Найти в Дзене

Фильм VS Книга. "Дело №21. Без ножа и кастета"

Сегодня отметим самые интересные различия между книжной и телевизионной версиями истории о зарвавшемся управдоме и коммунальных проблемах москвичей конца 80-х. Привет знатокам "ЗнаТоКов". С вами канал об одном из самых популярных телесериалов советской эпохи. 1. Где Томилин? И в фильме, и в повести Знаменский распутывает дело не только со своими друзьями-"знатоками", но и с представителем (О)БХСС. В фильме это неизвестный нам доселе персонаж по фамилии Фролов (Павел Белозёров). В повести же в качестве правой руки Знаменского в "Деле №21..." выступает уже известный читателю/зрителю Томилин (Сергей Гармаш) - он принимал участие в раскрытии хищения и поджога на складе в фильме "Дело №19. Пожар". 2. Любовь расхитителя Достойна внимания и линия отношений Максима Семёновича Мусницкого (Александр Белявский) с Соней Нарзоевой (Лидия Федосеева-Шукшина). По фильму это целая любовная драма, которую можно уловить из диалогов персонажей: когда-то Соня разбила Мусницкому сердце, и он спустя год
Оглавление

Сегодня отметим самые интересные различия между книжной и телевизионной версиями истории о зарвавшемся управдоме и коммунальных проблемах москвичей конца 80-х.

Привет знатокам "ЗнаТоКов". С вами канал об одном из самых популярных телесериалов советской эпохи.

1. Где Томилин?

И в фильме, и в повести Знаменский распутывает дело не только со своими друзьями-"знатоками", но и с представителем (О)БХСС. В фильме это неизвестный нам доселе персонаж по фамилии Фролов (Павел Белозёров).

Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.

В повести же в качестве правой руки Знаменского в "Деле №21..." выступает уже известный читателю/зрителю Томилин (Сергей Гармаш) - он принимал участие в раскрытии хищения и поджога на складе в фильме "Дело №19. Пожар".

Кадр из фильма "Дело № 19. Пожар". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело № 19. Пожар". Скриншот.

2. Любовь расхитителя

Достойна внимания и линия отношений Максима Семёновича Мусницкого (Александр Белявский) с Соней Нарзоевой (Лидия Федосеева-Шукшина).

По фильму это целая любовная драма, которую можно уловить из диалогов персонажей: когда-то Соня разбила Мусницкому сердце, и он спустя годы решил породниться с Нарзоевой хотя бы через их детей.

Но, как многие помнят, на пути красивой, но не очень умной Беллочки (дочери Сони) встретился мошенник Алик и она в срочном порядке выходит за него замуж.

Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.

В книге же всего этого нет. Соня с Максимом Семёновичем - не более, чем друзья и подельники. Более того, никакого "сына Володьки" у книжного Мусницкого тоже нет, только дочь и внук.

Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.

3. Громкий лифт

В фильме есть сцена, где к Мусницкому на приём приходит приезжий с проблемами зрения и просит устроить его переночевать в одну из квартир (которые начальник ДЭЗа ловко сдаёт как собственное жильё, не бесплатно, разумеется). Максим Семёнович не моргнув глазом повышает цену вдвое.

Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.

В литературном варианте другой, но не менее ярко характеризующий Мусницкого сюжет.

"Михаил Аркадьевич! Зачем же вы в общей очереди? – ахает Мусницкий. – Вот образец нашей скромности и демократизма! Чем могу?"

Сразу понятно, что этот человек - важная для Мусницкого фигура. "Фигура" жалуется на то, что его жену раздражает лязг открывающегося и закрывающегося лифта на этаже. И начальник ДЭЗа недолго думая предлагает:

"Вот у меня какая мысль: если кнопку вашего этажа из панели вообще убрать? Придётся, правда, ездить этажом выше. Но, может быть, Анне Андреевне легче спуститься немножко, чем так нервничать?"

Обоих этот вариант устроил. Разумеется, о других соседях никто и не собирался думать.

4. Угрозы Знаменскому

В фильме отказались от сцены, где Знаменский с Томиным фехтуют в спортзале, а Зиночка наблюдает в качестве болельщицы. Там короткий не особо значимый диалог. Но когда Пал Палыч идёт переодеться после фехтования, он замечает в своём пиджаке записку:

"Знаменский, отстань от Мусницкого, пока просят по-хорошему!"

Вместо этого (чтобы показать, что на Знаменского давят), в фильме генерал сообщает, что на Пал Палыча из разных инстанций сыплются доносы.

Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.

5. Хата, музыка, девчонки...

Кое-что ещё зритель не увидит в фильме - как всемогущий Мусницкий водит Соню по квартирам жилфонда, которые он сдаёт любому, способному платить аренду. Соня должна выбрать одну из них для покупки дочери на свадьбу.

А могли бы снять колоритный эпизод с ребятами из "модного ансамбля", где, как выразился Томин, "говорят по-русски, поют с акцентом" и девочками "весёлого поведения". Получилось бы, так сказать, в духе времени.

6. "Чеховское ружьё"

Как там у классика:

"Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, в последнем оно обязательно выстрелит".

В "Деле №21..." такое ружьё - яма возле строения №5, которую на протяжении всей истории не могут закрыть, несмотря на многочисленные жалобы жильцов.

Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №21. Без ножа и кастета". Скриншот.

В фильме это "ружьё" почему-то так и не выстрелило. Чего не скажешь о книге.

Финал, где Мусницкий в панике бежит к яме, так как думает, что в неё упал его горячо любимый внук, только бы усилил фильм. Почему от этого решения отказались создатели телецикла - вопрос.

Спойлерить не будем, кто хочет узнать чем дело кончилось с внуком и самим Мусницким - читайте повесть.

7. Ещё немного расхождений

Из незначительных, но иногда занятных различий можно отметить ещё несколько:

1) при знакомстве с Изабеллой в фильме Алик говорит:

"Вы знаете, сегодня в Доме Кино "Ragtime Band"...Совершенно случайно у меня пропуск на два лица".

В литературном варианте Алик приглашает Изабеллу на концерт Пугачёвой.

2) сцена собрания работников ДЭЗа в фильме расширена и дополнена выступлением Мусницкого (эффектно показано, как Максим Семёнович читает с листа). В книге же собрание упоминается мельком.

3) бывшего зэка Нелидова, снимавшего одну квартиру с Томиным, сыграл актёр невысокого роста (Расми Джабраилов). В повести Лавровых Нелидова называют "громила".

4) в фильме Томин заметив на улице портниху Нарзоевой, понимает, что где-то видел её, но не может вспомнить где именно. Шурик начинает тщательно за ней следить. В книге узнавания портнихи и слежки за ней нет.

Читайте также:

"Фильм VS Книга. "Дело №14. Подпасок с огурцом"

Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное о легендарном сериале.