Уже десять лет служение священника Сергия Маркова связано с окормлением воинов: в 2013 году он стал помощником командира по работе с верующими военнослужащими одной из войсковых частей. Ныне он возглавляет отдел Смоленской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами. Что предполагает статус военного священника, и какие дополнительные обязанности появились с началом СВО? Как удаётся помогать бойцам справляться с испытаниями, сопровождающими воинское служение? Сколько командировок в зону боевых действий довелось совершить священнослужителю? А также какой отпечаток накладывает на людей боевой опыт, как изменилось их отношение к вере? Об этом зашла речь в интервью.
Добрый день, отец Сергий! С чего началось ваше служение в статусе военного священника?
– Как и все в нашей священнической жизни – с благословения архипастыря. Я был рукоположен в 1998 году и нес служение на разных городских приходах.
В 2013 году митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор подписал Указ и благословил меня на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими в смоленскую войсковую часть. Для работы на должности помощника командира требуется решение министра обороны России. И моя кандидатура была одобрена.
Служение в войсковой части началось с созидания войскового храма во имя великомученика Георгия Победоносца, который владыка Исидор освятил в 2015 году. Мне был выделен командиром для работы кабинет, и я приступил к выполнению своих обязанностей.
В чем они заключались?
– Если говорить официальным языком, то обязанности помощника командира по работе с верующими военнослужащими заключаются в следующем: еженедельное проведение богослужений, обрядов и мероприятий, связанных с воинским служением; ежедневная духовно-просветительская работа; участие в нравственном воспитании воинов и формировании у них сознательной мотивации исполнения воинского долга в соответствии с Военной присягой на основе нравственных ценностей; изучение конфессиональных характеристик личного состава и поддержание межрелигиозного мира и согласия, а также анализ религиозной обстановки в местах дислокации войск и их влияние на выполнение задач по предназначению.
Священник разрабатывает план работы на месяц, на периоды обучения и на год – он согласовывается с заместителем командира по военно-политической работе и утверждается командиром воинской части. Вся работа ведется в сотрудничестве с командирами подразделений, военно-политическим отделением, штабом и психологами. Священник всегда на связи со своими воинами, независимо от их конфессиональной принадлежности, в любое время готов и обязан помогать во всем и духовно поддерживать.
А со времени, когда началась специальная военная операция, к этим моим обязанностям добавилась и работа по оказанию гуманитарной помощи, в том числе по организации взаимодействия с религиозными и общественными организациями – теми, кто может оказать посильную поддержку. Участились командировки, особенно в подразделения, выполняющие боевые задачи в зоне специальной военной операции.
Сколько раз уже побывали на передовой?
– В зоне СВО – три раза. Поездки в тыловые районы даже не считаются за командировки. Командир поставил мне задачу, что каждый военнослужащий, выполняющий боевые задачи, должен иметь возможность принять участие в молитве, Таинствах, беседе со священником. Поэтому посещаю всегда все подразделения, всех воинов, где бы они ни находились.
Как вам удается помогать бойцам справляться с испытаниями, сопровождающими воинское служение?
– Не думаю, что священник своими силами может справиться с таким опытом. Справляется со всем только Господь. Задача священника –помочь человеку встретиться с Богом. А дальше Сам Христос уже помогает человеку справиться, если тот откроет Ему своё сердце. Вот почему главная задача священника на фронте – это молитва и Таинства. Проведение богослужений и бесед – это напоминание каждому военнослужащему, что в нём есть образ Божий, чтобы несмотря на всю эту жестокость и кровопролитие боевых действий он сохранял в себе искорку Божией благодати, человечность и помнил о своём высоком призвании быть защитником Отечества. Нужно напоминать об этом человеку и помогать найти Бога на своём жизненном пути. Тогда все будет хорошо.
Расскажите, пожалуйста, о духовных традициях, которые особенно важны для военнослужащих.
– Воины помнят о завете нашего великого полководца Александра Васильевича Суворова, который говорил: «Всегда молись Богу, от Него победа, Бог – наш генерал, он нас водит. Без молитвы ничего не начинай, сабли не обнажай, оружие не заряжай». Поэтому военные стараются всё это соблюдать.
Любое начинание у военнослужащих начинается с молитвы. Это и начало зимнего и летнего периода обучения, присяга, командировка в зону боевых действий. Торжественный молебен, благословение, окропления святой водой. Молиться в армии никто не заставляет – воины делают это по велению сердца.
Изменилось ли в целом отношение военных к Богу, к Церкви, к молитве, к священникам?
– Изменились сильно сами люди. Все, кого я знал до специальной военной операции, сегодня стали совершенно другими. Теперь это люди мудрые, которые переосмыслили свою жизнь и ценности в ней. Они уже по-другому воспринимают мир, ценят простые человеческие радости. Естественно, отношение к Богу стало более трепетное, более глубокое. Когда человек постоянно заглядывает в глаза смерти, он отлично понимает и цену жизни, и насколько Господь помогает человеку в этой жизни.
На укрепление веры военнослужащего влияет и отношение самого священника к выполнению своего пастырского долга.
Без личного примера, без дел проповедь не будет воспринята. Каждый военнослужащий смотрит, как священник поведёт себя в той или иной ситуации. Если у священника слова не расходятся с делами, то воины следуют за таким пастырем. Каждый священник старается выполнять приказы командира, быть со своей военной паствой. Нужно идти на передний край – священник идёт, не задумываясь. Там требуется постоянно свидетельствовать о своей вере через дела и поступки. Это, конечно, не просто, но с помощью Божией всё возможно.
Если вернуться назад в прошлое, посмотреть на Вас юного, молодого, какие бы мы увидели изменения в своем отношении к жизни сегодня?
– Я повзрослел духовно, стал более ответственным. Понимая, что в мои руки Господь, через благословение владыки, вручил духовное окормление воинов, я серьезно отношусь к своему служению военного священника, стараясь научить, предостеречь, уберечь молитвой. Если где-то что-то я не доработал и что-то произойдёт с воином по моей халатности, это будет тягчайший грех.
Человек не знает, какой он, пока его не поставят в те или иные условия. И вот в условиях боевых действий я лучше узнал себя, узнал своих воинов. Господь попускает нам такой опыт, чтобы мы могли переосмыслить многое в своей жизни, принеся Ему покаяние.
Как вы восстанавливаетесь, где черпаете силы?
– Конечно, восстановление происходит через молитву, богослужения. Когда на церковной службе погружаешься в молитву, забываешь обо всем. Ты просто стоишь и молишься, молишься и становишься как заново родившийся. Поэтому всем своим воинам советую: «Плохо тебе? Иди помолись прежде всего, легче же будет. Господь поможет». Молитва, общение с Творцом – вот что восстанавливает, даёт облегчение. Именно Бог врачует Своей благодатью, и никто иной.
Что бы вы могли пожелать тем, кто читает это интервью?
– Быть милосердными, терпимыми. Сейчас трудно всем без исключения. Наверное, Господь посылает нам такие испытания для того, чтобы мы переосмыслили свою жизнь, принесли Богу покаяние, изменились внутренне, стали чище, добрее, совершеннее. Кровь льется, когда в мире становится много зла, равнодушия друг ко другу, умирает любовь в сердцах. В такое время мы должны делать как можно больше добра своим ближним, быть друг ко другу терпимее, помогать, поддерживать. И тогда, когда мы внутри сами преобразимся, преобразится и мир вокруг нас.
Дайте совет, как не впасть в отчаяние.
– Надо доверять Богу и следовать за Ним. Поэтому – молиться и делать на сто процентов все то, что зависит от тебя. Остальное сделает Господь.
Беседовала Марина Княжинская