Зима принесла друзьям новые испытания : заболела Лена , и Сергей каждый день навещал её в клинике . Игорь много работал : уроки в школе, а по выходным репетиторство. Они давно не были у Ивана Егоровича , и старый доктор грустил. По вечерам он брал альбом с фотографиями, открывал наугад страницу...Вот он , Серёжа на крылечке Кедровской школы , с ребятами...Двадцать три года назад...Солнечный сентябрь. Иван Егорович помнит , каким трудным был для них этот месяц. Как-то на школьной пятиминутке он не увидел Сергея, встревожился, с трудом дождался конца планёрки и подошёл к директору.
--Григорий Семёнович, где у нас Сеславин ?
--Позвонил утром ...Не придёт, просил заменить . --Он помолчал и добавил : --Иван Егорович, я очень доволен им. И как математиком , и как завучем...Из-за его больничных я не переживаю. Он быстро наверстает всё, что пропустил...Но ведь жалко парня! Что ж он на нашем деревенском воздухе не окрепнет никак...Может, Вы выпишете ему какие-нибудь витаминчики...
--Обязательно выпишу, --ответил Иван Егорович. А про себя подумал : " Видимо , приступ начался ночью " . --Я к нему пойду...А Вы звоните мне, если буду нужен в школе.
И он пришёл к Сергею , сделал всё необходимое . И не стал оставлять его одного. Устроился в кресле, раскрыл журнал "Научные находки"...Опять здесь статья Андрея Борисовича, он недавно был в Египте...Иван Егорович задумался...Он восхищался профессором Сеславиным как талантливым учёным. И --не понимал как отца! В самом деле : добираться до Египта надо семь часов самолётом , а до их деревни --всего сорок минут электричкой...И тем не менее , Андрей Борисович три раза за год был в Египте и ни разу у Серёжи в Кедровке! Вот Иван непременно бы поехал к Павлику, если бы...Если б было, куда ехать ! " К этой боли невозможно привыкнуть , --подумал доктор, --но я не имею права отчаиваться . Я отвечаю за Сергея". Иван Егорович посмотрел на своего пациента и увидел, что тот не спит, а смотрит на него своими синими глазами .
--Серёжа, папа знает , что ты болен ? --осторожно спросил доктор.
--Нет...К счастью, все мои приступы случались не дома. Папа ничего не знает...
--Надо бы ему сказать...--Сергей молчал , и Иван Егорович продолжил : --Может , мне с ним встретиться и поговорить?
--Не надо! Иван Егорович , он до сих пор тоскует по маме...Стихи мне летом читал : "Бремя любви тяжело, даже если несут его двое. Нашу с тобою любовь ныне несу я один..." Ему будет очень трудно узнать о моей болезни...Папа живёт в прекрасном мире! Там шумят пальмы...Дует горячий ветер Хамсин...Там правят могущественные фараоны...Пусть папа остаётся в Древнем Египте...
Иван Егорович с сомнением покачал головой, но возражать не стал.
Сергей задремал, а доктор опять вернулся к журналу. Через некоторое время Серёжа окликнул его :
--Иван Егорович...
--Что , дружок ?
--Я так рад, что вы рядом...
--Где же должен быть врач, если пациенту плохо ? --спросил несколько смущённый доктор.
--Я не об этом. Я рад, что наши души рядом...Ваша душа...И моя.
--Я тоже этому рад, Серёжа.
Ивану Егоровичу вдруг захотелось рассказать Серёже про Павлика. Доктор вспомнил , как маленький Павлик просил сделать ему из одеяла "сугроб" , забирался туда и лукаво смотрел на отца : " Я не Павлик! Я белый мишка!" Иван Егорович ни с кем в Кедровке не говорил про Павлика, а со своим младшим товарищем он бы поделился...Но... Сказать всё про Павлика он не мог... Сергей боролся с тяжёлой болезнью. И исход этой борьбы был неясен ни самому Сергею, ни доктору...
" Не надо бы ему ночью оставаться одному", --подумал Иван Егорович.
Доктору стало спокойнее, когда в Кедровку приехал Игорь. И Иван Егорович перевернул следующую страницу альбома. Вот она, школьная волейбольная команда . И Игорь , высокий , стройный , в синей олимпийке...Улыбается, а глаза грустные... Таким доктор и увидел его когда-то в школе.
" Славный парень, --подумал тогда Иван Егорович. -- Очень предан Сергею! И дети хорошо его приняли! Но...рядом с Игорем новые люди, красота Среднего Урала...А он ...как будто погружён в себя...Что-то случилось в его прежней городской жизни, и он не может справиться с этим. Вряд ли я ошибаюсь, я сам когда-то таким приехал в Кедровку" .
Однажды они втроём повели пятиклассников в клуб на фильм "Отважный путешественник ". В фильме был эпизод : главный герой спасает кого-то из загадочной морской пучины. Да крупным планом... "Пятаки" были в восторге, а Ивану Егоровичу, который привык совсем к другому кино, сделалось не по себе... Он почувствовал , как Серёжа дотронулся до его руки : " Иван Егорович, вы посмотрите за ними , --и он кивнул на своих пятиклассников. --Я сейчас вернусь..."-- Но прошло полчаса, Сергей не возвращался , и Иван Егорович, бросив взгляд на "пятаков" , которые увлечённо смотрели на экран, вышел из зала. Спустился в фойе. Сергей и Игорь стояли у окна, плечо к плечу. Доктора они не заметили. " Я рядом, мы справимся, --говорил Сергей другу. --Держись". Иван Егорович понял, что друзей надо оставить одних , и вернулся в зал.
Как-то вечером , уходя из школы, он заметил, что в кабинете математики горит свет. Почувствовав уже ставшую привычной тревогу за Серёжу, доктор быстро поднялся в кабинет. Но Сергея там не было . За первой партой сидел Игорь и задумчиво смотрел на пачку тетрадей, которая лежала перед ним. Он сказал доктору :
--Вот хотел Серёжке помочь тетрадки проверить...-- Помолчал и добавил : --Я ведь математик, Иван Егорович. Студент. Мне, конечно, не сравниться с Серёжкой. В университете говорили, что за него боги решают задачи. Но я все сессии на пятёрки сдавал! А сейчас ничего не могу вспомнить. Даже за курс восьмого класса! Стану ли я прежним ? Ответьте мне, пожалуйста...Как врач...
Как врач Иван Егорович ответить на этот вопрос не мог. Он кардиолог, а Игорю нужен был психолог. Но работа в Кедровке приучила доктора к разным ситуациям. Поэтому он сел за парту рядом с Игорем и сказал:
--Игорь Алексеевич, ведь это Ваше состояние ...Имеет причину...
И Игорь рассказал ему про Наташу ...
--Иван Егорович, мы с Серёжей были на том пляже, говорили со свидетелями ...В тот день, когда погибла Наташа, там собралось много народа, были и здоровые, рослые парни...А спасать мальчика кинулась только она...Если б я приехал на день раньше, всего на один день...Я мог бы успеть и спасти...
Успеть и спасти...Иван Егорович не отвечал , он только положил руку поверх руки Игоря. Доктор вновь оказался в том тёплом майском дне, когда он мчался по весеннему городу к Павлику...Так в молчании прошло несколько минут. Потом Иван Егорович повернулся к Игорю :
--Послушай меня, дружок, -- доктор перешёл на "ты" , но после рассказа Игоря он и не мог говорить с ним иначе. --Ты ни в чём себя не вини...Как часто мы не успеваем спасти , Игорь...Спасти того, кто нам дорог...Я врач, я знаю... Звучит банально : но обстоятельства иногда сильнее нас. По поводу твоего нынешнего состояния. Мы можем съездить в город к моему товарищу Станиславу Бельскому. Он психиатр , преподает в университете ...И консультирует. Назначит антидепрессанты . Они должны помочь. Но эти лекарства вызывают привыкание...Сможешь ли ты потом без них обходиться? Давай-ка мы подождём месяцок...Если к тебе твои способности не вернутся, подумаем, что делать.
И хорошо, что он уговорил Игоря подождать. В марте заболел Серёжа. И скромный учитель физкультуры поразил всю Кедровку : он блестяще подготовил к сдаче ЕГЭ одиннадцатый класс!
Иван Егорович наблюдал за друзьями : непростая молодость у ребят! Но какая прекрасная дружба! Они продолжают идти в одной связке, как когда-то в горах...И только один человек мог разорвать эту связку.
И доктор перелистнул альбомную страницу.