Найти тему
Евгений Трифонов

В Гаити – мятеж, но полиция из Африки спасать гаитян не поедет

Кенийский суд запретил правительству направлять полицейских для борьбы с бандами на Гаити. Судьи заявили, что по законам Кении отправлять полицию за границу нельзя – можно использовать только вооружённые силы, и для миротворческих, но не полицейских операций. Таким образом, просьба ООН послать кенийскую полицию в Гаити реализована не будет.

Что, впрочем, было ожидаемо. Лидер кенийской оппозиции, по запросу которого суд рассмотрел вопрос о посылке полиции, обосновал протест тем, что в самой Кении не решены проблемы безопасности. Удивительно, как это не пришло в голову ни чиновникам ООН, ни самому кенийскому правительству. Понятно, что президент Кении Уильям Руто хотел повысить международный престиж страны, а также рассчитывал на американские и французские деньги, которые Вашингтон и Париж обещали Кении за участие в операции в Гаити. Но всё-таки стоило рассчитать, каковы будут риски, и как отреагирует кенийская общественность.

Пока в списке участников операции остаются Бурунди, Чад, Сенегал, Ямайка и Белиз, но они соглашались послать лишь маленькие, в несколько десятков человек, контингенты, и не собирались нести ответственность за всю операцию. И вряд ли теперь согласятся – ведь главной силой должны были стать кенийцы.

Тем временем в Гаити ситуация резко ухудшилась (когда кажется, что хуже некуда – всегда оказывается, что есть куда). К бесчинствам банд добавился мятеж крупного полицейского формирования: взбунтовались Бригады безопасности охраняемых территорий (BSAP). Это не просто егеря, охраняющие заповедники: в составе BSAP не меньше 2 тыс. бойцов (некоторые источники говорят даже о 4 тыс.). Если учесть, что общая численность полицейских не превышает 10 тыс., это очень серьёзная сила. Прежнюю егерскую службу из 100 человек превратил в сильное военизированное формирование, а потом и возглавил директор Агентства по окружающей среде Жантиль Жозеф.

Странная история с Ги Филиппом – бандитом, экстрадированным в Гаити из США, почему-то отпущенным и призвавшим к «революции», показала, что у командира BSAP и его бойцов есть собственная политическая позиция. Бойцы подразделения открыто, в т.ч. в соцсетях, выражали поддержку Филиппу. Глава государства Ариэль Анри объявил о снятии Жозефа с должности, но об этом оказалось легко объявить, но трудно сделать. Жозеф в посёлке Энче заявил о создании движения «Национальный марш за освобождение страны», и сообщил, что намерен взять под контроль сначала север страны, а затем и столицу Порт-о-Пренс (что понятно: север житница Гаити). Это перекликается с обещаниями Ги Филиппа устроить «революцию»; впрочем, о связях Жозефа с Филиппом говорили уже давно.

Бойцы BSAP начинают «Национальный марш за освобождение страны»
Бойцы BSAP начинают «Национальный марш за освобождение страны»

Бойцы BSAP действительно отправились на север, и попытались захватить посёлок Уанаминте близ границы с Доминиканской республикой. Произошёл бой, в ходе которого полицейский спецназ и пограничники выбили «егерей» из посёлка. Но дело далеко от окончания: большинство гаитийских силовиков сосредоточены в столице, и выделить достаточно сил для борьбы с мятежниками им будет трудно. Тем более, если к ним примкнут бандиты, связанные с Филиппом.

Отряд BSAP входит в Уанаминте
Отряд BSAP входит в Уанаминте

Считалось, что гаитийские власти не могут справиться с преступностью из-за малочисленности силовиков (для контроля на 11-миллионной страной их нужно не 10, а минимум 25 тыс.). Теперь же выяснилось, что правительство не может рассчитывать на одну из сильнейших силовых структур.

Вероятно, что мятежники и банды воспользуются тем, что иностранная помощь властям Гаити не придёт – или, в лучшем случае, прибудет через многие месяцы (ООН придётся искать государства, готовые отправить в Гаити своих полицейских, согласовывать, готовить и т.д.). К тому времени Гаити либо окончательно распадётся на зоны контроля тех или иных преступных группировок, либо власть там захватит самая сильная из них. Например, альянс Жозефа – Филиппа. В любом случае, чем дальше, тем труднее будет её решить.

Проблема Гаити в том, что гаитяне самостоятельно навести порядок в своей стране не в состоянии. Силы ООН, много лет располагавшиеся в стране, не имели мандата на силовые действия – и в итоге ушли, ничего не добившись. Для того, что превратить это несостоявшееся государство в нечто более или менее приличное, необходимо полноценное внешнее управление. Но тут есть другая проблема: никто в мире не желает тратить деньги и силы на Гаити. С экономической и любой другой точки зрения Гаити никому не интересна. Поэтому и международные организации, и государства, способные решить проблему маленькой страны, ограничиваются резолюциями и нереалистическими планами – наподобие посылки кенийских полицейских.