В середине 1960-х главные творческие силы американского рока были сконцентрированы в основном в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, даже такой огромный мегаполис, как Нью-Йорк, терялся в тени этих двух городов. И пусть калифорнийский саунд доминировал на музыкальном рынке Соединенных Штатов, но и выходцам из северо-восточной части страны было что сказать и показать. Детройт – автомобильная столица США, с начала 1960-х считалась также столицей «черной» музыки.
С конвейера музыкального гиганта Motown Records регулярно выходили соул-хиты, занимавшие верхние строчки национального хит-парада. Во второй половине десятилетия положение начало круто меняться: появилось огромное количество «белых групп», исполнявших дикий и необузданный рок. Это были Mitch Ryder And THE DETROIT WHEELS, Scott Richardson CASE, MC5, FRIJID PINK и, конечно же, THE AMBOY DUKES, группа по праву считающаяся олицетворением «саунда Детройта». Вот о них-то я и собираюсь поведать далее.
Вся история группы неразрывно связана с Тедом Ньюджентом, известным также под прозвищем «Безумец из города автомобилей» (Ted «Motor City Madman» Nugent). Тед родился 13 декабря 1948 года (другая дата – 1949 г.) в Детройте, начав в девять лет учиться играть на гитаре, он вскоре уже весьма прилично владел этим инструментом. По его воспоминаниям, он два года проучился в детройтской Royal School Of Music и в 10 лет стал «звездой», выступив на Detroit State Fair Ground, своеобразной выставке достижений народного хозяйства, в тот раз посвященной польскому искусству.
Где-то на рубеже 1959-60 годов Ньюджент решил, что пришло время взбираться на музыкальный Олимп и вместе со своим приятелем барабанщиком Томом Ноэлом (Tom Noel) затеял проект ROYAL HIGH BOYS. Ребятами они были амбициозными, о чем красноречиво говорит название их следующей группы THE LOURDS (производное от «lords» – боги или лорды). Этот состав появился на свет в 1962 году, когда к нашим героям присоединились басист Пит Примм (Pete Primm), вокалист Джон Дрэйк (John Drake) и второй гитарист Джон Финли (John Finley, позднее он объявился в составе RHINOCEROS). Все они вместе тусовались в местном клубе The Cellar.
Несомненно, THE LOURDS были значительным шагом вперед, по сравнению с ROYAL HIGH BOYS, и постепенно начинали приобретать определенную популярность. И тут судьба подарила группе шанс, которым музыканты немедленно воспользовались: THE LOURDS попали на конкурс начинающих рок-н-ролльных групп. Кроме группы Теда Ньюджента еще было шестьдесят претендентов на победу, но обнаглевший Тед во время своего соло в «Shake A Tail Feather» вскочил на стол судейской команды, чем сразил всех судей наповал. THE LOURDS заняли первое место, а три песни в их исполнении увидели свет на сборнике Long Hot Summer (Friday At Cafe A Go Go). Команда выступала на разогреве у звезд первой величины, вроде женского трио THE SUPREMES и «гаражников» THE BEAU BRUMMELS.
И всё бы шло прекрасно, да вот маленькая незадача – в 1965 году отца Теда Ньюджента, сержанта действующей армии, перевели в Чикаго, и он, естественно, решил перевезти туда всю семью. Такой поворот событий в корне не устраивал участников THE LOURDS, и они отправились в компанию, занимающуюся трейлерными перевозками и вывели из строя все трейлеры, для того, чтобы помешать переезду Теда в Чикаго! Вот как вспоминает сам Ньюджент последствия «теракта»: «Отец притащил меня в парикмахерскую, где меня остригли "под ноль". Он грозился уничтожить и все мои гитары, но, зная, как много они для меня значат, всё же разрешил мне их оставить».
Перебравшись в Чикаго, Тед начал с двойным упорством практиковаться в игре на гитаре и подыскивать единомышленников для создания очередной рок-группы. Его труды не были напрасными, и уже в 1966 году на свет появилась команда, названная THE AMBOY DUKES (англ. – «Амбойские герцоги»). В одном из интервью Тед признался, что позаимствовал его у одной из детройтских блюзовых групп, которая канула в Лету, подарив название более удачливым преемникам. Кстати, существовала еще и английская группа с таким же названием (выпустившая на Polydor несколько синглов в середине 1960-х) и поэтому, чтобы избежать путаницы, наши герои иногда добавляли к своему названию приставку «American». А еще раньше вышел роман Ирвина Шульмана «Амбойские герцоги», посвященный уличной банде, бесчинствовавшей в середине 1940-х на улицах города Перт Амбой, штат Нью Джерси.
Первым в компанию записался старый приятель еще по THE LOURDS вокалист Джон Дрэйк, которого Ньюджент вызвал из Детройта. Остальных удалось найти в Чикаго и этими счастливцами оказались: Стив Фармер (Steve Farmer, ex-THE GANG) – гитара, Рик Лобер (Rick Lober, в некоторых источниках пишется Loeber) – клавишные, Билл Уайт (Bill White) – бас и Дэйв Палмер (Dave Palmer) – ударные. Тед Ньюджент и Ко быстро нашли свою аудиторию в Чикаго и окрестностях, а базой сделали одно помещение в пригороде под названием Ливония
В одном буклете написано, что в первом составе были вокалист Боб Леонард (Bob Leonard), певший на круизных судах, и гитарист Гэри Хикс (Gary Hicks), занимавшийся обучением верховой ездой в свободное время. А. Галин.
«Мы начинали как разогреватели для THE SHADOWS OF THE KNIGHT во время их выступлений в Чикаго, и со временем стали самой горячей группой Иллинойса, сместив их с пьедестала», – вспоминает Тед с присущей ему скромностью. Ньюджент и Дрэйк решили, что имеет смысл перебраться обратно в Детройт, где дух и саунд большинства групп был значительно ближе к тому, что делали THE AMBOY DUKES.
Летом 1967 года группа переезжает в Детройт, где ими заинтересовались представители Mainstream Records. Рок-сцена в городе моторов тогда кипела. Между собой соревновались уже упомянутые Mitch Ryder And THE DETROIT WHEELS, Scott Richardson CASE (SRC), MC5, а ещё THE RATIONALS, Bob Seger & THE LAST HEARD, THE FROST и многие другие.
В декабре 1967-го вышел дебютный альбом наших героев, записанный всего за одну ночь. Первым хитом в репертуаре THE AMBOY DUKES стала кавер-версия «Baby Please Don’t Go», песни, принесшей немало дивидендов многим, начиная с THEM и Paul Revere And THE RAIDERS, заканчивая BUDGIE и AC/DC. А сам альбом добрался до скромного 176-го места в хит-параде американского музыкального журнала Billboard.
Ютуб-канал Joy Setiawan
John Drake (J.B.) – vocals; Ted (The Duck) Nugent – guitar; Steve Farmer – rhythm guitar; Bill White (Mom) – bass; Rick (Nervous Ned) Lober – piano, organ; T.T. (Tattle Tale) Palmer – drums.
Прекрасный образчик американского гаражного рока с психоделическими вкраплениями, естественно. Песни исполнены весьма напористо, даже агрессивно. Много кавер-версий, но и они сделаны не хуже оригиналов. А. Галин
После появления этой работы начались изменения в составе группы, происходившие по большей части из-за крайней нелюбви, если не сказать ненависти, к волшебным порошкам со стороны лидера Теда Ньюджента. На фоне тотальной наp-ко-мании, царившей, как среди музыкантов, так и тех, кто ходил на концерты, Ньюджент выглядел даже не белой вороной, а просто каким-то пришельцем со звезды Альдебаран!
Но, похоже, стимуляторы ему были не нужны, ведь недаром Тед получил прозвище «Мотор Сити Мэдмэн». К слову сказать, THE AMBOY DUKES были большим парадоксом в те бурные годы – группа психоделического рока, «у руля» которой стоит человек, настолько далекий от волшебных порошков. Это в очередной раз подтверждает мысль, что для создания психоделии не обязательно быть «торчком», а просто нужно иметь немного фантазии и творческой смелости. Но я, пожалуй, отвлекся.
Первыми из THE AMBOY DUKES были удалены Рик Лобер и Билл Уайт. Последний потом работал с группой THE DIAMOND DUKES, которая записала два альбома. Вместо выбывших появились басист Грег Арама (Greg Arama) и клавишник Энди Соломон (Andy Solomon), который стал большой находкой для группы. В таком составе THE AMBOY DUKES записывают свой самый успешный альбом "Journey To The Center Of The Mind", который увидел свет в апреле 1968 года.
Ютуб-канал Notes From The Underground
John Drake – vocals; Ted Nugent – lead guitar; Steve Farmer – rhythm guitar, vocals; Andy Solomon – piano, organ, vocals; Greg Arama – bass; Dave Palmer – drums.
На запись этого диска ушло всего пять дней. Процесс развития группы шел полным ходом, теперь это был уже тяжелый психоделический блюз похожий на то, что делали калифорнийцы IRON BUTTERFLY и STEPPENWOLF, но исполнялся он с чисто детройтским энтузиазмом и напором.
Пожалуй самый известный альбом в дискографии группы и самый популярный, по саунду еще жестче, чем дебютник. К тому же ни одного кавера. Альбом занял 74-е место в Штатах. Интересный факт: на обложке изображены опиумные трубки, и Ньюджент про это узнал, по его словам, когда альбом уже вышел. А. Галин
Заглавный номер альбома ворвался в верхнюю двадцатку и занял 16-е место в национальном хит-параде США, это был наибольший успех, выпавший на долю THE AMBOY DUKES (песню также можно найти на сборниках Nuggets, Vol. 1 и Best Of 60’s Psychedelic Rock).
Ютуб-канал moondoggy
За это некоторые писаки даже причисляют наших героев к числу так называемых «One Hit Wonders» («герои одного хита»), но, конечно же, это не так, ведь нельзя же судить о творчестве группы по достижениям в хит-парадах.
Только по ним, разумеется, нельзя. Но, как показатель популярности и приятный бонус к прекрасным песням, попадания в чарты учитывать стоит. БиС
Большинство песен писали Тед Ньюджент и Стив Фармер, причем независимо от того, кто из них являлся автором, в исходных данных всегда значились оба. Это было своеобразное стремление Теда и Стива стать композиторским тандемом Ленноном-Маккартни №2, если не мирового, то уж точно американского рока. «Многие песни, соавтором которых значится Стив, я написал полностью сам. «Dr. Slingshot», «Flight Of The Bird» и «Surrender To Your Kinks» – все мои. С другой стороны есть много вещей, где Стив записал меня соавтором, при том, что в этом не было нужды», – рассказывает Ньюджент о работе с Фармером.
Чистка рядов продолжалась, и следующей жертвой антинаркотической политики Теда Ньюджента стал Джон Дрэйк. Вот как это описал сам Тед: «Мне было тяжело увольнять его, ведь он был оригинальным участником и настоящим лидером THE LOURDS. Более того, он был единственным из THE LOURDS, кого я перевез в Чикаго для создания THE AMBOY DUKES после того, как он вернулся из армии. Для меня он был настоящим героем, но мне пришлось избавиться от него»
Джон Дрэйк умер 29.08.2021 года в возрасте 74 года, А. Галин
Среди множества претендентов на роль вокалиста музыканты выбрали весьма интересного человека по имени Расти Дэй (Rusty Day, урожденный Рассел Эдвард Дэвидсон). Перед этим он выступал с собственной группой Rusty Day And THE MIDNIGHTERS, а еще раньше по слухам засветился в составе Mitch Ryder And THE DETROIT WHEELS.
C новым фронтменом THE AMBOY DUKES в 1969 году записали очередной альбом Migration, который, по мнению, Теда Ньюджента пришелся на период наибольшего творческого расцвета группы.
Ютуб-канал Thebestdream I had
Rusty Day – lead vocals (2, 3, 5, 6, 8, 9), percussion; Ted Nugent – lead guitar, percussion, chorus (5); Steve Farmer – rhythm guitar, lead vocals (7), vocals, strings; Andy Solomon – keyboards, vocals, lead vocals (4, 8), horns, percussion, Strings; Greg Arama – bass, percussion, chorus (5), Indian mysticism (5); Dave Palmer – drums, percussion.
«Я просто не мог нарадоваться этому альбому… Большая часть нашего шоу в тот период представляла собой мою инструментальную работу, потому что я был настоящим творческим су-ки-ным сы-ном с гитарой! Альбом оставался моим любимым очень долго. Там было много отличного материала, куча приколов, мы явно прогрессировали как группа. Но процесс развития не был долгим – его постоянно тормозили всяческие нехорошие зелья», – так емко Ньюджент описал состояние свое и группы в то время.
А вот Александр Галин считает по-другому.
Откровенно слабый альбом, группа начала терять свои позиции, превращаясь в обычный хард-роковый коллектив. Среди более-менее интересных назову «For His Namesake» и «Inside The Outside» с прогрессивными вставками. «I’m Not A Juvenile Delinquent» явно добавлена как пародия на произведения Фрэнка Заппы.
Интересный факт: на пластинке вообще нет информации о том, где, кем, когда она записана, кто продюсировал и делал фото.
И, наконец, терпение у Теда лопнуло («Я чувствовал себя, мать их так, нянькой!»), он взял и выгнал всех, кроме клавишника Энди Соломона. Расти Дэй вместе с Кармайном Эпписом (Carmine Appice), Тимом Богертом (Tim Bogert) и Джимом Маккарти (Jim McCarty) собрали новую группу CACTUS, которая выпустила три альбома. Позднее Дэй работал с DEALER’S BLUES BAND.
Расти всё же попытался возродить CACTUS, но его «основное занятие», а именно работа пушером, сыграло с ним дурную шутку: 4 июня 1980 года Расти Дэй был застрелен своим подельщиком. Вдвойне обидно, что вместе с Дэем погиб его двенадцатилетний сын. Но еще интересней информация о том, что Расти вроде как предлагали в разное время петь в AC/DC и LYNYRD SKYNYRD, но он предложение отклонил, потому что предыдущие певцы умерли не своей смерть. Но «смерть ходит между нами», как пели музыканты ATOMIC ROOSTER, тоже закончившие жизнь трагически…
Басист Грег Арама записал альбом с группой Дика Вагнера (Dick Wagner, ex-ALICE COOPER BAND, FROST) под названием URSA MAJOR и, в конце концов, умер от передозировки героина. Дэвид Палмер (David Palmer) решил попробовать себя в роли звукоинженера в знаменитой студии Electric Lady, созданной легендарным гитареро Джими Хендриксом. Среди его клиентов были всё те же CACTUS и еще много различных групп, например, HUMBLE PIE и FACES. 18 сентября 1979 года он разбился насмерть на мотоцикле.
Тяжелее всего Теду пришлось расставание со Стивом Фармером, который внес огромный вклад в процесс становления группы, но решение было однозначным: «Я поступил так же со Стивом Фармером, он был бесценной творческой индивидуальностью, но любил «поймать кайф» и был таким безответственным, что с ним невозможно было спокойно переместиться из пункта А в пункт Б. Одни идеи он продуцировал, а этого мало для нормальной жизни группы». Стив позднее объявился в составе BABYLONIAN TILES, да и в этой истории он еще появится, но позднее.
А вот здесь возникает непростой вопрос: «Так почему же морковка оранжевее апельсина?» – да черт его знает!? Просто песня такая у THE AMBOY DUKES есть: «Why Is A Carrot More Orange Than An Orange»…
Ютуб-канал The wcb
Бешеная манера игры на гитаре Ньюджента очень быстро сделала THE AMBOY DUKES одним из основных гастролирующих составов того времени. Типичная гаражная панк-группа 1960-х, THE AMBOY DUKES, как и большинство команд этого направления должны были исчезнуть после 1969 года, однако неуемная энергия Ньюджента и его энтузиазм еще долго держали их на плаву.
Продолжение следует.
Автор - Павел Г. Редактор, автор дополнительного текста - Александр Галин. Дополнительное редактирование и вставка музыкальных фрагментов - БиС
Предыдущие материалы по теме:
Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Rock-ExPress.ru
.