У меня 24 двоюродных брата и сестры. И всех надо было поздравить с праздниками…
Как я обожаю (это слово возьмите, пожалуйста, в кавычки, дальше будет понятно, по какой причине) новогодние праздники. И не потому, что там подарки, елка и ожидание чуда. Причина совершенно в другом – за неделю «до» моя мама начинает мне напоминать, чтобы я поздравила всех родственников.
Когда-то формат поздравлений предполагал покупку открыток на почте и рассылку этих самых аккуратно подписанных открыточек по всей стране. Делать это надо было заблаговременно, иначе либо открытки разберут (и останутся только страшненькие), либо они просто не успеют дойти до адресата.
Сейчас, казалось бы, жизнь стала проще. Возьми, да отправь открыточку в мессенджер: и красиво, и внимание. Но нет, моя мама – женщина советской закалки, - требует обзвона всех двоюродных и троюродных, с обязательным расспросом о здоровье, детях, внуках, и прочих жизненных радостях.
Станет понятнее причина моей специфичной любви, когда читатель узнает, что у моей мамы четыре сестры и два брата, в семье папы двое братьев и сестра. Математика довольно непростая, но сразу напишу результат – у меня 24 двоюродных брата и сестры. Все они живы и здоровы, у кого-то уже есть свои дети и даже внуки.
У мамы есть замечательный блокнот, где записаны эти прекрасные люди, кто и кому приходится и когда у них дни рождения. Ладно, с днями рождения проще – они хотя бы разнесены в течение года. А вот новогодние праздники превращаются в особенное веселье, когда мне требуется 2-3 дня, чтобы всех их обзвонить и поздравить.
Кто-то лаконичен и звонок занимает несколько минут, но в большинстве мне пересказывается целая череда малозначительных (по крайней мере, для меня) событий, которые я еще должна запомнить, чтобы потом пересказать моей маме. Сама она не звонит, говорит, что слух уже не очень, да и о чем ей с молодежью говорить.
Нет, все же с открытками по почте было проще. Да и интереснее как-то. Идешь, выбираешь, да времени уходит тоже не мало, но у меня до сих пор хранятся поздравительные открытки. Они вызывают такое теплое ностальгическое чувство.
Да и праздники были другие, у родителей были дружные семьи, все собирались за одним столом, съезжались со всех концов страны. Но там и понятно, родные все же люди.
Потом, конечно, каждый создавал свою семью, дети рождались. В моих воспоминаниях Толик и Славка - сыновья старшей мамины сестры – были еще подростками, но мне казались очень взрослыми, они часто приезжали в наши края летом, и я ждала это время как какое-то особенное, с ними было интересно играть, слушать их рассказы про Москву.
Но это все осталось где-то в детстве. С двоюродными браться и сестрами я не виделась, как сейчас сказали бы «очно», много лет. Честно, думаю, если бы встретились на улице, то я бы даже не узнала. Переписка в соцсетях есть, но она редкая, и с каждым годом приобретает все более формальный характер.
Про троюродных я вообще не знаю, что сказать. Всегда считала, что «это уже седьмая вода на киселе». Ну какие родственные связи? Это же получается, что вот дети нас, которые двоюродные, они стали троюродными братьями и сестрами. Подсчитывать уже не берусь, но там счет на десятки – это точно. Вряд ли кто-то из моих детей горит желанием налаживать тесные родственные связи с троюродными братьями и сестрами.
У меня есть младшая родная сестра. Ее участь обзвона всех и вся в новогодние праздники миновала. Мама живет со мной, да и Лена младше меня на 10 лет, ей немного за тридцать, и она совершенно не понимает, что это за тема с обязательными поздравлениями двоюродных братьев и сестер.
Ладно еще бы жили где-то поблизости, а то ближайшие за 200 километров. Да и занимаются они там фермерским хозяйством в деревне. Интересы, далекие от моих. Наши телефонные поздравления пару раз в год сводятся к короткому монотонному диалогу «Привет, с новым годом, с новым счастьем, как вы? Все нормально. Ну пока».
Моя подруга университетская для меня ближе их всех вместе взятых. Нам всегда есть о чем поговорить, мы часто видимся, у нас дети практически одного возраста. А здесь… Мама у меня уже в возрасте, сентиментальная, конечно. Жалко ее расстраивать, да и перечить не вижу смысла. Но у меня на самом деле уходить уйма времени на эти обзвоны.
Как-то я спросила у нее про ее двоюродных и троюродных братьев и сестер. И она их не вспомнила практически. Какими-то отрывками из детских воспоминаний или рассказов моей бабушки. Обоснование простое – самих был много, времена тяжелые, не до поздравлений и встреч, а потом повзрослели и как-то растерялись все.
В один из очередных «созвонов» мне захотелось попробовать организовать встречи, что-то наподобие путешествий по разным городам нашей страны. Но как-то энтузиазма особенного ни от кого не почувствовала. Я понимаю, что у каждого своя семья, свои родные братья и сестры.
Но в некоторых городах мне все же удалось побывать и встретиться, например со Славкой и Толиком в Москве. У обоих по трое детей, уже внуки есть. Им обоим уже за пятьдесят. Мы вспоминали детство, летние каникулы.
Приблизительно такие же эмоции я испытала на встрече выпускников лет пять назад, когда мы решили организовать мероприятие. Приехали почти все, было здорово, но потом мы снова разъехались и перевернулась очередная страница жизни.
Есть случаи, когда двоюродные и троюродные братья и сестры очень дружны и близки, но я считаю, что для этого должны быть созданы какие-то подходящие условия – жить близко, выстроить доверительные отношения, иметь детей одного возраста, вместе работать. В моем случае такое невозможно, да я и не стремлюсь.
Кстати, инициатива чаще всего исходит от меня, на мой день рождения я, конечно, тоже получаю поздравления, но не более половины моих двоюродных братьев и сестер мне звонят в этот день.
Может быть, в маленьких семьях подобные родственные связи более тесные и поддерживаются традициями. Но в целом могу сказать, что двоюродные братья и сестры – это уже не такое близкое родство, я даже их имена иногда путаю, а с троюродными даже знакома не со всеми.