Повесть знаменитого американского писателя Джона Стейнбека "Жемчужина", по мнению многих читателей, является не самым удачным его творением среди остальных выдающихся произведений. Я читала ее без подобных предубеждений и поэтому считаю, что она наравне с другими достойна нашего внимания.
В прологе Стейнбек пишет:
Возможно, это притча, и каждый видит в ней свой смысл и отражение собственной жизни
И действительно, она не должна восприниматься как реальная история индейской семьи, а, скорее, как размышления автора о значимости человеческой жизни, об алчности людей, и к чему она может привести, а также о том, что ничего не дается даром.
Писатель на протяжении ста страниц рассказывает своему читателю о бедной семье индейцев, живущей в плетеной хижине около моря на колонизированной территории в Калифорнии. Отец семейства Кино (ударение на "и") зарабатывает на хлеб ловлей жемчуга, чтобы обеспечить свою жену Хуану и маленького сына Койотито. Одним утром случается беда - мальчика укусил скорпион, и для его спасения требовался врач (образ зажиточного, буржуазного общества), который за свои услуги требовал денежного вознаграждения, хотя, казалось бы, для врача ничего не должно быть ценнее человеческой жизни.
... ведь болезнь - злейший враг бедняков, хуже которого только голод
Кино, подгоняемый злостью на бедность и страхом за жизнь своего первенца, идет на море, надеясь найти жемчужину, продажа которой способна оплатить лечение сына. И вот, удача! Кино находит "величайшую жемчужину в мире" и понимает, что денег с ее продажи хватит не только на лечение Койотито, но и на обеспечение безбедной жизни всей семьи.
В блеске жемчужины возникали образы всего того, о чем мечталось когда-то Кино и о чем он давно забыл даже думать как о несбыточном
Город, прослышав о великой жемчужине, начинает свою ловлю: на дом семьи по ночам происходят набеги с целью украсть жемчужину. Стоило бы выкинуть жемчужину обратно в море, так говорила Хуана, раз на кону стоит жизнь всей семьи, но сердцем Кино уже овладела алчность, из-за чего он не может отказаться от жемчужины - шанса на лучшую жизнь. Кино убивает вора, который поджег его дом. Дом сгорел, а рядом в кустах лежит труп. Кино и его семье не остается другого выбора, кроме как бежать из поселка в горы и скрываться. За ними по пятам идут следопыты до самых гор, где семья затаилась на ночлег в одной из пещер. Поздно ночью Кино пытается убить своих преследователей, но один из них успевает сделать выстрел. Малыш Койотито погиб. Кино забрал ружье и вместе с Хуаной, которая весь обратный путь несла за спиной окровавленное мертвое тело ребенка, вернулся обратно в индейский поселок.
Недаром говорится, что люди никогда не бывают довольны: даешь им одно, а они просят еще
Вот так, великая надежда превращается в великое горе!
Заключение.
"Не жили красиво - не стоило и начинать" - девиз всех, кто хотел всё и сразу, не оценивания возможных рисков. Цените то, что имеете, и дано вам будет еще больше.
Книжные заметки.
1. В самом начале повести, когда Кино только нашел великую жемчужину, одним из его желаний было купить на эти деньги ружье. Это казалось странным, ведь он - ловец жемчуга, и только этим зарабатывает на жизнь, зачем ему ружье? Оказалось, ружьё было обобщающим образом какой-то жизненной цели человека, а деньги с продажи жемчужины - средством достижения этой цели. Но, как мы уже знаем, Кино получил ружьё ценой жизни своего собственного ребенка. В данном случае, цель не оправдывает средства (полезно для школьного сочинения).
2. Чтобы отразить, как алчность губит душу человека, Стейнбек меняет облик жемчужины: сначала она была крупная, совершенная, излучающая серебристый свет, в ней отражались надежды и мечты, а потом она "стала уродливой и серой, как злокачественный нарост".