или аутентичного чудовища из забытого миром захолустья.
Имеется и захолустье. Притом самое очаровательное: покрытые густыми зелеными лесами украинские Карпаты и Синевир, живописное горное озеро. В 1989 году советские власти обустроили здесь природный заповедник с несколькими туристическими тропами. Загадочные, малонаселенные, овеянные жутковатыми легендами места. Например, о то и дело пропадающих людях…
Украинские кинематографисты решили сделать беспроигрышную ставку на эту своеобразную мифологию.
Начинается фильм эпизодом в сельском клубе: 70-е годы СССР, приехал лектор из общества "Знание". Он рассказывает жителями глубинки о неких странных существах, которых Марко Поло повидал в своих путешествиях – это кинокефалы, люди с песьими головами. Свой рассказ лектор иллюстрирует слайдами. Он демонстрирует публике древние иконы и старинные гравюры с песьеглавцами. Авторитет Марко Поло заставляет отнестись с уважением к историческому свидетельству; художественно-эстетическая составляющая радует глаз…
Увы. Это, собственно, последний эпизод, когда происходящее на экране воспринимается с интересом и симпатией: в меру достоверности, в меру таинственности.
Фильм "Синевир" способен удивить, но, к сожалению, вовсе не тем, чем задумывали его создатели.
За волшебным, впечатляющим названием и грамотно интригующим началом фильм катится вниз по наклонной плоскости – хуже, еще хуже, совсем нехорошо, из рук вон безобразно… и закончится это кино в беспросветной бездне абсолютно идиотского фарса, полного трешака.
Подобная диалектика сама по себе изумляет. Но куда более ошарашивает вопрос, стилистически сходный с тем, что Остап Бендер задавал дворнику Кисы Воробьянинова: "Разве можно так напиться на рубль?" Только с обратным смыслом - "Разве можно так плохо снять кино на миллион двести тысяч долларов?" На Украине? Чай не Голливуд!
Нет, ну действительно. Ни одной "звезды" в фильме нет. Все актеры – молодые и мало-мало… практически неизвестные. Из декораций используются: палатка и дряхлый "Москвич". Реквизит: пара бутылок, ведро и удочка. Костюмы? Самый ценный из них – аутентичные советские треники. Грим? Спецэффекты? Ой, да бросьте! В кружке юного фотошопера сделают лучше.
Короче говоря, самой большой загадкой фильма "Синевир" представляется тайна того, как съемочная группа, имеющая подобный бюджет на Украине, ухитрилась создать настолько некачественную картину?! Если не украли и не пробухали… Что опять-таки возвращает нас к удивительному вопросу Остапа Бендера: как можно ТАК напиться на заданную сумму. ("Дворник ваш, Киса, большой пошляк". М-да… уж.)
Самое обидное, что легенда, по которой пытались снять кино, сама по себе заслуживает интереса: вполне крепкая "ужастиковая" история.
Ее завязка следует сразу за эпизодом лекции о кинокефалах. Вкратце: двое детей с маленького хутора в горах, Сашко и Иванка, как-то утром спозаранку, не спросивши родителей, убегают ловить рыбу на горное озеро Синевир. На берегу брат и сестра дурачатся и спорят, а потом слышат, что в лесу кто-то аукает. Решив, что это заблудившиеся туристы, Иванка отправляется в лес, помочь недотепам выбраться на дорогу. Сашко остается на берегу ждать сестру. И вскоре выясняется, что никаких туристов в лесу, разумеется, нет. Там что-то другое…
Обычно в провале отечественных картин виноваты изначально сценаристы: как правило, они не находят хороших историй и не могут достаточно динамично, без провисаний, изложить материал.
В случае с "Синевиром" все не так: сценаристам удалось, наткнувшись на занимательную страшилку, вылепить вполне приличный сюжет для непритязательного молодежного ужастика.
После завязки история развивается по закону жанра: молодежная компания – трое парней и две девушки едут на озеро "Синевир" оттянуться по полной. Выпивка, флирт, секас и разудалая дурь, естественно, требуют противовеса в виде встречи с таинственным ужасом, кро*вью и смертью. Это сюжет совершенно банальный, но ведь классика не стареет, прием работает, так чего уж тут придираться?
Конечно. Если б еще актеры умели играть, а режиссер – снимать. И если б не этот неистребимый антисоветский запал, который везде и всюду мешает творить постсоветским творцам. Странно, что, переболев социалистическим реализмом, люди искусства все-таки продолжают мешать пропаганду с творчеством. Что равносильно греховным попыткам стряпать коктейли из божьего дара и яичницы. Притом, что результат еще менее гарантирован.
Только антисоветским запалом можно объяснить странное желание запихнуть типичную современную молодежную страшилку в советский антураж. Во многом именно это обстоятельство разрушило достоверность экранной реальности. А ведь как раз достоверность жизненно необходима ужастику – без нее зрителя не напугаешь.
А тут еще и профессионализм съемочной группы хромает на все ноги.
Актеры играли с одного дубля – это заметно по оговоркам и попыткам исправиться прямо в кадре. Даже большие мастера не всегда могут играть с одного дубля, а что сотворил с текстом и крупными планами маленький школьный драмкружок, приглашенный для съемок, нетрудно догадаться.
Впрочем, и режиссер постарался: мизансцены выстроены с прямо-таки театральной условностью. Ребята обсуждают в кадре, как далеко от лагеря Сеня поставил машину, и как бедняге не хочется туда идти, потому что там он совсем один, а в темноте страшно… А в следующем кадре камера ставится так, что машина – которая "ужасно далеко и в темноте, и страшно" – оказывается метрах в трех от сидящих у костра и при этом еще великолепно освещена.
Да. Ну, а когда, после долгих приготовлений, гуканий, ауканий и шевеления кустов появляется ожидаемое всеми чудовище, градус недостоверности происходящего на экране задирается уже в зенит.
Как будто мало нам этой вечной врожденной тупости персонажей ужастиков, которые непременно в темноте и непременно расходясь в стороны по одному прутся в незнакомой местности разыскивать какого-то чужого и никому из них не нужного мальчика… так еще и явленное зрителю чудовище напоминает рекламную ростовую куклу из ближайшего гипермаркета.
Но и это, и все-все-все можно было бы простить. Да! И вечно вытаращенные глаза Сени. И глуповатые диалоги. И спецэффекты в духе малобюджетных картин 80-х. Если бы…
Если бы творцы "Синевира" с самого начала не поставили себе художественную задачу, несовместимую с типичными художественными целями ужастика. Пугать зрителя для них было всего лишь побочной функцией. Главным было что-то другое…
В конце фильма два врача скорой помощи увозят единственную выжившую девушку в больницу – и прямо над ее телом чокаются водкой и выпивают, закусывая огурцом.
А вы как хотели? Ведь это же советские врачи. Они ж не могут сочувствовать пациенту и вообще быть нормальными людьми – они обязаны выглядеть как закоренелые алкаши-рецидивисты. Потому что, детка, это СССР, империя зла. Вот показать и доказать это и было, судя по всему, основной задачей "Синевира". Ведь не смутил создателей картины тот чисто медицинский факт, что рядом с такими врачами никого не способен напугать даже Годзилла вкупе с Кинг-Конгом. Куда уж там какому-то песьеглавцу с Синевира!
…Особенно, если учесть, что вместо вполне приличных выражений "кинокефал", "псоглавец" или даже "песьеголовец" - все персонажи фильма четко артикулировали самый одиозный фонетический вариант: "пи*си*головец".
Можно представить, какой хохот стоял в зрительных залах, если там было достаточно современного юношества с "пивком и семками".
Да. "И настроение мое улучшилось", как говорил Евгений Гришковец в одной из своих песенок.
А уж кто во всем этом безобразии виноват – один Марко Поло знает.