На сегодняшний день, мемориал Освенцима является символом памяти и предостережения нашей цивилизации. Этот исторический комплекс, вмещающий в себя бывший нацистский концлагерь, стал местом, где миллионы людей, в том числе представители еврейского народа, были подвергнуты непредставимым страданиям и погибли во время Второй мировой войны.
Мемориал Освенцима не только посвящен памяти жертв Холокоста, но и напоминает нам о важности борьбы с нетерпимостью, национализмом и нарушением прав человека. Каждая экспозиция и каждый фрагмент концлагеря аккуратно сохранены и выставлены с целью поддерживать бдительность, чтобы исключить повторение таких ужасных событий в будущем.
Кроме того, мемориал Освенцима является многоязычным и многокультурным. Он привлекает посетителей со всех уголков мира и служит платформой для глобальных обсуждений о важности сохранения памяти о Холокосте и необходимости противостоять проявлениям нетерпимости и дискриминации в современном обществе.
Павел Савицкий, 42 года, провел последние 16 лет, работая в одном из самых депрессивных мест на земле.
Савицкий, который раньше был журналистом, отвечает за аккаунты мемориала и музея в социальных сетях, он также проводит экскурсии и берет интервью у выживших. Мы спросили его, что он думает о людях, которые делают селфи на этом месте, почему мемориал избегает TikTok и как он поступает с отрицателями Холокоста.
Сколько неонацистских комментариев вам приходится читать в течение обычного рабочего дня?
Павел Савицкий: Каждый день тысячи людей посещают мемориал Освенцима, и у нас более двух миллионов подписчиков [на всех социальных платформах]. Очень немногие ведут себя неуважительно в Интернете или при посещении нас.
Ежедневно в Интернете появляется около 5000 новых комментариев, и я читаю каждый из них. Лишь немногие из них являются неонацистами или антисемитами. За последние 24 часа я сообщил и заблокировал двух отрицателей Холокоста. В обычный день я блокирую от пяти до 20 аккаунтов. Это не только нацисты, но зачастую и боты, просящие деньги или желание с ними познакомиться.
Прежде всего, я всегда замечаю, насколько обычно положительные комментарии. Люди часто просто комментируют смайлами, например сердечками. Это небольшие жесты, но они показывают, что людей по-прежнему глубоко волнует судьба людей в Освенциме.
Все ли так хорошо себя ведут, когда приходят в гости?
Большинство из них так и делают. Но каждый год к нам приезжает очень много людей. В 2019 году его посетило 2,3 миллиона человек. Учитывая такое большое количество людей, неудивительно, что некоторые из них ведут себя неадекватно.
Иногда посетителям просто не хватает знаний об истории этого места. Некоторые курят и бросают сигареты на пол. Но когда я говорю им не курить, они бросают. Несколько лет назад некоторые посетители разместили фотографии, на которых они балансируют на железнодорожных путях. Мы публично попросили их не делать такие фотографии, потому что это неуважительно.
Некоторые подростки, посещающие мемориал, не могут или не хотят показать, что этот опыт затронул их, поэтому делают вид, что он их не затрагивает, поскольку в противном случае одноклассники могли бы интерпретировать их горе как слабость. Прежде чем делать поспешные выводы, нужно учесть очень много вещей, и я хочу избежать этого любой ценой.
Что вы думаете о людях, которые позируют или делают селфи во время визита?
Если кто-то публикует селфи с глубокомысленной и уважительной подписью, я думаю, это нормально. Селфи — это визуальное выражение нашего времени. Я думаю, вполне нормально, что люди тоже хотят таким образом документировать места, которые они посещают. Но когда я вижу, как посетители дурачатся и корчат рожицы во время фотографирования, я не думаю, что это хорошо. Поэтому я напоминаю им, где они находятся.
С другой стороны, есть и посетители, которые делают профессиональные фотографии на дорогие фотоаппараты, а затем пишут неуместную подпись. Когда я вижу эти сообщения, я жалуюсь на них. В Инстаграме более 500 000 фотографий под хештегом #Освенцим. Большинство из них очень уважительны и показывают, что посетители действительно интересуются этим местом. Я вообще считаю, что это хорошо, когда делятся фотографиями Освенцима, и я часто использую их для лекций.
Есть ли какие-нибудь истории, которые действительно выделяются?
Однажды я опубликовал фотографию молодого человека, погибшего в Освенциме. На куртке у него был значок испанского футбольного клуба «Реал Сосьедад». Я не заметил, но наши подписчики заметили. Люди начали проводить исследования, и в конце концов мне рассказали, что в 1920-х годах в Праге существовал футбольный клуб немецких евреев. Клуб поехал играть с Сан-Себастьяном, а на ответный матч игроки Сан-Себастьяна посетили Прагу, где молодой человек, должно быть, получил значок. Это не безумно эмоционально, но я думаю, здорово видеть, какую приверженность и интерес проявляют наши последователи, и как с их помощью мы можем разгадывать все больше и больше истории.
Какой пост был для вас самым успешным?
К 75-й годовщине освобождения Освенцима я планировал преодолеть отметку в 750 000 подписчиков на X [ранее известном как Twitter]. Мы призвали людей следить за мемориальным аккаунтом Освенцима, и известные актеры, такие как Иарк Хэмилл, сыгравший Люка Скайуокера, поделились нашим аккаунтом. Невероятное количество людей присоединилось, и в итоге у нас появилось более миллиона подписчиков. Опять же, было здорово видеть, как люди могут вместе создать что-то такое прекрасное.
Насколько ваша работа тянет вас эмоционально?
Иногда очень сильно. Каждый день я вижу фотографии убитых людей. Я смотрю на лица детей и младенцев. Я отец двоих сыновей и не могу понять, как можно что-то сделать с такими беззащитными существами.
В сентябре я написал пост, в котором поздравил выжившего Сэма Вайнрайха с его 104-летием. Всего через три дня мне пришлось сообщить нашим подписчикам в новом посте, что он прошел.
Поэтому я часто сталкиваюсь со смертью на многих уровнях. Но для меня также большая честь нести ответственность за сохранение памяти об этих людях. Фактически, каждые два часа я публикую на X фотографию жертвы Освенцима, у которой в этот день должен был быть день рождения.
Какие уроки, по вашему мнению, мы можем извлечь из этого мемориала и перенести в будущее?
Я убежден, что мы должны воспринимать Освенцим как предупреждение для всех нас. Когда я провожу посетителей по мемориалу, многие спрашивают, как немцы могли допустить столько страданий. Вы не можете себе представить, что способны на что-то подобное. Но они не были монстрами. Было бы слишком легко обозначить их таким образом.
Люди, работавшие в Освенциме, весь день сидели в своих офисах, а вечером расходились по домам. Они гладили своих собак, учили детей плавать и здоровались с соседями. Задача состоит в том, чтобы осознать, что даже нормальные люди могут быть способны на ужасные поступки, если они являются частью такой идеологии. Дегуманизация евреев была частью нацистской идеологии; именно поэтому они смогли совершить такие преступления.
Нам необходимо это понять, чтобы в будущем нечто подобное не повторилось. Мемориал Освенцима призван вновь гуманизировать жертв Холокоста и сохранить их истории.