Найти тему
Библиодичь

М.Глебов, серия «Запрет на вмешательство» (8/10)

Макс Глебов, серия «Запрет на вмешательство» (законченный в 2020 году цикл, 6 книг, источник)

8/10

На Земле 1941 год. На обратной стороне Луны происходит стычка между охраной научной базы высокоразвитой космической «Шестой Республики» и крейсером мятежников, в результате которой разрушены и база, и крейсер, а выживает один единственный пилот. Ранее персоналу базы категорически запрещалось вмешиваться в «дела туземцев», однако командир главного героя в своем «прощальном послании» этот запрет снимает. Выбрав для себя «правильное место посадки» лейтенант Ирс начинает свой путь в СССР, отправляясь в качестве добровольца на поля Великой Отечественной.

В целом «попаданцы в ВОВ» - это совсем не новая тема. Кто только не попадал в окопы под Сталинградом, начиная с хипстеров и заканчивая Дартом Вейдером, который в одной из книг бодро гонял фашистов вместе с товарищем Сталиным. Проблема этих книг в крайностях. Одна крайность, примеров которой оооочень много, это полный отказ от истории, географии и здравого смысла. Авторы начинают гнать откровенную дичь в режиме «я фантаст, я так придумал» и ВОВ становится больше похожа на разборки орков с телепузиками.

Другая крайность – наоборот – чрезмерное увлечение историографическими экскурсами, в результате которых нам могут десятками страниц раскрывать тайны компоновки стрелковых дивизий Вермахта или закулису того или иного решения Ставки. Такая крайность может быть интересна с точки зрения саморазвития, но читателю фантастики продраться через нее оказывается непросто. А вот книг, где история ВОВ, реальная история нашей страны, да и всего мира, и история фантастическая-развлекательная находятся в каком-то приемлемом равновесии, немного. И тем приятнее констатировать, что «Запрет на вмешательство» как раз из таких книг.

Вернемся к сюжету. Космический лейтенант Ирс становится рядовым, а потом совсем не рядовым Нигулиным. В распоряжении «пришельца» практически не осталось технических средств, его основной «нездешний» навык – супер меткая стрельба за счет аугментаций тела, а также связь с комплексом наблюдательных спутников/дронов, позволяющая ему раньше других узнавать о событиях вокруг (и локальных, и глобальных). Подобный набор навыков превращает его в успешного диверсанта-корректировщика, который первые три с половиной тома помогает СССР переломить ситуацию на фронте и нанести захватчикам максимальный ущерб, посильно стимулируя развитие советской техники.

К четвертому тому автор понимает, что читатель начинает засыпать на очередной диверсионной операции, в которой Нигулин и компания «всех видят», а их действия становятся неожиданным сюрпризом для противника, поэтому повествование заметно меняется. ГГ становится спецпредставителем Ставки, которого отправляют в США укреплять связи с потенциальными союзниками. Вслед за «американской» частью будет часть «восточная», не менее любопытная, а потом Земле станет угрожать очередной корабль пришельцев и Нигулину придется открыться руководителям стран, чтобы организовать совместную подготовку к отражению внешней угрозы.

Совсем спойлерить не буду, но и концовка у книги интересная, и даже «сквозная проблема», для исследования которой создавалась лунная база, так или иначе будет решена мудрым товарищем Сталиным.

Остался последний вопрос – почему 8, а не больше. Сложно сказать. Есть книги, которые держат эмоционально, серьезно влияют на настроение. Есть книги, которые дают какую-то особую пищу для ума. Какие-то книги западают в память просто интересным сеттингом или яркими образами ситуаций, реже героев. У Глебова с одной стороны все есть и все хорошо-красиво-правильно, с другой – ну вот не из тех это книг, которые будешь помнить долгое время, да и желание перечитать, во всяком случае у меня, вряд ли возникнет. Хорошая история, неплохо рассказана, не меньше, но и не больше.

В общем, перед нами качественный фантастический боевик, который разворачивается на фоне отлично проработанных исторических реалий. Отдельное спасибо автору за сноски «как было на самом деле», а также иллюстративный материал, который добавляет повествованию фактуры. Готов советовать любителям боевой фантастики и «военной» литературы. Это, конечно, не «Один в поле воин», но в качестве развлекательного чтения вариант более чем достойный.