Верующий человек, совершенствуясь на духовном пути, стремится к праведности. Это стремление является основополагающим принципом его жизни и определяет его моральные и этические принципы. Он следует заповедям и нравственным принципам, обозначенным в священном Коране и сунне пророка Мухаммада ﷺ. Погружаясь в сокровенные знания он понимает, что праведность заключается не только в исполнении установленных норм и правил, но и в проявлении терпения, щедрости, а также искренности и доброжелательности к людям.Всевышний в Коране говорит:
لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَالْمَلَائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ وَآتَى الْمَالَ عَلَى حُبِّهِ ذَوِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينَ وَابْنَ السَّبِيلِ وَالسَّائِلِينَ وَفِي الرِّقَابِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَالْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَاهَدُوا وَالصَّابِرِينَ فِي الْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ وَحِينَ الْبَأْسِ أُولَئِكَ الَّذِينَ صَدَقُوا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ
«Праведность (благочестие) состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но праведен (благочестив) тот, кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа), в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» [Коран, 2:177].
Кроме того, мусульманин, освобождаясь от различных духовных болезней и изъянов, старается подвести к праведности и самый главный орган в своем теле – сердце.
Известный своими глубокими познаниями, набожностью и богобоязненностью имам Ан-Навави говорил, что чистота, праведность сердца достигается избавлением от недугов и недостатков. Таких, как злоба, жадность, скупость, высокомерие, а также склонность высмеивать других, желание прославится, хитрость, алчность и т.д. Праведное сердце — это то сердце, которое свободно от различных недугов и всего того, что считается порицаемым. И в таком сердце не бывает ничего кроме любви к Всевышнему Аллаху и страху перед Ним. А величайший исламский богослов и знаток хадисов Хасан Аль-Басри, обращаясь к одному человеку, сказал: «Лечи свое сердце. Ибо это является условием того, чтобы Аллах отвечал на нужды Своих рабов».
К высоким степеням праведности стремились и верные сподвижники пророка Мухаммада ﷺ. Например, всем известный Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Всевышний), верный друг и сподвижник пророк Мухаммада ﷺ, первый праведный халиф и одна из золотых страниц истории ислама. Среди его многочисленных мудрых изречений выделяется следующее: «Праведные рабы Аллаха по своему духовному состоянию делятся на три группы. Для каждой группы характерны три признака. Праведные рабы Аллаха первой группы – это те, которые пребывают в состоянии страха (хауф). Они
1. Всегда скромны.
2. Сколько бы благих дел они ни совершили, им всегда кажется, что этого мало.
3. Они преувеличивают даже небольшие свои ошибки. (Ибо знают, по отношению к кому совершили грех).
Праведные рабы Аллаха второй группы – это обладатели надежды (раджа) в сердце. Они
1. Всеми своими поступками и образом жизни показывают примеры праведных деяний, проявления лучших черт характера и прекрасной нравственности, являясь образцом для верующих.
2. Тратят принадлежащее им на пожертвования ради Аллаха, являясь самыми щедрыми верующими.
3. Всегда доброжелательны к рабам Господа.
Праведные рабы Аллаха третьей группы – это арифы, которые пребывают в состоянии пылкой любви (мухаббат) к Аллаху, поклоняются и служат Ему. Они
1. Жертвуют во имя Аллаха тем, что любят сами.
2. Целью всех их поступков и действий является достижение благосклонности и довольства Аллаха. Поэтому они не придают значения неодобрению и нападкам невежественных людей, их не беспокоит грубость людей, направленная на них.
3. Ради воспитания нафса (эго) они делают то, что трудно для них. Весь образ их жизни, все их поступки – это (неукоснительное) подчинение предписаниям и запретам Аллаха» [Ибн Хаджар аль-Аскалани, Мунаббихат, стр. 94-95].
Да поможет Всевышний нам и нашим близким достичь самых высоких степеней праведности! Да будут приняты Всевышним все наши добрые дела и начинания! Амин.
Мира вам и вашим близким, милости Всевышнего и Его благословения!
Р.Р. Фасхудинов
С БЛАГОСЛОВЕННОЙ ПЯТНИЦЕЙ, УВАЖАЕМЫЕ ЕДИНОВЕРЦЫ!
26 января 202426 янв 2024
5
3 мин