Найти в Дзене

Нужна ли аскеза мирянину

На этот вопрос я слышал разные мнения даже от священников. Для начала выясним, что же такое аскеза?

Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение», и др.-греч. ἀσκέω — «упражнять»), или аскети́зм — методика достижения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, через молитву, исполнение трудных обетов, порой включающих самоистязание, умерщвление плоти.(Википедия)

Многие люди в своем понимании аскезы зацикливаются именно на самоистязание и умерщвление плоти, хотя, как видно из определения, это вовсе не обязательная и не главная составляющая аскетической практики.

По большому счету, все люди, ставящие перед собой какие-либо цели, ради их достижения прибегают к самодисциплине и самоограничениям.

Христианин, будь то мирянин, или монах, целью своей полагает стяжание Духа Святого, т.е. духовное самосовершенствование и достижение в конечном итоге обожения и Царства Небесного.

Призывает нас к этому Спаситель наш:«… Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть» (Мф. 5: 48).

И ради достижения этой высочайшей цели христианин упражняется в отречении от грехов, в молитве, в очищении сердца от страстей, в постоянном стремлении к исполнению нравственного закона (заповедей).

Конечно, аскетизм монаха и аскетизм мирянина различны. Монах при постриге дает суровые обеты: послушания (отречения от своеволия), целомудрия (безбрачия) и нестяжания (отказ от личной собственности). В основе этих обетов - отречение от мира.

Мирянин же по определению живет в миру. Однако, без самодисциплины и самоограничений он никогда не достигнет совершенства. Те же добродетели - целомудрие, послушание, нестяжание, только в другом качестве необходимы и мирянину.

Целомудрие, как хранение верности супруге или супругу. Нестяжание, как стремление по мере возможности помогать нуждающимся, творить милостыню. Послушание, как способность исполнять волю старших по возрасту или положению.

-2

И конечно же, возрастание в добродетелях, как для монаха, так и для мирянина невозможно без молитвы. Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фес. 5:16–18).

В заключение нужно сказать, что никакое возрастание в добродетелях ни для монаха, ни для мирянина невозможно без смирения, а оно, в свою очередь, невозможно без самоотвержения.

-3