Найти тему
Scandi books

Почему роман «Обладать» А. Байетт важно прочитать? |Обзор

Кто же мы: дотошные исследователи или простодушные читатели? 🧐vs🥰

Как отразить красоту мира? Что такое обладание красотой? Такими вопросами задаёшься, когда читаешь роман «Обладать» английской писательницы, учёного и профессора А. Байетт, которая со всей отдачей, ответственностью
и вниманием к деталям раскрыла читателям главную тему своего романа
– чувства, мысли, нерешительность и страхи героев, и показала сложный механизм человеческого восприятия и мироустройства.

А. Байетт (1936—2023гг.)
А. Байетт (1936—2023гг.)

Что исследователи находят в романе?🔍 В основном анализируются образы героев, красочность и полнота языка, метафоры, эпитеты, аллюзии и всевозможные сравнения, отсылки к классическим произведениям (Греция в лице Гомера, средневековые отсылки к рыцарям круглого стола короля Артура и т.д).

Постмодернизм🤔 Почему для некоторых роман кажется запутанным и сложным? А для других восхитительным? Роман «Обладать» – это постмодернизм? Думаю, не всё так просто. С одной стороны, да, так как он сочетает в себе различные литературные жанры и в целом похож на ризому
(Ж. Делёз и Ф.-П. Гваттари). Мы можем увидеть:
множественное цитирование, интертекстуальность, аллюзии, фрагментарность и нелинейность в повествовании. Но с другой стороны, читая роман, ты получаешь единую картину и композицию истории, все необходимые части сюжета сплетены в одно полотно. Взаимосвязанность событий и образов, многоплановость создают определённый нарратив. И в этом проявляется комплексная работа автора над текстом.

Зачарованный Мерлин. 1877 г. Э. Бёрн-Джонс
Зачарованный Мерлин. 1877 г. Э. Бёрн-Джонс

Босх и отсылки на скандинавскую мифологию. В процессе чтения романа возникает ощущение, что это текст в тексте, когда за всем, что видишь, скрываются микро-детали. Это как смотреть на картины Босха, нет-нет, да найдешь что-то новое, чего не ожидаешь. Например, книги, ягоды, совы, утки и Босх его знает, чего ещё!

Сад земных наслаждений. 1500—1510 гг. И. Босх
Сад земных наслаждений. 1500—1510 гг. И. Босх

Так и в романе «Обладать». Вроде читаешь письма Р. Падуба и К. Ла Мотт, а получаешь вместо «милой переписки» целое путешествие по культурным эпохам и, в особенности, по мифологии разных народов. Да ещё и каждый образ что-то символизирует. Часто встречаются отсылки на скандинавскую мифологию (а именно, Старшая и Младшая Эдда, поэма «Рагнарёк, Гибель богов»): мифы про Одина, про появление древа Иггдрасиль, про борьбу богов, Асгард, Мидгард и Утгард, и т.д.

И это не всё! Если покопаться и рассмотреть имена героев, скажем, фамилию Падуб, в оригинале это Ash, то это отошлёт нас к переводу данной фамилии как «ясень, пепел». Смекаете? Это не просто ясень, а Мировое древо Иггдрасиль, судьба и жизнь, соединение неба, земли и подземного мира. Вот тебе и микродетализация, загадки, которыми А. Байетт наполнила свой роман. Получается, что роман разделён на несколько временных интервалов: время героев (Р. Падуб и К. Ла Мотт) и время людей (Роланд и Мод). И каждый из героев романа пытается пробраться за возведённые временем могучие бастионы и прикоснуться к ушедшим пыльным эпохам, «услышать голоса героев» через отдалённо знакомые мотивы, песенность и напевы из легенд и поэм, «где мир такой необъятный и путь ведёт в бесконечность времён».

Прерафаэлиты. Сон наяву. 1880 г. Д.Г. Россетти
Прерафаэлиты. Сон наяву. 1880 г. Д.Г. Россетти

За всеми хитрыми авторскими сплетениями смыслов скрывается история о любви с небольшой детективной составляющей. Есть две группы героев 👩🏻‍🦳👱🏻‍♂️

  1. Это современные герои-филологи, Роланд – молодой человек-аспирант, который находится в поисках себя и одновременно поглощен исследованием такой авторитетной личности Викторианской эпохи как Рандольф Падуб и Мод Бейли – исследовательница поэтического наследия Кристабель Ла Мотт.
  2. Выдуманные автором поэт и поэтесса – те самые Рандольф Падуб и Кристабель Ла Мотт.

Однажды Роланд нашел записи Падуба, которые ещё никем не были исследованы 📖 С этого момента начинается выяснение, что скрывает Р. Падуб, и как он связан с Ла Мот. Мы будем разгадывать главную тайну этих без ума влюблённых друг в друга поэта и поэтессу, а также смотреть, какие испытания проходят Роланд и Мод ради того, чтобы расплести клубок недоговоренности между известными деятелями прошлого. И всё это под флёром драматического, трагического и рокового стечения обстоятельств. То, каким в конце становится Роланд – это преображение души и успешный поиск себя через ряд проживаемых испытаний и трудностей. Причём отмечу, что особое внимание при чтении романа стоит обратить на сказку про юного рыцаря и трёх сестёр (кстати эту сказу любят психоаналитики). Именно эта сказка-сновидение становится для Роланда открытием внутренней силы и своего поэтического гения. Он единственный, кто смог проникнуть «за бастион» и «услышать голоса эпох, голоса Р. Падуба и К. Ла Мотт». Завершение истории лаконично, подводится черта всех приключений Роланда и Мод.

«Обладать». Каждый из героев стремиться обладать чем-то уникальным. Кто-то материальным – как М. Собрайл, одержимый скупкой наследия Р. Падуба. А кто-то сокровенным и духовным – как Роланд и Мод. Для меня было важно отследить то, что человек действительно хочет обладать чем-то важным и уникальным, как будто закрепляя тем самым свою повседневность и жизнь, что обладание знанием или вещью способно дать осознанность мыслям и чувствам.

-5

Что в итоге? Роман «Обладать» – синтез жанров, здесь есть скандинавский эпос в сочетании с английской литературной традицией. Но всё же это именно английский роман. Здесь можно найти и сказки, и стихи, и поэму, и балладу. Поражаешься тому, как А. Байетт удалось всё соединить в единый текст и увлекательное повествование. А. Байетт завлекает очаровательным слогом и многогранностью, многослойностью повествования. Поэтому настоятельно рекомендую роман «Обладать» А. Байетт к прочтению! От истории можно получить как эстетическое, так и психологическое удовольствие, потому что проникаешься судьбами героев, их мыслями и взглядами. И возвращаясь к изначальному вопросу: кто же мы? Думаю, что, читая роман «Обладать», важно быть и дотошным исследователем, и простодушным наблюдателем с открытым сознанием, чтобы полностью ощутить поэтику романа, расшифровать и понять тайну его смыслов ❤️✨