Трудно сказать, стоит ли любить историю как школьный предмет? Множество ненужных дат, любое событие объясняется не с учётом исторической правды, а с учётом текущего момента. Исторические личности картонные, словно нарисованные дошкольником: «Палка, палка огуречик, вот и вышел человечек»! Родился, крестился, что-то такое сделал. Потом умер. Через два поколения учеников и одно поколение учителей этого деятеля забыли в связи с проклюнувшимся новым гением политики или государственного правления.
Трактовка события не поддаётся никакому научному анализу, они выхватываются из контекста исторического процесса, да и сам исторический процесс излагается строго в рамках подтверждения необходимых сиюминутных действий государственных органов и деятелей. Это если говорить о сегодняшнем дне. Хорошо, что ученики в данный момент давно научились забывать то, что в жизни им не пригодится. «Подписано — и с плеч долой». Сдал ЕГЭ и отвязался от занудливого, никому не нужного предмета. Но вот какая интересная картина складывается. Очень многие считают себя знатоками истории, словно они стояли на Куликовом поле позади Пересвета и советовали ему подпругу подтянуть и клятвенно заверяли богатыря «Ты погибнешь, но Челубея убьёшь». Или нашёптывали Кутузову о необходимости сдать Москву на пожар и разграбление, учитывая сверх гениальные стратегические планы.
История не знает сослагательного наклонения, никто, кроме авторов книг про попаданцах не переписывает историю. Кроме самих историков.
Есть такая страна, Узбекистан называется. Многие про неё знают. В РФ живёт большое количество мигрантов, на работу люди приехали. Кроме этого некоторые пробовали плов, кто-то готовил сам, знают, что узбеки мусульмане и какие-то незначительные детали. Так вот, в Узбекистане есть один герой, за которого любой узбек вам во рту поцарапает, если вы про него что-то плохое скажете. Это Амир Тимур. В школе изучают «Уложение Тимура», хотя историческая достоверность этого документа довольно призрачна. Изучают его биографию с момента рождения и до самой кончины. Перечисляют страны и города, которые он покорил и высчитывают, сколько народу он угробил. Заодно гордятся этим. Говорить о том, что это жестокий завоеватель и бандит нельзя ни в коем случае, он герой! Национальный.
Кто такой Пересвет? Русский монах-воин. Родился предположительно в Брянске. Но следует ответить на вопрос — когда сформировалась русская народность и нация? Не раньше XV-XVI века. Не вдаваясь в дискуссию и подробности, сделаем зарубочку на память — Пересвет житель Брянска, славянин, с этим никто не спорит. А, может быть он чудь? Или весь? Или в нём есть толика татарской крови?
Почему узбеки гордятся Тимуром? Он что, узбек? Во всех источниках написано что его отец из племени барлас из тюрко-монголов, захвативших Центральную Азию. Узбекская нация стала формироваться тогда же, когда и русская. Это повсеместное, мировое явление. Тогда же, когда и французы, англичане, намного позже немцы, или правильнее германцы.
Но стоит только сказать что-то не просто негативное, а слегка критическое, как они дружной толпой кидаются на амбразуру, рвя на себе не только рубахи, но и нижнее бельё. И начинают перечислять его заслуги. Многочисленные. Как-то — стройки века, дипломатические связи, авторитет у западных царей и королей. Те ему письма писали, поздравляли, когда он Баязеда в клетке уморил и над его бедной женой надругался. Деяние, достойное великого полководца.
В учебнике История Узбекской ССР: Учебное пособие для 7-8 классов школ Узбекистана: Перевод с узбекского. Авторы: Гуляев Яхья Гулямович, Набиев Рашид Набиеви .1967 года 94 странички, вместе с титульными листами и оглавлением. С древнейших времён до ВОСР. Как вы думаете, много там места уделено национальному герою Узбекистана Амиру Тимуру? Не думаю.
Но мне могут возразить — такое было жуткое время, нас притесняли, не давали на родном языке разговаривать, а тем более писать о наших героях! Соглашусь. Время было непростое. И опять наши историки, такие бяки! Хотя почему бяки? Во время ВОВ, когда многие жители центральных районов были в эвакуации на территории Казахстана, Западной и восточной Сибири, государствах Центральной Азии было довольно много сделано в плане развития исторической науки. Например, были подготовлены и опубликованы фундаментальные труды на основе многочисленных исторических источников. К.В. Тревер, А.Ю. Якубовский, М.Э. Воронец. История народов Узбекистана. Том 1. С древнейших времён до начала XVI века. // Ташкент: Изд-во АН УзССР. 1950. 474 с.. Для тех, кто уверен, что о Тимуру в Советское время молчали с упорством уснувшей рыбы.
Часть VII. Рост и развитие феодализма в Мавераннахре (в XIV-XV вв.). — 343
Глава I. Тимур и его время. — 345
Глава II. Мавераннахр и Хорасан в эпоху тимуридов (XV в.). — 369
Указатели. — 409
Обратите внимание на страницы — сколько Тимуру и его потомкам в этом сочинении уделяется места. 60 страниц убористого текста. Кстати, для справки, и для тех, кто любит упрекнуть прошлые поколения в предвзятости. В настоящее время мало исторических исследований о величайшем узбекском герое Амире Тимуре. Всё, что есть в Википедии и остальных «исторических исследованиях» взято именно из этого фундаментального труда. Кстати, эту книгу переиздали в 2012 году в издательстве «Научная литература», в Москве. В красивой обложке, на прекрасной бумаге. Для справки букинистический вариант двухтомника стоит 95 тысяч рублей.
Так о чём разговор? О том, что везде и всё можно найти, купить, скачать, прочитать. Но желательно ещё и проанализировать то, что глаза читают. Споры о том, кто умнее, кто узбек, а кто татарин и кто более русский, чем Пересвет, не стоят ничего, кроме потраченного времени и нервов. Главное в истории, это элементы истины, а вот её нужно выковыривать из-под напластования субъективных и очень часто не совсем правильных мнений.
Есть ещё одна категория людей, смешных в своей наивности до изумления. Они пытаются учить историю по историческим романам. Честное слово, я знаю таких. Прочитал книгу Яна «Чингизхан» и считает себя непревзойдённым специалистом не только в истории татаро-монгольского нашествия, но и всей истории его жизни. Конечно, есть путь ещё проще, посмотреть многосерийный фильм на историческую тему. Желательно документальный. Из жизни того же Чингизхана.