Найти тему
Телеканал 360

Проиерей Всеволод Чаплин умер четыре года назад. Как священник строил Царство Божие на земле

Четыре года назад умер священник РПЦ, бывший председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин. О том, каким был протоиерей, чем жил и как ратовал за мироустройство, в центре которого стоит Христос — в колонке писателя Платона Беседина для «360».

Далее — его прямая речь.

Четыре года назад — 26 января 2020 года — ушел из жизни отец Всеволод Чаплин. Пожалуй, на тот момент, да и до сих пор тоже, один из самых ярких священников Русской православной церкви. Образованнейший человек, блестящий полемист, запомнившийся мне по телеэфирам, в которых он громил оппонентов. И, действительно, у него, даже чисто профессионально, было, чему поучиться.

-2

Однако Всеволод Чаплин для меня — это и еще маркер того, как легко человек попадает в матрицу стереотипов. И вот уже агент Смит контролирует твой мозг. Я сейчас о себе, а не о Чаплине. Ну, знаете, все эти прогорклые разговоры о попах, разъезжающих на «мерседесах», строящих особняки и купающихся в золоте, точно какой-нибудь Скрудж Макдак.

Нет, я никогда не характеризовал так священников. Более того, я восставал, когда слышал о них нечто подобное. Ровно по той причине, что за свою жизнь видел очень разных — да, очень разных! — слуг Христовых. И, к сожалению, после этого нарушал принцип «не судите — и не судимы будете», ибо ужасался. Однако видел я и очень-очень достойных священников, служащих Господу искренне. Слава Богу! Один раз я даже видел праведника.

Так вот, в случае Чаплина я — борец со штампами — тоже поддался стереотипам. Каюсь, да, искренне полагал, что отец Всеволод любит комфорт, ездит на солидной машине и лениво осенял прихожан крестным знаменем. Попасть к нему на исповедь, казалось мне, было весьма непросто. Вот что делает с нами телевизионный образ. Иначе как еще объяснить такое мое восприятие человека?

-3
Так что я был искренне поражен, когда узнал, что отец Всеволод Чаплин жил в более чем скромной «двушке» в Гольянове вместе с братом. Передвигался на метро или возил его прихожанин храма (не за деньги, а, что называется, по доброте душевной). И на исповедь к отцу Всеволоду ходили те, кому отказывали в ней другие священники. Скажем так, маргиналы ходили — да, Чаплин их не причащал, но исповедовал, вел беседы.

Это мне рассказал сподвижник отца Всеволода — дьякон Илья Маслов, а после, как-то бывает, добавились и другие свидетельства. Все они твердили о том, что мои представления о Чаплине, были поверхностными и предвзятыми. Глупыми! И это сподвигло меня изучать труды отца Всеволода более внимательно — его интервью, книги, статьи. Так передо мной предстал человек бескомпромиссный, искренний, а, главное, действительно верующий.

Когда-то, вероятно, я сделаю об отце Всеволоде Чаплине большой текст. Но сейчас скажу о нем и о таких, как он, вот что — произнесу главное, на мой взгляд. Что есть русское миросозерцание и, как следствие, дальнейшее действие в мире, миссия, высшая цель? Это построение Царствие Божиего на земле — все остальное на сверхуровне для подлинно русского человека вторично.

-4

Отец Всеволод Чаплин, при всех своих ошибках, провинностях, минусах, был именно таким подвижником — тем, кто строил Царствие Божие на земле, ратовал за мироустройство, в центре которого стоит Христос. С этих позиций он и подходил и к социальным, и к политическим, и к личностным вопросам. За это, на самом деле, он и страдал, потому что не умел — или так, почти не умел — соглашательствовать.

Таких людей мало. Их всегда было мало, а сегодня особенно. В том числе, и поэтому не забывается отец Всеволод Чаплин. И, уверен, не забудется. Светлая ему память.