Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Здесь нет ни одной персональной судьбы…». Ко дню рождения поэта, актёра и барда Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980).

 

Почему у Высоцкого столько замечательных песен о войне? Великую Отечественную он, правда, застал: в эвакуации в деревне под Оренбургом, а затем и в родной Москве  - совсем малолеткой. Но воевали отец и дядя, и впоследствии Владимир Семёнович всегда говорил:

«Мы, люди, которые сейчас пишут о войне, которые никогда не воевали, как бы довоёвываем, как бы комплекс вины восполняем».

Еще одной причиной он называл то, что в моменты испытаний проявляется и выходит на поверхность истинная сущность человека, которая в мирное время может быть никому не заметна. В то же время поэт прекрасно понимал, что песни его – современные, написанные для людей, не нюхавших пороху и знающих о войне только по рассказам очевидцев, по книгам или  художественным и документальным фильмам. Но ведь проблемы человеческих взаимоотношений никогда не меняются, преданность, дружба, чувство локтя и надёжность остаются все такими же – в любые времена. 

 «Братские могилы» - первая военная песня Высоцкого... Он исполнил ее под собственный аккомпанемент перед домашними на дне рождения своего отца 22 июня 1963 года. Семён Владимирович Высоцкий - полковник, почетный гражданин чешских городов Праги и Кладно, которые освобождал. Поэт чувствовал, что песне нужна аудитория, что она просто обязана выйти совсем на другой уровень и зажить собственной жизнью.  Два года спустя худсовет Театра на Таганке рассмотрел и одобрил «Братские могилы» для исполнения в спектакле «Павшие и живые» - песню даже пришлось немного переделать для соответствия сценарию. Но в постановку песня так и не вошла  - без объяснения причин. 

Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966
Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966

Может быть, так и осталось бы стихотворение «неозвученным», но вмешался кинематограф – в фильме Виктора Турова «Я родом из детства», где Высокому досталась роль танкиста Володи, несколько строф песни прозвучали в авторском исполнении, а затем, в памятной сцене – в исполнении Марка Бернеса. Владимир Семёнович, собственно, и не возражал:

«Это первая моя военная песня, звучит она в фильме во время возложения венков: суровые лица людей, сухие глаза, которые уже выплакали все слезы, серая каменная стена в только что освобожденном городе и простые могилы около нее. И, наконец, песня, специально написанная для этого момента и прекрасно исполненная Марком Бернесом,— все это создало нужное настроение.  Голос его, если вы помните, принадлежит в основном к военному времени, к послевоенному, и поэтому это оказывало колоссальное действие на слушателей».

Жена режиссера Светлана Турова в общении с прессой рассказывала, что долго не утихали споры на разных уровнях о том, кто все-таки будет исполнять песню для фильма, согласовывалось всё тяжело, режиссёр часто вызывался в известное здание на Лубянской площади. Наконец, решение было принято: как говорится, во избежание конфликтов.

Следует заметить, что в сценарии фильма песня даже не предусматривалась. Но ведь это была киностудия «Беларусьфильм», где к теме войны подход особый. И песни в таких фильмах всегда находятся «на равных с изображением». 

Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966
Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966

По воспоминаниям  супруги Марка Бернеса  Лилии Михайловны ситуация с песней складывалась несколько иначе:  Высоцкий сам пришёл к известному на всю страну певцу и предложил ему на выбор несколько уже готовых песен «Высота», «Звёзды», «Братские могилы» и «Штрафные батальоны». Бернес сразу отметил «Братские могилы», но предложил изменить характерное авторское звучание песни: «Володя, мне нужна мелодия, без этого я петь не могу». Поэт согласился, и впоследствии, начиная свои концерты именно с этой песни, посвящал ее Марку Бернесу.

После выхода фильма «Я родом из детства» на широкий экран в адрес его создателей посыпались письма. Высоцкий вспоминал об одном трагическом  послании от женщины, у которой на ее глазах фашисты расстреляли двоих сыновей – она лишилась памяти, милосердная природа вычеркнула страшный эпизод из её жизни.  С годами память стала понемногу возвращаться, но седая мать никак не могла припомнить место, где произошла казнь, и случайно услышав песню «Братские могилы», наконец, вспомнила. 

У стихотворения, лёгшего в основу песни, имелись варианты, датируемые 1964 годом, в котором были строки, к сожалению, не вошедшие в окончательную версию:

У братских могил ни поклонов не бьют,

Не пишут: родился тогда-то…

Все вместе нашли свой последний приют,

И все — в одну общую дату.

На братских могилах тем памятным днем

Солдаты без криков проклятья

Прощальным салютом кричали о том,

Что в этой могиле их братья.

Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966
Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966

Фильм «Мы родом из детства» в какой-то мере определил дальнейшую судьбу Высоцкого: его имя впервые было указано в титрах как автора текста песен, а вскоре произошло знаковое событие – текст песни опубликовали в журнале «Новые фильмы». Это стихотворение стало единственным, которое Владимир Высоцкий увидел напечатанным…

 

Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966
Кадр из фильма «Я родом из детства». Автор сценария Геннадий Шпаликов, режиссер Виктор Туров. Киностудия «Беларусьфильм», 1966

Братские могилы

На Братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —

Сюда ходят люди покрепче,

На Братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!