Много лет назад, у меня был автосалон. Открыл я его с другом, он внес первые инвестиции, а на мне был весь бизнес. Параллельно я заканчивал институт, начал работать в крупной ИТ компании, женился. Масштабировать бизнес мы не хотели, но это был хороший пассивный доход.
Поэтому я начал думать, как же мне выйти из операционки, чтобы я занимался автосалоном 1-2 часа в неделю.
Давайте сначала синхронизируемся, что такое операционка в моем понимании.
Это процессы, которые повторяются с определенной регулярностью. День, неделя, месяц, год. И при этом эти процессы направлены на поддержание текущего бизнеса (сохранение дохода), но не развития.
Вообще первое, на мой взгляд, с чем сталкивается любой руководитель, желающий выйти из операционки, ну или как минимум у меня было именно так)))) Это проблема с эго.
Эго, очень важная часть личности любого руководителя и нужно иметь достаточно смелости, в том, чтобы переходя на новый уровень (а выход из операционки это переход на новый уровень управления) победить свое эго.
Проблема заключается в том, что надо допустить, что кто-то сможет справится с тем что раньше делали вы, и “мир не рухнет”. Даже больше, а вдруг у него получится лучше и круче чем у меня? А еще все это увидят…Страшно! Это говорит наше эго.
Чтобы решить этот вопрос, нужно понять, что вам не нужно быть лучшим сотрудником, вам нужно быть лучшим руководителем. Эта мысль в свое время сильно расширило мое создание и позволила мне выйти из операционки.
Второе что нужно понять и принять - это стоимость своего часа. Вы можете взять и посчитать сколько времени вы тратите и сколько в час вы за это получаете. И сравнить с остальной своей деятельностью. Причем цена - это может быть только один из критериев. Еще можно учитывать, ваш интерес, перспективность, удобство и т д. и когда вы посчитаете и сравните вы можете обнаружить, что цена вашего часа получается например 5 000 рублей, но при этом вы занимаетесь тем, что обзваниваете клиентов и заполняете эксель или СРМ. То есть вы сам у себя сотрудник за 200 000 рублей который заполняет эксель, хотя такой сотрудник вам обошелся бы в 40 000 рублей в месяц. Это сильно отрезвляет. Это помогает начать действовать по другому и как следствие получать новые (другие) результаты.
Обратная сторона эго - это страх за качество. Высокая вероятность, что если то что раньше делали вы, начнет делать кто то другой, то он будет делать это хуже чем вы. Будут чесаться руки забрать обратно эти задачи и начать делать самому. Так нельзя. Для выхода из операционки, нужно делегировать и тут нужно контролировать себя и давать людям делать ошибки, учиться и развиваться, давать им качественную обратную связь, учить их лично. Ну и напоминать себе про цену своего часа и то, почему вы делегировали эти задачи и высвободили свое время, например на развитие бизнеса или открытие другого бизнеса или хобби или времени с семьей и т д
Ну и последний пункт это систематизировать все операционные процессы, расписать кто что когда зачем, инструкции регламенты, KPI. Это позволяет снизить порог входа для делегирования и создает простую систему для контроля и мониторинга того что происходит.
В итоге мы наняли девочку, которая тоже была студентка и за 25 000 рублей закрывала все бумажные задачи, а менеджерам в автосалоне добавили новые обязанности по работе с клиентами и связали это с финансовой мотивацией.
В понедельник 1 час и в пятницу 1 час я тратил на то чтобы провести совещание с командой и проконтролировать выполненную работу и помочь с вопросами, которые у них возникли. Таким образом я вышел из операционки за 3 недели.
А какие обязательные техники по выходу из операционке знаете вы?