Преподобный Иаков Низибиский:
"Святые посты приятны Богу, сокровенны, подобно сокровищу, на небе сокрытому, и составляют оружие против лукавого и щит против острых, раскаленных стрел врага. Говоря так о постах, говорю не от себя самого, но с наставнического голоса Священного Писания, которое свидетельствует, что посты всегда оказывали важную помощь благочестиво и свято постившимся.
Но, возлюбленный мой, посты не состоят в одном только употреблении хлеба и воды, даже в той мере, сколько нужно это для поддержания нашей жизни, а соблюдаются еще многими другими способами. По сей причине и постники различны. Так, иной ограничивает свой пост воздержанием от хлеба и воды только до тех пор, пока не почувствует голода и жажды, а другой доводит свой пост до полной, совершенной чистоты, и хоть алчет, но не ест, жаждет, но не пьет; а потому последний несравненно выше первого
У некоторых пост состоит в воздержании от мяса, вина, вообще от различных родов пищи, а у других в воздержании от слов, — в запечатлении своих уст молчанием, чтобы они не произносили вредных слов.
Нельзя также отказать в имени постников тем, которые воздерживаются или от сообщения с людьми порочными, опасаясь заразиться от них; или от обладания имуществом, с тою целию, чтобы самим не оставаться праздными, не испортиться от лености, не впасть в пороки, свойственные богачам; или от спанья на мягкой постели, с тем намерением, чтобы скорее и охотнее вставать на молитву и быть бодрее при самом ее совершении; или от мирских радостей, заменяя их слезами, чтобы подвигом самоотречения угодить Господу.
И уже, безспорно, именем постника должен быть почтен тот, кто совмещает все эти виды поста и делает из них один пост. Впрочем, кто постится до возчувствования позыва на пищу, тому имя постящагося принадлежит только до тех пор, пока воздерживается он от пищи и питья; потому-что, как скоро он хоть немного чего-нибудь съест и выпьет, в таком случае уже нарушает свой пост.
Но никак не должно называть постником того, кто каким бы то ни было образом снова начинает употреблять то, от чего он дал зарок воздерживаться.
Сверх того, постящийся без зарока воздерживаться от тех или других вещей не делает большого греха, нарушая свой пост, по причине голода; напротив, давший зарок воздерживаться от известных вещей, впадает в большой и тяжкий грех, когда нарушает свой пост; потому-что он изменяет тогда обещанию, которое дал Богу, а потому удаляется от Бога.
Вот тебе, возлюбленный, примеры святых постов. Святый пост соблюдали Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, и притом Енох потому, что угодил Богу; Ной потому, что сохранил чистоту среди развращенных своих современников; Авраам потому, что имел веру; Исаак потому, что сохранил заповеди Божии; Иаков потому, что сподобился получить от Исаака благословения и видел и познал Бога; Иосиф потому, что был верен.
Святость всех этих мужей была наилучшим, совершенным их постом пред очами Божиими. Без сердечной святости пост не благоугоден Богу. Поэтому прошу тебя, возлюбленный, заметь и запечатлей в памяти, что внутренняя, сердечная святость, обуздание языка и воздержание от худых дел — это такие посты, которые далеко превосходнее поста, состоящего в воздержании от пищи. В самом деле, никто не смешивает меда с желчью. Так точно и воздерживающийся от хлеба и воды не должен к этому воздержанию примешивать злословия, ругательств, хулы.
Еще: у твоего, человек, дома, который есть вместе и храм Божий, одна только дверь. Поэтому ни с чем несообразно, невежливо и нечестиво ты поступил бы, если бы чрез ту-же дверь, в которую входит Царь, стал выносить сор и другие нечистоты. Итак, когда ты намереваешся приступить к причащению: то наперед очистись, и тогда уже принимай тело и кровь Господа, а также и после сего храни в чистоте твои уста; потому-что чрез них вошел к тебе Царь. И вообще, чрез твои, человек, уста никогда не должны проходить слова нечистыя; потому-что, по непреложному слову Жизни нашей — Господа Иисуса, «не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что из уст исходит, оскверняет человека» (Мф.15:11).
Моисей, соблюдая пост на горе Синайской, также соблюдал его вместе со святостью, — и за то принес с горы закон своему народу. Пропостившись на горе дважды по сорока суток, он, возвратившись оттуда, блистал великою славою, потому-что слава Господня, так сказать, почивала на лице его.
Ставши посредством святого поста другом Божиим, он умилостивил Бога, готового в гневе своем истребить иудеев за их нечестие, и тем спас от погибели этот непокорный народ. Подобно Моисею, постился мужественный поборник славы Божией, Илия Пророк, когда преследовала его Иезавель. Избегая угрожавшей ему смерти, он, во время пути своего к горе Хориву, в том месте, где говорил Господь с Моисеем, постился сорок суток. За то, достигши горы Хорива, он сподобился видеть там Господа, повелевшего ему возвратиться. «Пойди обратно своею дорогою», — сказал ему Господь, — «помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (3 Цар.19: 15—16).
Смотри же, возлюбленный, какую силу имеет пост! Может ли быть что-нибудь выше той славы, чище той радости, которую получает человек, сподобляясь еще здесь, на земле, видеть Господа своего? Но и эту славу, превосходящую все мирские славы, и эту радость, чистейшую всех земных радостей, Илия заслужил постом, точно также как и Моисей, который, пропостившись на Синае два раза по сорока суток, возвратился оттуда с скрижалями завета, перстом Божиим начертанными. Только надобно помнить, что оба эти великие мужи во время постов своих были святы и совершенны".