Когда историки говорят о зверствах 20-го века, мы часто думаем о тех, которые имели место во время двух мировых войн и между ними. Сегодня предлагаю погрузиться в этот период и рассмотреть такое зверство в истории, как «Резня на Гаити».
Наряду с геноцидом армян в современной Турции, Нанкинской резнёй и Хрустальной ночью в Германии, еще одна ужасающая кампания этнической чистки произошла на острове между Атлантическим океаном и Карибским морем. Корни этого конфликта уходят в 1492 год, когда Христофор Колумб наткнулся на карибский остров, который впоследствии получил название Эспаньола, положив начало волне европейской колонизации. Коренные жители острова Таино были истреблены насилием и болезнями, и европейцы завезли большое количество порабощенных африканцев для тяжелого труда на прибыльных сахарных плантациях. К 1777 году остров был разделен между Западом, контролируемым Францией, и Востоком, контролируемым Испанией. Массовое восстание рабов принесло Гаити независимость от Франции в 1804 году, и она стала первой в мире негритянской республикой. Но новая нация дорого заплатила, оказавшись отрезанной от мировой экономики и обремененной долгами своих бывших хозяев.
Тем временем Доминиканская Республика провозгласила независимость, сначала свергнув гаитянское правление на восточной Эспаньоле, а затем испанский и американский колониализм. Несмотря на долгую историю сотрудничества, разделяемую этими двумя странами, многие доминиканские элиты рассматривали Гаити как расовую угрозу, которая ставит под угрозу политические и коммерческие отношения с белыми западными странами.
В годы после Первой мировой войны Соединенные Штаты оккупировали обе части острова. Она сделала это, чтобы закрепить свою власть в Западном полушарии, уничтожив местную оппозицию и установив дружественные США правительства. Жестокий и расистский характер американской оккупации, особенно вдоль отдаленной доминиканско-гаитянской границы, заложил основу для еще больших зверств после ее вывода.
В 1930 году либеральный президент Доминиканской республики Орасио Васкес был свергнут главнокомандующим его армии Рафаэлем Трухильо. Несмотря на то, что сам Трухильо был на четверть гаитянином, он рассматривал наличие двухкультурного гаитянско-доминиканского пограничья как угрозу своей власти и путь отступления для политических революционеров. В леденящей душу речи 2 октября 1937 года он не оставил никаких сомнений в своих намерениях в отношении региона. Утверждая, что защищает доминиканских фермеров от воровства и вторжений, Трухильо объявил об убийстве 300 гаитян вдоль границы и пообещал, что это так называемое "средство правовой защиты" будет продолжено. В течение следующих нескольких недель доминиканские военные, действуя по приказу Трухильо, убили тысячи гаитянских мужчин и женщин и даже их детей, родившихся в Доминикане. Военные преследовали чернокожих гаитян, хотя многие доминиканцы сами были темнокожими.
В некоторых источниках говорится, что, чтобы отличить жителей одной страны от жителей другой, убийцы заставляли своих жертв произносить испанское слово, обозначающее петрушку. Доминиканцы произносят его perejil с трелью испанского "r". Однако основным гаитянским языком является крейоль, в котором не используется трелевочное "р". Таким образом, если люди пытались произнести "перехиль", их считали гаитянами и немедленно убивали. Однако недавние исследования показывают, что подобные тесты были не единственным фактором, использовавшимся для определения того, кто будет убит, особенно потому, что многие жители приграничья говорили на двух языках.
Доминиканское правительство подвергало цензуре любые новости о резне, в то время как тела сбрасывали в овраги, в реки или сжигали, чтобы избавиться от улик. Вот почему никто точно не знает, сколько людей было убито, хотя современные оценки варьируются примерно от 4000 до 15 000. Тем не менее, масштабы кровавой бойни были очевидны многим наблюдателям.
Как отметил посол США в Доминиканской Республике в то время, “весь северо-запад границы со стороны Даджабона абсолютно лишен гаитян. Те, кто не был убит, либо бежали через границу, либо все еще прячутся в кустарнике”. Правительство пыталось снять с себя ответственность и возложить вину за убийства на гражданских лиц-линчевателей. В конечном счете правительство Доминиканской Республики было вынуждено выплатить Гаити только 525 000 долларов в качестве репараций, но из-за коррумпированной бюрократии почти ничего из этих средств не дошло до выживших или их семей. Ни Трухильо, ни кто-либо в его правительстве так и не был наказан за это преступление против человечности.
Наследие резни остается источником напряженности в отношениях между двумя странами. Активисты по обе стороны границы пытались залечить раны прошлого. Но Доминиканское государство мало что сделало, если вообще что-то сделало, чтобы официально почтить память о резне или ее жертвах. Между тем, память о резне на Гаити остается леденящим душу напоминанием о том, как жаждущие власти лидеры могут манипулировать людьми, заставляя их выступать против своих давних соседей.
Очень надеюсь на то, что статья заинтересовала вас и поведала о том, чего вы ещё не знали. Обязательно подписывайтесь на канал, а также продолжайте дискуссию в комментариях. До скорых встреч!