Найти тему
Про Потоп

Загадка исчезновения скифов (Часть 4)

Оглавление

Человеческие погребения

Нам объясняют, что у скифов были очень сильны погребальные традиции, но тогда почему кроме насыпания курганов у них не было ни одного универсального принципа в похоронном обряде. Они хоронили своих сограждан по разному, то на спине, то на левом, то на правом боку, головой в разные стороны света, то со всеми вещами, то без них, то в срубах, то в землянках, то в каменных сооружениях, то поодиночке, то группами и т.д. И каждому конкретному случаю приходится давать свое индивидуальное объяснение.

Это разнообразие поз и ориентаций по сторонам света археологи трактуют весьма расплывчато, большей частью, приблизительно так, как написано в книге «Скифы и сарматы» [13]:

«Киммерийские курганы около с. Суворово, раскопанные нами, являются важными и интересными в научном отношении. … Погребенные лежали то в скорченном положении на боку, то вытянуто. Разнообразна и их ориентировка по сторонам света. По-видимому, такого рода особенности могут быть объяснены сложностью обстановки, ознаменовавшейся переходом от бронзового к железному веку, усилением миграционных процессов и смешением этнокультурных групп».

Наша позиция в этом вопросе проста, ясна и понятна. Смерть настигла и «зафиксировала» представителей скифской цивилизации практически мгновенно в тех местах и позах, в которых они находились на тот момент.

Ниже, в качестве примеров этого разнообразия, приведены зарисовки одиночных (Рис. 22) и фотографии семейных (Рис.23) «захоронений». Мы не будем их комментировать, они говорят сами за себя.

Рис. 22. Примеры различных поз в одиночных захоронениях  - a, b, d; «диагональное» захоронение - с.
Рис. 22. Примеры различных поз в одиночных захоронениях - a, b, d; «диагональное» захоронение - с.
Рис. 23. Семейные погребения.
Рис. 23. Семейные погребения.

Теперь про детские погребения. Для более полного информирования читателей, и с целью подчеркнуть абсурдность предполагаемых «похоронных церемониалов», ниже приведены выдержки из статьи Д.И. Ражева и А.В. Епимахова [14], касающиеся феномена детских погребений:

«Некрополи, в которых детские погребения составляют около 2/3, впервые появляются и получают широкое распространение именно на рубеже средней и поздней бронзы (в рамках восточно-европейской периодизации). Большинство исследованных могильников предшествующих периодов содержат, как правило, не более 35 % детских погребений. В курганных могильниках раннего железного века доля детских погребений также колеблется около этих значений. Вместе с тем есть и некрополи эпохи бронзы с относительно небольшим количеством детских погребений (табл. 2).

-3

В целом же селективный подход лишь обостряет вопрос особенного отношения к умершим детям в культурах андроновского круга, для которых характерно преобладающее количество детских погребений. Существование подобных могильников отмечено и в других культурах эпохи бронзы. Это явление не находит пока приемлемого объяснения.

Очень большая доля погребенных в возрасте до 14 лет не находит убедительного объяснения в рамках палеодемографических построений. По всей вероятности, состав погребальных комплексов рассматриваемых археологических культур не является результатом захоронения всех умерших за определенный временной период, а образуется в процессе привилегированного социального отбора, в сферу действия которого попадало исключительно большое количество детей».

Комментарий к этому будет небольшой. Приведенный процентный состав детей в захоронениях примерно соответствует обычному соотношению детей в различных человеческих социумах. Так, у нас, в России, дети до 18 лет составляют 26% от числа взрослых до 55 лет (считается, что дольше 55 лет скифы не жили). В африканских странах намного больше. Так что статистика сопоставима.

Случаи массовых погребений показаны на примере раскопок Семилукского городища из статьи Ю.Д. Разуваева [15]:

«…Среди жилых и хозяйственных сооружений скифского времени были выявлены коллективные и одиночные захоронения детей и взрослых, часто сопровождавшиеся разрозненными частями человеческих скелетов (рис. 1, 2; 2). В одном из строительных котлованов, необычном по форме, встречены скопления костей людей и животных. Отдельные человеческие кости залегали в слое и в шести хозяйственных ямах. По поводу интерпретации массовых погребений единой точки зрения нет. Согласно одной теории, захоронения совершены в соответствии с неординарной похоронной практикой оседлого лесостепного населения, применявшейся в случае специфичных обстоятельств смерти соплеменников. По другой версии это случайное явление, результат спешного (без соблюдения, либо с сокращением ритуальных предписаний) погребения людей, погибших в военном столкновении.

Рис. 2. Погребения в ямах (1–5) и в котловане постройки (6): 1 – № 4, 2 – № 6, 3 – № 9, 4 – № 10, 5 – № 15, 6 – № 7
Рис. 2. Погребения в ямах (1–5) и в котловане постройки (6): 1 – № 4, 2 – № 6, 3 – № 9, 4 – № 10, 5 – № 15, 6 – № 7

…Феномен семилукских захоронений невозможно понять вне контекста скифоидных древностей всей днепро-донской лесостепи. Сейчас известно более 40 городищ и поселений, на которых обнаружены человеческие останки. В нескольких случаях это были захоронения детей и взрослых в жилищах и хозяйственных ямах. Довольно много (порядка 30) памятников, в строительных сооружениях и в слое которых встречены отдельные человеческие кости. Нередко это были черепа, находимые в жилищах, при жертвенниках, в составе скоплений костей животных, фрагментов керамики и других материалов, имевших явно культовое назначение. Чаще всего антропологические остатки представлены на поселениях обломками черепов и частями посткраниального скелета (изредка в сочленении, иногда раздробленных) в заполнении строительных котлованов, в насыпях зольников, в культурном слое.

Данные находки исследователи интерпретировали как последствия военных конфликтов, как свидетельства человеческих жертвоприношений, а нередко, как проявления андрофаги. Однако все эти суждения относятся к разряду умозрительных, поскольку не опираются на необходимую сумму доказательств. Тем самым, их использование в оценке семилукских захоронений малопродуктивно. Более того, анализируемые погребения заставляют по-новому взглянуть на все соответствующие поселенческие материалы, попытаться рассмотреть в них проявления похоронных обрядов.

По основным своим характеристикам (обустройство места захоронения, придание телу определенной позы, наличие погребального инвентаря и заупокойной пищи, применение ритуального костра) семилукские погребения с полными костяками вполне соответствуют статусу могильника, обладающего набором вполне выраженных элементов погребальной обрядности, хотя и неординарной для скифской эпохи. Другое дело – разрозненные останки людей, которые, очевидно, иллюстрируют иную погребальную традицию. Сам набор, состояние и местоположение костных остатков на Семилукском городище предположительно могут быть объяснены наличием обряда выставления трупов. Многочисленные находки разрозненных костей на других памятниках, как будто, подтверждают распространение такого рода похоронной практики по всей скифской лесостепи».

Описанную выше ситуацию можно интерпретировать так. Верхние части построек на городище были смыты водами Потопа. Часть людей осталась лежать в ямах-полуземлянках в контуре (на месте) смытых построек и в таком виде была погребена под слоем осадков. А часть тел смыло, разорвало при переносе на фрагменты и перезахоронило в других местах, часто совместно с останками животных. Здесь сложилась ситуация практически аналогичная описанной нами в разделе про скифские городища в Крыму (см. Часть 3). Это очередное свидетельство масштабности катастрофы.

Сложности интерпретации человеческих захоронений в курганах обусловлена самим сценарием развития событий, инициированных космической катастрофой. Сначала мгновенно наступила смерть, затем, спустя время пришли воды Потопа и «сотворили» то, что мы видим. Но помимо описанных выше случаев, необходимо учитывать, что скифы, до описываемых событий, умирали естественной смертью и их как-то и где-то хоронили. Возможно, что часть захоронений, которые находят при раскопках, относится именно к таким «настоящим» кладбищам. А, возможно, что у них вообще был принят обряд сжигания умерших, так как известны случаи частичной и полной кремации людей в раскопанных курганах и нахождения кремированных останков в урнах. Так что со всем этим надо еще долго и кропотливо разбираться с учетом высказанных в этой статье соображений.

Конские погребения

Нельзя обойти вниманием и это, довольно странное, проявление скифского «похоронного обряда». Конские скелеты довольно часто находят в курганах совместно с человеческими останками, и это еще можно как то обосновать, но встречаются случаи, когда вменяемые объяснения найти очень сложно. Вот самый яркий такой случай, описанный М.И. Артамоновым [16]:

«… Того же типа и знаменитые Ульские курганы, один из которых особенно замечателен многочисленными конскими погребениями. Этот курган отличался громадными размерами: его высота доходила до 15 м. Под насыпью его, в центре, открыты остатки деревянного сооружения с четырьмя столбами по углам, между которыми на длинных сторонах находилось по 6, а на коротких по 4 столба. Вокруг этого сооружения обнаружены кости 8 волов и множества лошадей. Замечательно расположение последних — они лежали группами по 18 голов вокруг одиночных столбов и по 18 голов с каждой стороны стоек, устроенных в виде длинных перекладин на 4 столбах (рис. II).

-5

В раскопанной части кургана обнаружено по 2 стойки и по 6 столбов с каждой из двух сторон центрального сооружения. Возле них находилось 360 скелетов лошадей, не считая тех, которые лежали по сторонам центрального сооружения, и тех, которые, возможно, находятся под нераскопанной частью курганной насыпи. Вполне вероятно, что при устройстве этого погребения стремились воспроизвести в какой-то степени приближения к действительности жилище покойного, вокруг которого в правильном порядке размещались коновязи, остатками которых и являются столбы и стойки с находившимися возле них скелетами лошадей. Кроме того, большое количество скелетов лошадей и кости двух волов и ослов были встречены в насыпи кургана на высоте 5,35 м от материка. Было замечено, что некоторые лошади и здесь лежали вокруг столбов.

Содержимое центрального сооружения в этом кургане было ограблено. В нём нашлась только каменная плита с четырёхугольным отверстием, вероятно, жертвенник. Немногим больше дали и другие курганы, находившиеся в той же группе. В общей сложности здесь было раскопано 9 курганов разной величины, но все они оказались разграбленными. В них были встречены следы деревянного наземного сооружения для человеческого погребения, окруженного скелетами лошадей, но нигде число коней не было столь велико, как в первом и самом большом кургане этой группы».

С позиций захоронения людьми эта ситуация логике не поддается, без привлечения фантастических домыслов. С наших же позиций всё объясняется предельно просто. То центральное сооружение, о котором идет речь, явно не было жилым, а являлось хозяйственным сооружением типа фермы, где люди выращивали или содержали скот. Поэтому в нем ничего ценного не обнаружили. Плита с отверстием, упомянутая выше, это никакой не жертвенник, а скорее всего каменная поилка для скота. А ситуация развивалась так. Первоначально все трупы лошадей лежали на земле, вокруг столбов и стоек, к которым они были привязаны, и где их настигла внезапная смерть от удушья. Когда через несколько дней сюда пришли воды Потопа, отдельные из них успели частично разложиться, разбухнуть и всплыть. Уплыть вместе с потоком им помешали поводки, которыми они были привязаны к кольям. Так они в воде и болтались как поплавки на поводках (длиной 5 м), пока их не погребли под собой осадки. То же самое произошло и в кургане Костромском показанном на Рис. 24, где уровень нахождения скелетов лошадей показан пунктиром.

Рис. 24. План (внизу) и разрез (вверху) кургана Костромской.
Рис. 24. План (внизу) и разрез (вверху) кургана Костромской.

Предметы быта

Несмотря на то, что многие исследователи скифской эпохи акцентируют внимание именно на культовости и обрядности похоронных церемоний, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Но зато в курганных «погребениях» присутствует полный набор предметов предназначенных для обыденной полноценной жизни. Даём слово В.И. Гуляеву [17]:

«Утварь скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быту её создателей и потребителей. В хозяйственных нишах наиболее богатых погребений хранились: посуда для варки (котёл, котелок, крючки для мяса и щипцы) и потребления (блюда, подносы) мяса или бульона (деревянные чаши, иногда с обивками). Отдельный блок составила посуда для питья вина (амфора, черпак, ситечко, канфар или килик, ойнохоя или кувшин), молока или молочной водки (кожаные сосуды, металлические или деревянные открытые сосуды). Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря (лепная керамика, деревянные сосуды), блюда или подносы для мяса и греческая посуда для вина (чернолаковая или бронзовая). Типичный набор утвари рядовых погребений среднескифского периода - лепной горшок и деревянное блюдо или поднос с частью туши барана или коровы с одним-двумя железными ножами».

Человек – живое существо, которое долго без еды и питья обходиться не может, особенно дети. Поэтому вполне естественно, что почти в каждом «захоронении» рядом с останками людей обнаруживаются предметы для приготовления и хранения продуктов питания с остатками пищи (Рис. 25). А так как катастрофа застала степных жителей внезапно, то понятно и разнообразие остатков продуктов питания. У кого что было «на столе», то и осталось. Поэтому вполне понятно нахождение во многих раскопанных курганах остатков еды. Но учёные по-иному интерпретируют эти находки. Вот что пишут С. В. Алексеев и А. А. Инков по этому поводу [18]:

« Рядом с умершим клали разнообразные предметы. Практически всегда с мужчиной клали оружие — колчан или набор стрел. Это было обычное оружие любого скифа, даже простого скотовода, годное для охоты и защиты стад. Рядовых, небогатых воинов сопровождали в иной мир и другие предметы вооружения, а иногда и доспехи, гораздо реже конская упряжь и личные украшения. В женских погребениях находят пряслица и украшения. При теле клали баранину, реже конину или говядину с лопаткой, воткнув в мясо нож и положив на деревянное блюдо — как будто готовя трапезу. Иногда в головах ставили также сосуды с жидкой пищей или питьём. Под головой могла быть «подушка» из травы или деревянная подставка».

Рис. 25. Кухонная утварь в срубе, курган Иссык. (Акишев, 1978).
Рис. 25. Кухонная утварь в срубе, курган Иссык. (Акишев, 1978).

Теперь коснемся вопроса, на чем или в чем лежали раскопанные в скифских курганах человеческие останки. На Рис. 26 приведен вид «погребальной» колоды, в которых, как считается, хоронили умерших. А по нашему представлению скифы в них просто спали. Тогда кроватей еще не было, да и в таких колодах было спать гораздо теплее, не поддувало.

Рис. 26. Сруб с колодой после полной расчистки (Берельский курган). http://www.heritagenet.unesco.kz/kz/content/history/monument/berel/berel_foto1.htm
Рис. 26. Сруб с колодой после полной расчистки (Берельский курган). http://www.heritagenet.unesco.kz/kz/content/history/monument/berel/berel_foto1.htm

На Рис.27 показано схематизированное строение скифского кургана. Здесь скифский вождь вообще изображен лежащим на обычной кровати.

Рис. 27. Могилы-курганы древних скифов.   http://www.antimason.ru/vse-stati/history/nations/skifov/1390-pogrebalnye-ceremonii-skifov.html
Рис. 27. Могилы-курганы древних скифов. http://www.antimason.ru/vse-stati/history/nations/skifov/1390-pogrebalnye-ceremonii-skifov.html

Алексеев и Инков пишут [18]:

«Покойного клали на деревянный настил или, более обычно, на заготовленную подстилку — чаще из тростника, коры, немного реже из ткани, шкур или войлока. Изредка вместо подстилки использовали решётки-носилки, на которых мертвеца укладывали в могилу. Иногда, совсем редко, для умершего сколачивали гроб».

Деревянные колоды характерны для сибирской части скифских территорий, где зимой были сильные морозы. В западной части равнин их обитатели обходились настилами и подстилками, как нам сообщили чуть выше.

А вот некоторые сведения об одежде и оформлении жизненного пространства, о которых нам сообщает Т. Райс [19]:

«Ни в одном из скифских захоронений европейской части степи до недавнего времени не было найдено ни одного полного комплекта одежды, который мог бы показать, как одевались кочевники, однако об этом давали представление сцены из жизни скифов на прекрасных золотых сосудах греческой работы, обнаруженных в самых богатых погребениях. Эти сцены переданы с такой точностью деталей, что с самого начала ученые стали считать их достоверными свидетельствами того времени, указывающими на то, как скифы одевались и как вели себя, а также на то, как они выглядели. Недавние находки в Пазырыке показывают, насколько оправданны были такие предположения в отношении общего покроя и отделки одежды, воспроизведенной на таких предметах, как знаменитая серебряная ваза из воронежских захоронений или электрум из Куль-Оба. В обоих случаях воспроизведенная на сосудах одежда почти идентична реальным образцам, сохранившимся в Пазырыке..

… Жизненные удобства, вероятно, также ценились высоко, так как во всех могилах Пазырыка, исследованных до настоящего времени, стены погребальных камер были обшиты изнутри войлоком, который держался на них при помощи либо медных, либо деревянных гвоздей. Гвозди для подвешивания одежды и других предметов вбивались в стены. В кургане N 2 пол был покрыт черным войлоком. В кургане N 1 стенные драпировки были удивительно замысловатые».

На Рис. 28 приведена зарисовка с описанием предметов, обнаруженных при раскопках уже известного нам кургана Пазырык. При взгляде на неё создается ощущение, что все эти вещи не специально в таком виде уложены для проведения «похоронной церемонии», а это такой «организованный хаос», знакомый многим собственникам дачных домиков на садовых участках. Скорее всего, жители использовали срубы главным образом для ночлега, а все крупные предметы быта размещали в непосредственной близости за пределами строений.

Рис. 28. План «могильной» ямы в кургане Пазырык с описанием находок. (Руденко, 1953).
Рис. 28. План «могильной» ямы в кургане Пазырык с описанием находок. (Руденко, 1953).

Вот ещё несколько интересных наблюдений, сделанных Т. Райс [19]:

«В южной России и Крыму на вершинах некоторых курганов установлены грубые и неуклюжие человеческие фигуры из камня. Как правило, эти фигуры изображают женщин, хотя иногда встречаются и мужские фигуры. Несколько веков назад местные жители называли их «каменными бабами». Первые путешественники ассоциировали эти фигуры с людьми, похороненными в курганах под ними, и некоторые ученые в наши дни в целом склонны соглашаться с этой точкой зрения. И все же изображенные на них одеяния никак не соответствуют ни одному из предметов одежды, найденных в Пазырыке».

«Западный «звериный» стиль, формированию которого способствовали скифы, послужил, в свою очередь, трамплином для скульпторов романского стиля и первых средневековых художников-иллюстраторов, но их искусство, хоть оно и уходило своими корнями глубоко в древние времена, выражало старые доктрины совершенно по-новому. Новый стиль избавился от всего скифского».

Это два дополнительных свидетельства, во-первых, огромного временного разрыва культур, существовавших в этих районах в разное время, между которыми не могло быть никакой преемственности, и, во-вторых, полной смены этнического состава населения этих территорий. Природа «захоронила» скифскую цивилизацию под толстым слоем осадков, а спустя сотни лет, уже на другую, заново сформированную Потопом земную поверхность, пришли и заселили её уже совсем другие люди и поставили на курганах, как наиболее высоких местах, уже свои символы.

Эти наши выводы подтверждаются данными генетиков. По сообщению Агентства РИА Новости:

«Племена древних скифов, впервые приручившие лошадей, не были индоевропейцами и были крайне далеки с генетической точки зрения и от современных жителей Казахстана и России, и от древних обитателей юго-восточной Европы, заявляют генетики в статьях, опубликованной в журналах Science и Nature.

древние скифы и их соседи не имели ничего общего с арийцами и прочими индоевропейцами. Они были потомками первых жителей Евразии, так называемых "северных евразийцев", проникших на территорию азиатских степей примерно 15 тысяч лет назад, во времена оледенения, задолго до появления ямной культуры. Четыре года назад их генетические следы были найдены в костях древних жителей России.

В конце бронзового века, около 4 тысяч лет назад, как показывают обрывки ДНК более поздних жителей Ботая, первые племена древних скифов полностью исчезли, и они были замещены мигрантами уже индоевропейского происхождения с абсолютно другой культурой. Схожие процессы происходили на юге Азии.

По всей видимости, "вторженцы" привезли с собой не только новую культуру, повозки и другие технологические новации, но и своих собственных лошадей, которых они приручили отдельно от охотников-собирателей. Почему это произошло, пока не понятно, но это хорошо объясняет то, почему ботайские скакуны, как недавно выяснили Аутрэм и его коллеги, почти полностью исчезли, выжив только в виде небольшой популяции лошадей Пржевальского».

Это значит, что лошади Пржевальского, это остатки той мамонтовой фауны, сумевшие сохраниться после катастрофы на самом юге территории проживания скифов. А на «4 тысячи лет» не обращайте особого внимания – это опять те «достоверные» радиоуглеродные датировки, о которых мы уже много писали. По нашим данным это произошло, не 4000, а 2700 лет назад.

И, в завершение, еще очень важное заключение сделанное Т. Райс [19]: «…цивилизованный мир того времени совершенно позабыл о них (скифах), и должно было пройти пятнадцать столетий, прежде чем их искусство было открыто заново. Именно благодаря этому искусству им суждено было вновь занять свое место в памяти людей».

А цивилизованный мир тогда сам почти целиком погиб одновременно со скифами!

Использованная литература

13. Скифы и сарматы. Киев, Наукова Думка, 1977. 232 с.

14. Ражев Д.И., Епимахов А.В. Феномен многочисленности детских погребений в могильниках эпохи бронзы. Вестник Археологии, Антропологии и Этнографии. 2005, № 5, с. 107-113.

15. Разуваев Ю.Д. Могильник на Семилукском городище скифского времени в свете новых исследований. Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2015, № 2, с. 98-107.

16. Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.

17. Гуляев В.И. Скифы. Расцвет и падение великого царства. М.:, Новый Акрополь; Алетейа, 2005. 400 с.

18. Алексеев С. В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. М.: Вече, 2010 г., С. 320.

19. Райс Т. Скифы: строители степных пирамид - М.: Центрполиграф, 2003. 223 с.

20. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. // М.-Л.: 1953. 402 с.