Евграф Степанович Федоров (1853–1919) родился в Оренбурге в семье генерал-майора инженерных войск, который вскоре переехал с семьёй в Петербург. Уже в 5 лет Евграф умел читать, писать и выполнять арифметические действия, а в 10 лет у мальчика проявились математические способности. В 16 лет юноша приступил к работе над своим первым научным трудом «Начало учения о фигурах». В 1873 году Федоров поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию в Петербурге и в этом же году познакомился со своей будущей женой Людмилой Васильевной Панютиной (1851–1936).
Молодые люди обвенчались в 1880 году, и в этом же году у них родился сын Евграф, а ещё через 2 года – дочь Людмила. В 1883 году Федоров окончил Горный институт, где прошёл курсы кристаллографии и минералогии. В 1885 году Федоров работал делопроизводителем и консерватором в Геологическом комитете. В этом году у него родилась дочь Евгения, и был опубликован его фундаментальный труд «Начало учения о фигурах». Летом Федоров был направлен в экспедицию на Северный Урал проводить геологические исследования. Руководил экспедицией и снабжал партию всем необходимым горный инженер Люциан Антонович Лебедзинский, простой и душевный человек, у которого с Федоровым установились дружественные отношения. В экспедиции Федоров снимал виды Урала и привозил негативы домой, где вместе с женой проявлял их и печатал снимки. В благодарность за хлопоты участники экспедиции преподнесли Лебедзинскому альбом с фотографиями.
В мае 1890 года Федоров направился в Никито-Ивдель (теперь Ивдель). В Богословске его радушно встретил управитель Богословского завода 35-летний Пётр Николаевич Фигнер (1855–1916), который предоставил свою просторную квартиру гостю на 2 дня. Фигнер показал Федорову завод, затем отвёз его по железной дороге в Филькино на реке Сосьве, а оттуда – в Турьинские рудники. Богословский округ был полностью телефонизирован и у каждого, кто хоть чем-нибудь здесь заведовал, имелся телефон.
Результатом шести лет исследований Федорова стала составленная им геологическая карта Северного Урала. В 1889 году Федоров изобрел двукружный теодолитный гониометр для угловых измерений кристаллов, а в 1892 году – прибор для оптических исследований кристаллов под микроскопом, за который на Всемирной промышленной выставке в Чикаго была присуждена премия. В 1893 году был выдвинут кандидатом в Академию наук, но не избран. Первой научные заслуги Федорова признала Баварская академия наук, которая избрала его в 1896 году своим членом-корреспондентом.
Невозможность карьерного роста и материальные затруднения вынудили Федорова оставить Геологический комитет и отправиться весной 1894 года в Богословский горный округ на работу по контракту. Главноуправляющий Богословским горным округом Александр Андреевич Ауэрбах (1844–1916) предложил геологу должность руководителя разведочных работ. Вслед за главой семейства на Северный Урал отправилась жена с детьми. По дороге до Верхотурья Людмила Васильевна восхищалась величественной природой – нескончаемым лесом с грандиозными деревьями лиственницы, которые она увидела впервые в жизни. Федоров с восхищением рассказывал о них в Петербурге своему знакомому художнику Ивану Ивановичу Шишкину (1832–1898) и даже давал ему свои фотоснимки для написания картин. Въезжая в Богословск на двух крытых экипажах, о которых её муж заранее побеспокоился, Людмила Васильевна была поражена необычным и каким-то таинственным видом уральских снеговых гор. Федоров встретил жену на почтовой станции, и вместе они отправились в дом управителя завода Петра Николаевича Фигнера. Там они помылись, почистились, отдохнули и пообедали, а затем отправились в Турьинские рудники, где Федоровым предоставили каменный двухэтажный дом. Кроме того, Федорову в личное распоряжение была предоставлена тройка лошадей с тележкой и личный кучер, татарин Вильдан.
В Богословске супруги Федоровы нанесли первый визит главноуправляющему округом. Вот как описала эту встречу Людмила Васильевна:
«К нам вышел высокий, видный, красивый, с седоватой богатой шевелюрой Александр Андреевич Ауэрбах. Мне он очень понравился, у него было какое-то располагающее к себе добродушие, чувствовалась доброта. Он ввёл нас в гостиную, куда вышла к нам его жена, Софья Павловна, высокая полная дама с нездоровым, несколько одутловатым лицом. Мадам Ауэрбах любезно нас приняла, как подобает хозяйке, но это любезность вынужденная, напускная, не от сердца - это чувствовалось».
Семья Ауэрбахов жила в большом двухэтажном каменном доме, который сохранился до наших дней.
С началом своей деятельности в округе, Федоров организовал в Турьинских рудниках первый в России горный музей, на базе которого была создана и работала геологическая служба. В нём была собрана богатая библиотека, имелось два микроскопа с федоровскими универсальными столиками, фотокамера, горные компасы и многое другое. Одна лишь геологическая коллекция состояла из 80 тысяч образцов горных пород. Главным сокровищем музея была огромная карта района в масштабе 1 : 100, состоявшая из 197 планшетных листов. В 1898 году Федоров завёл книгу для посетителей Горного музея и первую запись, как и подобает в таком случае, оставил в ней бывший в это время с визитом пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев (1840–1912).
В шутку Федоров говорил, что в Богословском округе две достопримечательности: геологический музей и больница. Врач Богословского завода Иван Иванович Белавин (1852–1930) был прекрасным доктором, который следил за научными достижениями в медицине и внедрял их в своей деятельности. Его больница была образцовой и блистала чистотой. Часто он приглашал свою жену Наталью Дмитриевну обойти и осмотреть её после уборки.
В Богословске, когда позволяло время, старались развлекаться всеми способами. Мужчины чаще играли в карты. Женщины предпочитали поездки в лес за грибами или ягодами. Иногда устраивались грандиозные пикники, для которых выбирались самые красивые, живописные места. Одним из таких мест была скала Камешек, с которой открывался обширный чудный вид на цепочку Уральских гор и бескрайние леса.
Когда из Петербурга в Турьинские рудники Федоровым доставили их мебель и рояль, дом наполнился уютом. Во время обучения дочери игре на рояле жители селения, слушая музыку, прогуливались по тротуарам взад и вперед, а затем, устав, садились на скамейки, стоявшие по бокам торговой лавки Бурдакова, напротив дома Федоровых, или даже на ступеньки широкого и высокого крыльца.
В 1895 году Федоров получил приглашение на должность профессора геологии в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева). Передав все дела своему 28-летнему помощнику горному инженеру Василию Васильевичу Никитину (1867–1942), Федоров покинул Турьинские рудники.
В Москве учёный организовал свою лабораторию и минералогический кабинет, а летом Федоров возвращался на Северный Урал и вплоть до 1899 года руководил геологическими исследованиями в Богословском округе. 30 августа 1899 года сослуживцы устроили Федорову прощальный обед в музее, которому правление Богословское горного округа присвоило официальное наименование Федоровский геологический музей. Федоров завещал своим современникам и потомкам беречь музей, этот источник света науки в Богословском округе.
Источник: Федорова Л. В. Наши будни, радости и горести: Воспоминания / Сост. и авт. коммент. Доливо-Добровольская Е.М.; Отв. ред.: Шафрановский И.И., Франк-Каменецкий В. А. М.: Наука, 1992