2 февраля 1904 года родился знаменитый советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Не знаю как сейчас, а во времена моего детства и юности его знали все.
Чкалов был моим первым Героем, первым реально существовавшим героем, которого я узнала после чтения художественной повести о военных летчиках. Про него я раскопала на полках школьной библиотеки документальный сборник рассказов и воспоминаний с мутными, в растровых точках газетной печати, фотографиями и взяла читать. Книга была совсем не художественная, документально-публицистическая, но тем не менее, мне понравилась. Скорее, даже не книга - впечатлили сами факты биографии. Или просто потому, что она была первой для неискушенного читателя )
Постепенно пополнялась моя подборка книг об авиации, о первых Героях, о времени рекордов.
Все букинистические книги на этой фотографии написаны летчиками. Все четыре автора - Герои Советского Союза. Трое - участники описываемых событий, один - заслуженный летчик-испытатель.
Марк Галлай, летчик-испытатель, стал для меня героем и авторитетом уже в юности. Тонкая биографическая книжка про Чкалова появилась много позже других, очень полюбившихся и ставших значимыми его книг, прочитанных раньше. Сегодня же именно она становится первой в тематической подборке.
Несколько лет назад мне довелось побывать в издательстве "Речь" и в "мозговом центре" - кабинете директора и его заместителя поверх одной из стопок букинистических книг, громоздящихся на столах, лежала как раз эта книжка.
- О, Галлай! - обрадовалась я, - Переиздавать будете?
Но они оба покачали головой - нет, вряд ли книга будет пользоваться спросом.
Я загрустила, хоть и понимала - да, не так много найдется желающих ее купить. Но теперь, когда вдруг стали, как грибы после дождя, появляться "познавательные" книги с убогонькими иллюстрациями художниц, ни разу в жизни не то что не стоявших рядом с "боевыми" самолетами, пахнущими бензином и маслом, но даже их фотографии толком не разглядевших, когда для биографий используются высосанные из пальца описания и корявые метафоры, я начинаю тихо звереть. В одной из книг про Чкалова написано, что "он родился с самолетом в сердце". Вот прямо так - в 1904 году? С неуклюжей реечно-полотняной этажеркой, надо полагать? Ведь других на тот момент еще не существовало. И первый самолет он увидел в 15 лет.
"Он сочинял фигуры высшего пилотажа как стихи" "Мать-мать-мать,- привычно откликнулось эхо,"- ничего другого не может по этому поводу всплыть в моей голове.
И поэтому старая букинистика, написанная самими участниками этих событий и их собратьями по профессии, которые точно знают что говорят, с иллюстрациями, выполненными профессиональными книжными графиками, понимающими и знающими не только изображаемую "матчасть", но и дух времени, не просто не утрачивает своей актуальности, но каждая тонкая книжечка становится важным артефактом, который я не променяю на слепленные наспех новоделы.
Конечно, кратко и с некоторыми идеологическими дополнениями Галлай рассказывает биографию Чкалова, попутно касаясь рассказа о профессии летчика вообще и летчика-испытателя в частности. Не обходит и "сомнительных" фактов нарушений летной дисциплины, рассуждая о риске и мастерстве пилотирования. И конечно пишет о рекордных перелетах. Мне не очень нравилась эта книга раньше, ведь Галлай умеет писать куда более живо и художественно, с юмором и детальными описаниями. Эта же книжица написана, скорее, журналистским стилем с вкраплением типично официальных абзацев в духе газетных передовиц. Но это оказалось более достойным чтением, чем измышления писателей нового поколения.
Длиннокрылый АНТ-25 в школьные годы казался самой изящной машиной. Везде печатались черно-белые фотографии, и только в детской книжке Александра Белякова - штурмана чкаловского экипажа, которую купила уже взрослой, на иллюстрациях Владимира Юдина я увидела краснокрылый рекордный самолет.
Автор книги "Первые перелеты через Ледовитый океан" Георгий Байдуков - второй пилот в экипаже Чкалова. Летчик-испытатель, Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден)
В ней о перелетах рассказывается подробней, чем в книжке Белякова - что, как, почему, как готовились, как летели, на какой высоте, куда отклонялись от курса, как боролись с обледенением, какие неполадки случались, как выходили из положения, как меняли друг друга и о чем разговаривали. Читать сейчас вдруг оказалось гораздо интересней, чем в детстве ))
Несмотря на мои резкие слова в адрес новых книг популярного нынче жанра нон-фикшн, среди них встречаются и достойные экземпляры. Современные новые книги по оформлению и качеству полиграфии, разумеется, превосходят старые издания - глянцевые броские обложки, яркие цвета, четкие контуры сразу привлекают внимание.
Рекорды Чкалова и Громова. Через полюс - в Америку Вадима Худякова по содержанию уступает показанным выше книгам. Но в целом книга нисколько не проигрывает.
Она не художественная - научпоп, и это оправдывает краткость текста. Кое-где он показался мне "рыхловатым", но у меня на авиационных книгах давно набит глаз, и возможно просто завышена планка требований. Тема и обширный фактический материал позволяют включить в повествование много интересных подробностей, хотя имеются мелкие неточности.
О самих летчиках рассказано скуповато, в центре - линия соперничества между командирами экипажей. Нет, никаких преувеличений, намеренных обострений - просто говорится, что оно имело место быть. Оно действительно имело место.
Очень хороши иллюстрации Анны Михайловой - четкие, сильные линии, прорисовка контуров, портретное сходство, детали снаряжения, цвет. Очень понравились! Вообще понравился макет книги - удобно скомпонованный материал, и при большой насыщенности изображениями, тем не менее страницы не кажутся перегруженными.
Форзац сразу привлекает внимание! Мне кажется, что открыв его, книгу уже невозможно выпустить из рук, не прочитав и не купив )) Подчеркнутая документальность, выдержанность цветовой гаммы подкупают )
Исключительно из-за одного разворота с Чкаловым и рекордным краснокрылым АНТ-25 над Арктикой я взяла для показа дошколятам Историю самолетов из серии Мулле Мек рассказывает.
Его действительно знали ВСЕ. И даже имя Валерий считалось "авиационным". Помню, что когда я пришла заниматься в авиаспортклуб, среди работников планерного звена было четыре Валерия. Я, помнится, очень удивилась и подумала даже "их что, по именам отбирали?" Добил оказавшийся среди этой четверки летчик-инструктор Валерий Павлович ))
Очень надеюсь, что и теперь это имя не будет забыто.
Позаботимся об этом?