Зацепил меня тут один комментарий по поводу певца Шамана. Мол, нет сейчас никакой культуры, а кругом сплошная коммерция. Погодите, а кто сказал, что культура не должна приносить деньги? Тем более, когда мы ведём речь о музыке, то деньги тут играют немаловажную роль. Если исполнитель востребован публикой, то на его концертах сбираются тысячи людей. И наоборот если его песни никому неинтересны, то и играть он будет в пустом зале. Если вообще будет играть. Организаторы себе в убыток работать не станут. Само собой тут можно привести в пример массу исключений вроде дней города, но строго говоря, это отдельный разговор. Нормальный же исполнитель живёт со своих сольных концертов и песен. И дело тут вовсе не в капиталистической модели. Точно так же было и во времена Советского Союза. Вот на эту тему и пообщаемся.
Сейчас гражданку Аллу Борисовну принято ругать, но мы воздержимся от этого соблазна. Тем более речь не о современных реалиях, а о стране, которой больше нет. Тётя ведь не просто так стала звездой. Ей удавалось по всей стране собирать залы. Я вам даже больше скажу. Её пластинки выпускались огромными тиражами и не только тут. К примеру, выпускала она свои диски в Финляндии, а с гастролями ездила в ту же Японию. Это капиталистические страны, но её принимали там. Потому что она делала качественный продукт актуальный в то время. И у меня язык не повернётся назвать её просто так раскрученной.
Раскрутить вообще можно кого угодно, особенно сейчас, но это будет работать лишь на короткой дистанции. Продюсеру это невыгодно. В Советском Союзе продюсеров в привычном понимании не было, но зато были директоры, и они точно умели считать деньги. Потому и смотрели внимательно, собирает ли тот или иной фильм деньги в прокате и как обстоят дела с продажами пластинок у певцов. Все же эти разговоры о том, что деньги не имели значения какая-то современная выдумка. Имели они и тогда значение.
Девяностые годы внесли свои коррективы в культуру, но это не значит, что её не было. Просто она изменилась согласно запросам времени. Я хорошо помню, какие тогда разговоры вело старшее поколение. Мол, на сцене оказываются те, кто не умеют петь и играть. Лилось это в адрес Алёны Апиной, хотя у неё за плечами музыкальное училище по классу фортепиано. Так же говорили о Марине Хлебниковой, но и она имеет музыкальное образование. Там и училище и даже институт в наличии. Собственно клоню я к тому, что даже профессионалы вынуждены были подстраиваться под новые реалии и подстраивались. А куда тут денешься?
Впрочем, в 90-е годы спокойно зарабатывали на культуре и музыканты без образования. Вот вокруг наших рокеров до сих пор иной раз идут споры, хотя о чём тут спорить я не понимаю. Этот жанр уже остался в прошлом и давно расположился где-то между танцевальной музыкой с дискотек и каким-нибудь рейвом. Или кто-то будет отрицать, что Виктор Цой сейчас не является частью нашей культуры?
Все эти «ДДТ» и прочие замечательные коллективы вроде «Сектора газа», тоже приносили деньги. С точки зрения музыки там всё было в полном порядке и их песни слушали тысячи людей по всей стране. Можно сколько угодно ругаться на это, но таковы факты.
Культура меняется постоянно и не может быть статичной. Понятное дело, что спустя полвека большая часть всех этих исполнителей будет забыта, но если уж мы ведём речь об истории, то не получится вычеркнуть из неё массовую популярность ряда исполнителей. И тут придётся признать, что и Вадим Казаченко наша культура, и Егор Летов. Хотя казалось бы это люди из разных вселенных, но культура ведь не однородна. Её ренессанс мы наблюдаем прямо сейчас. Ведь вы наверняка слышали как «Сектор газа» поют песню «Белые розы», а Егор Летов исполняет композицию «Знаешь ли ты?». Всё это делается с помощью программы, но вызывает отклик у людей.
То есть теперь можно смешивать вещи, ещё недавно казавшиеся противоположностью друг другу. И никто не возмущается, как раз наоборот это нравится людям. И да, это тоже приносит доход. Предсказать в какую сторону свернёт наша культура, я не берусь, но тот же Шаман на сегодняшний день является её неотъемлемой частью. Нравится мне это или нет, неважно. Важно, что на этом зарабатывают деньги и аудитория принимает такую культуру.
Та же часть публики, которая не приемлет новшества, всегда может обратиться к старым пластинкам. Благо сейчас всё это есть в свободном доступе. Но вести речь о том, что раньше было лучше я не хочу. Так же всё было и точно так же старшее поколение ругало новую музыку. Теперь мы стали этим старшим поколением.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.