Найти тему

Пара слов о рекламе и рациональности

Вопрос о том, как в Петербурге прошлого и позапрошлого столетия архитекторы занимались поиском доходных заказов был для меня всегда крайне интересным. Вариантов существовало достаточно много. Самыми эффективными безусловно были личные связи и знакомства. Не менее значимыми – солидные рекомендации в определённых кругах. Было конечно еще и участие в конкурсах (иногда с очень приличным премиальным фондом), и возможность продемонстрировать свои таланта «по службе», и конечно другие, пусть и не очень очевидные возможности, а порою и откровенные случайности…Прямая реклама своих услуг через «массовые каналы коммуникаций» в этой среде была явлением весьма редким. Хотя случалось и такое. И даже с определённым результатом…

Архитектор Карл Эрнестович Маккензен приехал в Петербург в самом начале прошлого века. Карл Эрнестович был подданным Германской империи, учился в Нейштадте, Ганновере и Берлине, где и начинал свою профессиональную деятельность. Трудно сказать что привело его в Россию (о его жизни вообще известно крайне мало), но похоже прибыл он с определёнными профессиональными рекомендациями к Петербургскому Обществу архитекторов в числе членов которого была довольно внушительная и серьезная «немецкая диаспора». А вот воспользовался этими рекомендациями Карл Эрнестович весьма своеобразно. Он начал публиковать в самом известном отечественном архитектурном журнале «Зодчий» собственные проекты-идеи, выполненные в очень популярном тогда на его родине югендстиле (кому интересно – можно полистать подшивку журнала за 1904-й допустим). Более того, Карл Эрнестович стал активно изучать русский язык, а в марте 1904-го даже провел публичную выставку своих работ в зале собраний Общества архитекторов. Подобный «импортированный» подход был непривычен для российской столицы, но свои плоды принес довольно быстро. Уже в 1905-м Маккензен создает наверное самую известную и роскошную свою работу – знаменитые интерьеры ресторана «Европа» - своеобразный эталон югендстиля в Петербурге. Рекламная компания и наглядная демонстрация (да еще какая) своих возможностей позволили Карлу Эрнестовичу выйти и на очень оживленный тогда рынок строительства доходного жилья. Впрочем у этого рынка были свои условия…

Маккензен быстро убедился, что уровень конкуренции в Петербурге чрезвычайно высок, а выбор исполнителей очень профессионального уровня весьма обширен. При этом, далеко не все заказчики были готовы платить за «вычурную оригинальность» и предпочитали ограничивать расходы решением совершенно утилитарных задач. Скорее всего именно эти условия определили в конечном итоге тот очень сдержанный и рациональный вариант излюбленного стиля в котором Карл Эрнестович будет строить доходное жилье. 

Дом на углу Конной улицы и Перекупного переулка был построен в 1910-м и, на самом деле, это отнюдь не первая и совсем не последняя его работа. Просто очень показательный и характерный пример. Здесь есть привычные для модерна формы и разная фактура отделки, но уже без каких либо ярких декоративных акцентов. Все по деловому строго. Планировка парадных тоже явно оптимизирована и сделана без «лишнего» свободного пространства точно соответствуя расположению квартир разного «класса».

-2

-3

-4

-5

Довольно простой декор и рисунок лестничных ограждений.

-6

Наверное единственное «потворство» собственным вкусам – это характерная и излюбленная Маккензеном «геометрическая» расстекловка окон в парадных с использованием простых, но изящных цветных вставок…

-7

-8

-9

Интересно, что есть тут и примечательная «хозяйская» делать – барельефы с женским профилем. Скорее всего – это портрет дамы владевшей домом. Одно время подобные портреты были популярны в столице…

-10

Этим участком в Песках с 1897-го владела Анна Александровна Васенина и, соответственно, доходный дом Карл Эрнестович строил именно по ее заказу. Анна Александровна была супругой купца второй гильдии Ивана Васильевича Васенина магазин которого на Загородном проспекте торговал…зонтиками. Чета Васениных и их дочь жили в доме, где собственно и располагался магазин главы семейства, а доходный проект появился только тогда, когда Ивану Васильевичу было уже 57 лет. К 1917-му Иван Васильевич, судя по всему, уже скончался, а Анна Александровна с дочерью перебрались на жительство в собственный дом, который построил Маккензен.

В конечном итоге, несмотря на все свои «рекламные» усилия и выработанный «оптимальный стиль» Карл Эрнестович Маккензен не был завален заказами. За десять лет работы в Петербурге он смог реализовать только шесть проектов и в этом отношении сильно уступал «местным» коллегам. Правда, несмотря на скромную практику, он таки умудрился приобрести земельный участок и построить собственных доходный дом в тех же Песках. В 1915-м имя Маккензена исчезает из Петербургских справочников. Учитывая, что он оставался германским подданным – удивительного в этом нет, но о том, что было дальше мы сегодня к сожалению так и не знаем…     

Такая вот история.