Найти в Дзене
ПетрГУ

Первый, первый! ПРИЁМ! ПРИЕМ!

Оглавление

Именно так мы разговариваем, когда берем в руки рацию. Так дети играют в радиоэфир. А те, кто умеет разговаривать по радио, снисходительно улыбаются. Да, как ни странно, по рации нужно уметь разговаривать.

Кто умеет разговаривать по рации? Служащие силовых структур, работники авиа, жд и морского транспорта, сотрудники специализированных организаций.

Зачем в современности рация?

Казалось бы, есть сотовые и интернет, спутники и WiFi везде, но рации до сих пор широко используются, потому что их плюсы очень важны.

1. Скорость передачи сообщения. Нажал кнопку - и говоришь. Очень простое использование в деле, пользователь не очень отвлекается от работы при коммуникации.

2. Отсутствие адресности, ведь сообщение слышат все. Адресаты на него реагируют прямо, остальные остаются также проинформированными.

3. Простота и надежность. В этих сферах это ключевой показатель. Радиотехника при современном уровне развития очень проста, по сравнению с цифровыми средствами связи, и надежна. И в том числе, ремонтопригодна в любых условиях. Настройка устройств тоже очень проста.

4. Стоимость. Чтобы развернуть радиосвязь, нужно выбрать место установки диспетчерской (хотя можно и без неё), обеспечить электропитание, рассчитать зону покрытия и раздать абонентам соответствующие станции (часто копеечные рации). И все. Никаких дорогих интеллектуальных блоков и программ, дорогих антенн, цифровых приемников с платными протоколами передачи, кодировки, патентованными микрокомпонентами и прочим другим, не требуется. Никаких специалистов по настройке. Вернее, их использование целиком зависит от вашего желания и возможностей.

5. Универсальность. Радиосвязь работает везде, в любом лесу, болоте, доме, заводе и тд. Лишь бы было, с кем говорить.

В общем, без классической радиосвязи в современном мире до сих пор не обойтись.

Минусы.

А вот из минусов и возникает то, из-за чего статья называется так забавно.

1. Качество связи. Ограниченный звуковой диапазон приводит к искажениям голоса. Слова разборчивы, но чей голос... Все звучат примерно одинаково. К тому же, качество зависит и от вашего приемника, и от качества передатчика, и от их антенн, и от расстояния, и от рельефа, и от погоды, и тд, и тп.

2. Нет адресности. Исходя из. п.1, возникает проблема в эфире: кто-то что-то сказал, а вот кто, что, и главное - кому, не понятно.

3. Нет дуплекса - это когда нажимаем кнопку "Говорить", и не слышим эфир.

4. Нет архива, записи, логов и прочего оповещения, о том, что именно к вам кто-то обращался в эфире. Все только онлайн.

5. Нельзя говорить разным пользователям одновременно, вместе. Будет очень неразборчиво.

Первый, первый, приём, приём.

И теперь, наконец, объясняем эти фразы. В активном радиоэфире на конкретной частоте (или на одном канале, но суть та же), есть много участников, которые друг друга либо не знают, либо не узнают по голосу. Диспетчера или главного тоже никто не знает. И если все будут говорить, Вася, это ты, Петя ты меня понял, то будет просто хаос и отсутствие коммуникации. Поэтому возникают правила общения на конкретной локации. Они могут меняться, конечно, в разных местах, но суть одна.

1 правило. У всех есть позывной. Кличка или логичное название, но позывные участники эфира знают всех. Вася - Беркут. Вася, но другой - Сокол. Петрович, который прораб - Первый. Петя крановщик - Халк. И так далее.

2 правило. Простой, четкий, но работоспособный порядок построения предложений при нажатии кнопки передачи ("Говорить").

Называем себя. Называем того, к кому обращаемся или уточняем, что обращаемся ко всем. Информация. Снова называем себя и того, к кому обращаемся для тех, кто не сразу понял или услышал. Например, диалог:

- Беркут - Соколу. На 5-й этаж, 3-й подъезд Халк тащит панель 38, принимай бригадой. Беркут - Соколу.
- Сокол - Беркуту. Принял. Сокол - Беркуту

И теперь Вася, но другой, понимает, что его бригада стропальщиков должна

прибежать и принять панель там, куда ее поднимают краном, при этом сварщики и прочие работники, должны оттуда разбежаться. При этом, если кран на площадке всего один, то очень оперативные команды, типа Вира, Майна и СТОЙ, можно просто быстро орать в рацию без всяких позывных, поскольку крановщик Петя Халк их и так поймет.

3 правило. Чистота эфира. Эфир один. От этого никаких лишних включений, разговоров, никаких долгих рассуждений, объяснений, возникать не должно. От этого суровый четкий и понятный язык у профессионалов и вырабатывается.

А где тут приём-приём???

Дело в том, что пока вы говорите, вас только слушают. Сказать вам в ответ никто ничего не может. И кроме последнего обращения (Беркут - Соколу), нет возможности понять, что вы закончили говорить. А если в ваших правилах нет последнего обращения, то вообще не понятно, когда можно вам что-то сказать. Для этого вы сами должны обозначить, что вы переводите свою станцию с передачи на приём словом "Приём". Вот и весь секрет. Кстати, в иностранной версии это слово "Роджер", и за рубежом дети, играя в радиоэфир, болтают "Роджер-роджер", наподобие с нами.

Но современные цифровые рации делают это за нас. Сразу после того, как мы отпускаем кнопку передачи, рация дает в эфир специальный короткий звук, так называемый Роджербип, по которому все понимают, что вы теперь на приёме, и можно говорить вам в ответ.

Роджербип на современной рации

Ну и конечно, человек с рацией все еще смотрится круто. Именно потому, что говорит четко, по делу и профессионально из-за специфики работы и переговоров. В этом и заключается интерес детей. И именно поэтому мы, люди не подготовленные, не знаем, как разговаривать по радио! И звучим так забавно.